Его продают как сувенир или предмет искусства, собирают в регионах с хорошей экологией и экспортируют — например, в Китай. При этом цены на воздух могут достигать десятков тысяч долларов.
Произведение искусства
В 1962 году французский художник-авангардист Ив Кляйн продал пустое парижское пространство — «Зону нематериальной изобразительной чувствительности» (Zone of Immaterial Pictorial Sensibility) — американскому сценаристу Майклу Бланкфорту за 14 золотых слитков, почти $2000 по курсу на 2022 год.
Его передача сопровождалась сжиганием документов о приобретении, также нужно было выбросить половину золота при свидетелях. Соблюдая ритуал, покупатель получал «неотъемлемые и абсолютные» права на «Зону».
Кляйн работал с пространством, однако во французском еженедельном журнале об искусстве Arts его перформанс назвали продажей ветра.
Позднее предметом искусства становился буквально воздух. В 2014 году пекинский художник Лян Кеган посетил юг Франции — чистое небо региона контрастировало со смогом столицы Китая.
Кеган решил привлечь внимание к проблеме загрязнения атмосферы в своей стране: собрал французский воздух в банку и, вернувшись домой, выставил её на аукцион. Лот приобрели за $860, его покупатель неизвестен.
В июне 2021 года итальянский художник Сальваторе Гарау продал нематериальную работу под названием I Am за более чем $18 тысяч. I Am — «пространство, наполненное энергией», которое, по задумке Гарау, должно активизировать силу воображения зрителя.
Как отмечает The Sydney Morning Herald, воздушное пространство привлекает современное художественное сообщество своей бестелесной, но всеобъемлющей природой.
Предмет коллекционирования
В 2015 году поклонник музыканта Канье Уэста из Пенсильвании выставил пакет с надписью Air from Kanye show («Воздух с шоу Канье») со стартовой ценой в $5.
За лот боролись 90 человек, повысив его стоимость до $60 тысяч. Когда цена преодолела эту отметку, пакет удалили с сайта. Вскоре у пенсильванского продавца появились последователи — но большая их часть не могла доказать своё присутствие на концертах рэпера.
В том же году британская группа One Direction дала свой первый концерт в Сингапуре. Узнав о придумке фаната Уэста, сингапурские поклонницы тоже собрали воздух, однако продавать его не стали. «Никогда не продам его, он бесценен. Кроме того, цена на него может быть выше — думаю, он может стоить $1 млн», — говорила одна из девушек.
Время от времени появлялись лоты с выступлений и других артистов. Например, в 2017 году пакеты с концерта Джастина Бибера стоили от $20 до $200, а с шоу певицы Адель — более $1500.
В июле 2021 года на продажу снова выставили воздух с концерта Уэста. Теперь фанат продавал пакет с Donda Dro за более чем $3000. Для подтверждения подлинности он сфотографировал его на фоне выступления музыканта. К концу торгов продали за $7600 — покупатель неизвестен.
В декабре 2021 года звезда британского реалити-шоу 90 Day Fiancé Стефани Маттон заявила, что продает свои газы незнакомцам. По её словам, в неделю на них удаётся заработать около $50 тысяч, а покупают их потому, что «она действительно хороший человек, а ещё горяча».
Сувенир
Некоторые фирмы продают воздух в качестве сувенира. В России так делала, например, компания из Санкт-Петербурга «Лучникофф».
В 2003 году предприниматель начал продавать консервированный запах Петербурга по 300–500 рублей за банку. Сперва компания выпустила тысячу банок, позднее производство достигло 30 тысяч ёмкостей в год. В 2006-м 10 тысяч проданных сувениров могли принести $20–30 тысяч.
В 2022 году продукции от «Лучникофф» нет в продаже, однако на маркетплейсах Ozon и Wildberries есть похожие продукты от других производителей по цене от 210 до 550 рублей.
Ароматы туристических городов мира представлены, к примеру, на американской площадке хендмейд-товаров Etsy — его продают компании Fattrol и CannedAirFrom. Стоимость одной банки от первого производителя составляет чуть больше $13 — около 1000 рублей.
В отзывах покупатели делятся, что консервированный воздух — отличный подарок для друзей, которые любят путешествовать, и хорошая идея для поклонников отдельных городов.
CannedAirFrom появилась на платформе в 2014 году и с тех пор продала только 14 банок, в 2022 году они стоят по $10 за штуку.
Упаковка консервированного воздуха Нью-Йорка от CannedAirFrom
Утилитарный продукт
Ухудшение экологической обстановки в отдельных регионах создало для бизнеса возможности для экспорта чистого воздуха. По данным международной финансовой организации The World Bank, в 2014 году содержание опасных для человека частиц PM2.5 в атмосфере Китая в среднем составило почти 60 мкг/м³, а в Индии — почти 90 мкг/м³ при безопасном показателе в 10 мкг/м³.
Канадская компания Vitality Air
В начале 2014 года канадцы Моисей Лам и Трой Пакетт наполнили пакет воздухом и в шутку разместили на eBay за 99 канадских центов — меньше, чем за $1. Его купили, и тогда друзья повторили эксперимент. Цена на новый лот поднялась уже до $168.
В 2015 году партнёры основали компанию по продаже воздуха Vitality Air. Продукт собирают в горной местности Банф: в течение 40 часов закачивают через трубы в установленный на машине воздушный компрессор. В качестве упаковки Лам и Пакетт выбрали алюминиевый баллон с крышкой-маской.
