Русские Вести

Кижи: заповедный остров или туристический рай?


Концепция развития музея-заповедника предполагает как сохранность архитектурно-экологической среды, так и коммерческую выгоду.

Территорию музея-заповедника Кижи освоят в полном объеме — туристам будет доступна и та часть острова, что ранее не посещалась организованными группами. Нововведения повлекут за собой увеличение количества посетителей — с 200 тыс. до 310 тыс. человек в год и двукратный рост внебюджетных доходов — с 80 млн до 165 млн рублей. Эти факты и цифры приведены в концепции развития музея-заповедника, одобренного на коллегии Министерства культуры.

— Концепция направлена на решение нескольких проблем, — сказала директор музея-заповедника Елена Богданова. — Это в том числе проблема транспортной доступности острова и неразвитости его инфраструктуры, незавершенность создания экспозиционных секторов, а также недостаточная сохранность объектов культурного наследия.

По мнению замминистра культуры Аллы Маниловой, курирующей туристическую отрасль, реализация концепции сулит немалую прибыль.

— Культура и культурные продукты должны приносить доход. Это позволяет вновь и вновь вкладывать в них заработанные деньги, — подчеркнула Манилова.

Вместе с тем расширение и модернизация заповедника, способные привлечь в Карелию дополнительные туристические потоки, могут иметь негативные последствия. В том числе и утрату «заповедности». Печальным примером служит освоение другого острова — Валаама, где развитие туристической инфраструктуры привело к разрушению архитектурной и экологической среды.

По мнению директора Исторического музея Алексея Левыкина, принимавшего участие в обсуждении концепции, такая вероятность действительно существует, но в Кижах имеются все условия для ее минимализации. Большим плюсом является то, что модернизацией займется команда музея.

 — Музейные работники хорошо понимают, что такое антропогенная опасность. Знают, что увеличение посетителей сверх нормы может привести к необратимым последствиям. Заповедник обладает очень хорошим кадровым составом. Ему по силам взять под контроль работу на всей территории, обойдясь без услуг частных фирм, которые в своей деятельности часто не учитывают особенностей заповедных зон, — отметил в беседе с «Известиями» Алексей Левыкин.

Большинство проектов по расширению и модернизации заповедника были предложены еще в 1970-годы, в том числе и проект строительства дороги Великая Губа — Оятевщина. Согласно концепции, проект будет завершен, что «значительно удешевит транспортные расходы туристов», и в то же время, возможно, нарушит экологическую целостность местности. К счастью, не заповедной. Шоссейную дорогу проложат до пункта, расположенного напротив Кижей, а прибытие туристов автотранспортом ограничат входной зоной.

— Это дорога не в Кижи, а на близлежащую территорию, — подчеркнул Алексей Левыкин. — Чтобы попасть на остров, нужно будет поменять транспортное средство. А это те же проверенные, экологичные лодки.

Концепция развития музея-заповедника Кижи рассчитана на 2017–2027 годы. В результате должен появиться «многофункциональный инновационный центр сохранения, изучения и популяризации культурного наследия». Предполагается создание нескольких новых экспозиционных секторов и разработка проекта достопримечательного места «Кижская волость». Запланировано строительство нового фондохранилища, центра ремесел и фольклора, воссоздание интерьера ряда часовен. Кроме того, в музее-заповеднике планируется открыть образовательный центр реставрации деревянного зодчества. 

Остров Кижи ежегодно посещают около 150 тыс. человек, в 2015 году поток туристов превысил 162 тыс. В управлении музея находится 80 объектов деревянного зодчества, 74 из них расположены на острове и входят в так называемое Кижское ожерелье. В фондах музея значится 53 тыс. единиц хранения.  

Источник: izvestia.ru