Русские Вести

КОШМАРЫ ОБМЕЛЕНИЯ


С проблемой обмеления ключевых для региона рек, с которой столкнулась столица нашей Башкирии Уфа — пытаются что-то делать по всей России. Напомню, что река Белая обмелела за последние три десятка лет более чем вдвое! Что же случилось с реками? Почему уходит вода? И не получим ли мы в этом году не только засушливое, как нам обещают, но и вовсе безводное лето? Ведь в бассейне привычной и родной нам гидросистемы Волги (Волга-Кама-Белая) проживает 40% населения всей страны.

Специалистами также подмечено, что обмеление рек Башкирии имеет определенную цикличность. Другой вопрос, какие именно это циклы и чем это обусловлено – на этот счет единого мнения пока нет. Но то, что запасы пресной воды не меньшая ценность, чем нефть и природный газ, – факт бесспорный. И если обмеление башкирских (да и в целом российских) рек продолжится, нас вполне может ожидать ее острая нехватка.

К сожалению, разговоры об ухудшении экологической обстановки, затихшие было к концу 90-х, вновь обретают актуальность. За последние два десятилетия мы могли наблюдать в нашем регионе и 40-градусную жару, и по-летнему жаркие осенние месяцы, и теплые, временами дождливые зимы. В то же время еще не так давно произошел печально известный «снежный апокалипсис», попавший на федеральные и зарубежные телеканалы, несколько раз к нам приходили 30-градусные морозы, а пару раз снег выпадал даже в мае и июне.

Все это не происходит само по себе. Такая чехарда с погодой и сменой сезонов вызвана прежде всего нашим негативным влиянием на окружающую среду. Люди продолжают жить по принципу «после нас хоть потоп», как до этого жили многие поколения, «подарившие» нам пересохший Арал, истерзанные атомными взрывами атоллы в Тихом океане и многочисленные могильники самых различных отходов.

Разумеется, никто не призывает закрывать предприятия и возвращаться в леса и пещеры. Но между любыми крайностями всегда есть золотая середина, которую пока еще не поздно найти.

Чего же нам следует ожидать? Мнения специалистов разделились на два диаметрально противоположных. Часть из них считает, что еще с 2004 года реки Волго-Камского бассейна, в который входит и гидросистема Башкирии, вступили в новый цикл маловодья. Продлиться он, по мнению ученых, должен до 2025 года. При этом ежегодно потери воды могут составлять от 30 до 40% от средней многолетней величины. Иными словами, в ближайшей перспективе перед нами вырисовывается нехватка воды в течение целого десятилетия.

Другие же специалисты считают, что сейчас как раз наоборот наблюдается увеличение поверхностного стока рек, а нынешний маловодный год, равно как и прошедшие 2008-2010 гг., – это всего лишь незначительные отклонения от восходящего тренда. Если сравнивать с предыдущим тридцатилетним периодом, утверждают специалисты, имея в виду 1960-90-е гг., поверхностный речной сток уже превышает прошлый на 10-12%, что, в свою очередь, дает надежду на увеличение водности рек, впадающих в Волгу и её притоки.

Тем не менее удар по рыбным ресурсам Башкирии уже был нанесен. Из-за сильного обмеления рек численность рыб резко сократится, у многих видов просто-напросто не будет ни места, ни времени для нереста. Сорван окончательно нерест жереха в устье Дёмы... От рек и озер зависит очень многое. Нарушение природного баланса может привести к настоящей трагедии. Не грозит ли нам она из-за обмеления башкирских рек?

Во всяком случае, об экологическом ущербе уже можно говорить смело. Отдельной строкой идут потенциальные лесные, полевые и торфяные пожары, на тушение которых как раз и потребуется огромное количество воды, нехватка которой уже очень скоро начнет ощущаться. И, конечно, не стоит забывать о нашей болевой точке – тверской городской свалке, источающей сомнительные ароматы и периодически самовозгорающейся в любую погоду.

Тендеция всеобщая: в 2016 году резко обмелели наши Иртыш и Амур – из верховий первого китайцы резко увеличили отбор воды, второй теми же китайцами усиленно загрязняется. И здесь, безусловно, речь идет исключительно об антропогенном влиянии на речной сток.

В новейшей истории человечества уже есть грустный пример того, к чему могут привести непродуманные изменения в гидрографии. Конечно же, речь идет об Аральском море. Точнее, уже о бывшем Аральском море, а ныне — двух независимых и продолжающих усыхать водоемах.

Трудно поверить, но до начала своего усыхания Аральское море было четвертым по площади озером в мире – после Каспия, Верхнего озера в Северной Америке и озера Виктория в Африке. А началась его деградация в 60-е годы прошлого века, когда часть рек Сырдарьи и Амударьи через систему оросительных каналов стала забираться на хозяйственные нужды Туркмении, Узбекистана и южного Казахстана. В результате Арал значительно обнажил дно, покрытое морскими солями с примесью самых различных химикатов. Ежегодно с высохшего дна Аральского моря ветрами поднимается до 150 млн. тонн таких солей. Содержащийся в них яд был обнаружен даже в крови антарктических пингвинов, на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии и на полях Беларуси. Больше всего пострадали дети, малоимущие жители городов и сельской местности. В Приаралье и сейчас самая высокая детская смертность среди стран СНГ (75 на 1000 родившихся), а также довольно высокий уровень материнской смертности (около 120 смертей на 10 тыс. родов). В регионе увеличилось количество заболеваний туберкулезом, тифом и паратифом, гепатитом, участились случаи гипертонии и психосоматических заболеваний. Медики связывают все эти неприятные явления именно с усыханием моря и его последствиями.

В конце 80-х годов Арал распался на два изолированных водоема – Северное (оно же Малое) и Южное (Большое) Аральское море. На начало нового тысячелетия (в 2003 году) площадь поверхности этого некогда полноводного озера составляла около четверти первоначальной, а объем воды – всего лишь 10%! Абсолютный уровень воды снизился на 22 метра ниже исходного уровня (в сравнении с данными конца 50-х годов).

Мало кто знает, но вместе с Аралом погибло 50 крупных озер в дельтах рек Сырдарья и Амударья. Порты Аральск, Муйнак и Казахдарья были закрыты из-за отсутствия воды. С конца 80-х и по сей день в Приаралье отмечается высокий уровень безработицы.

Разумеется, винить в происходящем только жару и редкие осадки было бы несправедливо. Ученые сходятся во мнении, что один из факторов обмеления – это хозяйственная деятельность человека. Людям требуется все больше и больше воды для орошения сельхозугодий, работы промышленных предприятий и бытовых нужд.

Источник: economicsandwe.com