Лера минуту смотрела в одну точку сквозь лобовое стекло автобуса даже не мигая. Затем встряхнула головой, медленно повернула её в сторону нашего «гида» Кати, которая всё это время продолжала рассказывать о Норильске и его специфике, и даже не слыша, о чём сейчас идёт речь, перебив, спросила:
— Подожди, реально 750 километров? Как это можно было выкопать? И почему тогда земля не проваливается и Норильск до сих пор не ушел под землю?
От неожиданности Катя замолчала и было слышно лишь звуки автобуса. Лера смотрела на неё в упор своими большими глазами, даже не осознавая, что она сейчас, как тот жираф из анекдота, которому дошло с опозданием.
— Обалдеть, я даже не могу себе представить, как оно там всё выглядит, под землёй, — услышанное о подземных рудниках Норильска повергло её шок удивления: девушка всю жизнь провела в Москве и всё, что она видела из подземного — это метро. А тут вдруг услышала такую неожиданную для себя информацию и не смогла её соизмерить в своём представлении.
Если подняться над Норильском на вертолёте и посмотреть вниз, никогда не догадаешься, что там, под землёй, под всеми этими замёрзшими сейчас и топкими летом болотами, под городом и его районом Талнах, располагается гораздо более гигантский город, чем все населённые пункты вокруг вместе взятые.
Здесь, под землёй, находятся самые большие подземные рудники России, в которых добывается стратегическое сырьё: никель, кобальт, медь, платина, палладий и другие цветные металлы.
И они не просто огромные, они еще и очень глубокие, а между подземным городом и болотами таймырской лесотундры с расположенными в ней Норильском и городами-спутниками находится еще и толстенный слой вечно мерзлоты.
Попробуйте себе представить, и почувствуйте себя нашей Лерой.
Всего в Норильске 6 действующих рудников — самый большой «Таймырский», самый молодой и глубокий «Скалистый», самый первый «Заполярный», с которого начинался Норникель, послеГУЛАГовские «Маяк», «Комсомольский» и «Октябрьский».
Все они расположены глубоко под землёй, под вечной мерзлотой. Можно только догадываться, как умные люди-геологи в далекие 30-40-60-е годы без компьютерных метолов, современной техники и экипировки выживания сумели разведать эти месторождения и оценить потенциал их запасов, чтобы страна инвестировала в этот суровый край гигантские деньги, построила 150-тысячный город, гигантские металлургические заводы, привезла десятки тысяч людей, которые пробурили в скалах на глубине от километра до двух (!) более 750 километров подземных выработок.
Это сейчас есть современная техника, буровые машины, крепильное оборудование, компьютерное моделирование и 3D-карты подземных лабиринтов.
А тогда… И люди ковыряли и ковыряли скалу, добывая руду, которую нужно ещё поднять наверх(!) и извлечь из неё ценные металлы.
Находясь в районе Талнах сверху, даже не скажешь, что прямо под твоими ногами на 2 километра внизу уходит гигантский стволы шахты, по которому каждый день в три смены 365 дней в году опускаются и поднимаются тысячи рабочих, и по которым 24/7 поднимаются сотни тысяч тонн руды.
Одни из шести норильских рудников — «Скалистый» и вовсе является уникальным в мире. Это самая глубока шахта и в России, и в Евразии, и единственная такая, расположенная за Полярным кругом. Её глубина 2056 метров. И когда наверху в январе температура -50 градусов, внизу, в забое — около 40 градусов тепла.
Наверное, у вас давно возник вопрос: сколько вообще добывают из этих гигантских рудников? Я вам отвечу. Только за последний год из подземных шахт в Норильске на поверхность было поднято 17 миллионов тонн руды!
Для понимания, сколько это, скажу, что 242 тысячи железнодорожных вагонов.
А если эти вагоны составить в одни поезд, то его длина составит 3400 километров. Это почти как расстояние от Москвы до Новосибирска!
Так что не удивительно, что Лера не могла собрать у себя в голове представление о том, какого реально размера рудники под Норильском.