Баллон от Vitality Air. Источник: This MARKETERs Life
Бизнес канадцы запустили на собственные деньги — на это ушёл $1 млн, ещё $74 тысячи они потратили на грузовик и прицеп к нему. Также предпринимателям пришлось пройти курсы по забору и транспортировке воздуха — это обошлось им более чем в $250 тысяч.
В июне 2015 года Vitality Air продала свою первую канистру. Через несколько месяцев пришёл заказ на 5000 бутылок из Китая — по словам Лама, там воздух покупают руководители крупных фирм для более продуктивной работы. В первый год продажи компании составили $30 тысяч.
Позже заказы поступали из Индии, Вьетнама, Южной Кореи, Ирана, Греции и Мексики. В 2016-м продажи выросли до $230 тысяч, а в 2017–2018 годах — до $300 тысяч. Цена за один баллон составляла от $13 до $32 в зависимости от объёма, а в Китае иногда доходила до $64.
До 2018 года собранный воздух доставляли в гараж, где он вручную переливался по бутылям. Затем его стали разливать на полностью автоматизированном заводе Vitality. На такое расширение производства ушло более $1 млн.
Также Лам и Пакетт открыли филиалы в Швейцарии и Австралии. Из-за популярности продукта в Азии Vitality Air привлекла партнёра в Южной Корее и открыла филиал и там под названием Jiri Air.
При этом, как отмечают предприниматели, их продукты не призваны решить проблему загрязнения окружающей среды. «Мы как Starbucks — для удовольствия», — говорит Лам.
Последователи Vitality Air
Британская Aethaer и новозеландская Breathe Easy
О канадской фирме узнал англичанин Лео Де Уоттс. В 2015 году вместе со своей семьёй он стал собирать кислород с помощью «воздушных ловушек» — непроницаемых сетей — с горных склонов в Дорсете.
В 2016 году Де Уоттс основал компанию Aethaer. В первые недели после открытия клиенты из Азии купили около 180 банок с британским воздухом — тогда они стоили по $115. На январь 2022 года цена составляет $125. Позднее помимо Дорсета cбор стали осуществлять в Йоркшире, Уилтшире, Сомерсете и Уэльсе.
«Собирая совершенство» — сотрудница Aethaer рассказывает о нюансах сбора воздуха
К 2018 году компания продала банок на $30 тысяч, однако продукт привлекает внимание к другому проекту Aethaer — приложению для отслеживания состояния атмосферы.
Подобно Aethaer вслед за Vitality Air в 2016 году воздух стал продавать новозеландец Филипп Дюваль под брендом Breathe Easy — идея пришла к нему после деловой поездки в угледобывающий китайский город Синтай.
Продукцию экспортируют в основном в Китай, а также в Южную Корею, Таиланд, Индию и Вьетнам. С началом пандемии Covid-19 компания выпустила бутилированный кислород с примесью новозеландского воздуха, а в 2020-м приступила к созданию кислородных баров при медицинских центрах по всей стране.
Российская Altay Air
Предприниматель из Горно-Алтайска Сергей Кухтуеков узнал о Vitality Air в 2019 году. Он решил проверить, пригоден ли кислород родного края для продажи — оказалось, что по чистоте он не уступает канадскому.
В том же году вместе с партнёром он запустил производство воздуха в баллонах под маркой Altay Air. Запуск включал несколько этапов:
-
Поиск подходящего места — для этого связались со специалистами по изучению атмосферы и экологами и с их помощью выбрали Семинский перевал.
-
Разработку технологии сбора — известные методы не подошли предпринимателям, так как, по их словам, воздух неизменно протухал. Нужного результата достигли с помощью установки, использующейся в военной промышленности, однако детали конструкции партнёры не раскрывают.
- Выбор рынка сбыта — из-за сильной загрязнённости атмосферы и уже существующего спроса остановились на Китае. Это повлияло на дизайн тары — поскольку китайцы в среднем немного ниже и меньше россиян, баллоны и крышку-ингалятор для них сделали более маленькими, чем у конкурентов.
Баллон Altay Air в использовании. Источник: НГС
В год открытия Altay Air продала более 30 тысяч баллончиков в Китай, стоимость одного составляла около 350 рублей. Также с 2019 года компания выпускает «воздушные композиции для дыхания» с увеличенным содержанием кислорода под названием Ephyn — с чабрецом и кедром.
Первый компонент должен оказывать тонизирующее действие, а второй — успокаивающее. В феврале 2022 года одна бутыль ароматизированного кислорода стоит 570 рублей.
Помощница генерального директора ВОЗ Флавиа Бустрео подчёркивает, что чистым воздухом нужно дышать постоянно — краткосрочные меры не могут повлиять на здоровье человека. При этом старший преподаватель Университета королевы Виктории в Веллингтоне Гао Хунчжи считает, что продающие воздух компании наживаются на страхах жителей загрязнённых регионов.
«Людям некуда деваться. Что ещё им остаётся делать? Покупка таких продуктов — способ, который помогает им сдержать отчаяние и снять напряжение, отвлечься», — говорит он.
Автор: Mariam Karapetyan
Заглавное фото: Лян Кеган на юге Франции в процессе создания своей работы // Artnet