С момента основания поселка Баренцбург на Шпицбергене прошло 100 лет. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
В советские годы желающих устроиться на работу в шахты Шпицбергена было много – платили за работу там, на Крайнем Севере, на малонаселенном архипелаге, очень хорошо. Но конкурс был жесткий – по здоровью шахтеры не должны были уступать космонавтам, а то и быть лучше. Правда, домой возвращались уже не такие пышущие здоровьем мужчины – на материк они привозили различные заболевания. Эта северная земля много дает, но и много забирает.
Космос, воронки и земная кора
- Почему Шпицберген нас так притягивает и так интересен именно для медико-биологических исследователей? Это уникальная территория, таких больше на планете нет. Архипелаг находится в зоне так называемой форточки в космос. Это особое строение магнитосферы Земли в виде воронки, где взаимодействие солнечного ветра с магнитосферой Земли наиболее выражено. И частицы космических лучей – солнечные протоны – беспрепятственно проникают в атмосферу, единственное препятствие – глубина атмосферы. А в остальных местах планеты магнитный экран защищает поверхность от проникновения, - объясняет главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике КНЦ РАН доктор биологических наук Наталья Белишева.
С момента основания поселка Баренцбург на Шпицбергене прошло 100 лет – к этой дате в Мурманске прошла научно-практическая конференция, на которой Наталья Белишева представила доклад о медико-биологических исследованиях на архипелаге.
На его территории Советский Союз начал важнейшие исследования, которые не теряют значимости и в наши дни. Особенно пристально наука наблюдает за тем, как меняются в Арктике все тонкие настройки человека, почему люди по-разному ведут себя на материке и на архипелаге. Впрочем, не только люди. Здесь, на Шпицбергене, на людей влияет множество факторов, например, потоки не только из космоса через «форточку», но и от земной коры.
- В этой области развиваются уникальные электромагнитные события, которые приводят к биотропному влиянию со стороны электромагнитных полей земного и космического происхождения. Более того, при определенных космических событиях в этих широтах возникают так называемые пульсации, которые соответствуют ритму человеческого мозга. Поэтому Шпицберген – это та территория, где психоэмоциональный, психологический эффекты влияния космической погоды и космоса наиболее выражены, - рассказывает Наталья Белишева.
Земля красоты и страха
Современным ученым очень повезло, что в 1974 году трестом «Арктикуголь» стал управлять Николай Гнилорыбов, который особое внимание уделял здоровью всех, кто приезжал сюда работать. Он поднял медицину здесь на превосходный уровень. «Построил идеальный коммунизм», - говорили о работе Гнилорыбова в то время. Но самое важное, что под его руководством были структурированы важные данные обследований и историй болезни, которые сохранились до наших дней и дали богатую почву для новых поколений ученых. Еще в 70-80-х годах было известно, что здоровые, как космонавты, шахтеры на Шпицбергене вдруг впадали в депрессию, испытывали чувство тревоги, паники, страха, жаловались на проблемы с венами. И сейчас ученые, побывав на архипелаге, отмечают изменения в своем состоянии: повышается свертываемость крови, сосуды становятся более жесткими.
Шпицберген не торопился открывать ученым свои тайны (и до сих пор продолжает это делать). Например, долгое время советские исследователи считали, что в Арктике нет землетрясений. Потом же стали происходить такие возмущения земли, что разрушались шахты, а исследования показали – Арктику еще как трясет (фиксировали и по 34 тысячи сейсмических событий в год)! И не только землю – случаются здесь и льдотрясения.
Многие люди даже не задумываются, что такие события тесно связаны с работой нашего организма.
- Как правило, сейсмические явления сопровождаются энерговыделением. А человек, можно сказать, акцептор энергии при помощи различных своих систем: мозга, сердца и так далее. Поэтому любая энергия, которая структурирована в соответствии с ритмами организма и органов, системами, тканями, воспринимается человеком и преобразуется, - продолжает Наталья Константиновна. - Такие явления, как сейсмическая активность, сопровождаются инфразвуком, и он тоже является одним из биотропных агентов, влияющих на организм человека. Инфразвук - очень мощное психотропное оружие, вызывает состояние паники, депрессии, страха, и в сочетании с влиянием космоса это приводит к определенным эффектам. Именно на Шпицбергене, и вообще в высоких широтах, происходят различные инциденты, случаи, когда человеческий фактор играет определяющую роль.
Совпадения не случайны?
На Шпицбергене действительно часто случаются различные происшествия. Например, в июне 2018 года пассажирский катамаран Aurora Explorer, на борту которого находилось более 120 человек, столкнулся с причалом в порту Баренцбурга.
В августе 1996 года в 14 километрах от аэропорта Свальбард, Лонгйир упал Ту-154, на борту находились 130 пассажиров и 11 членов экипажа. Эта авиакатастрофа считается крупнейшей гражданской в северных широтах. Самолет при заходе на посадку врезался в гору, все, кто находился на борту, погибли. 26 октября 2017 года во время снегопада пропал вертолет Ми-8, летевший из поселка Пирамида в Баренцбург. Спустя несколько дней обломки нашли на глубине почти 200 метров в Баренцевом море, погибли все, кто находился на борту.
Ученые нашли одну схожую деталь во всех этих и многих других происшествиях.
- Когда я стала анализировать подобного рода случаи, то оказалось, что они, как правило, происходят при полном отсутствии геомагнитной активности. В определенной дозе она необходима. А если идут контрастные влияния (она или слишком высокая, или, наоборот, отсутствует), то у человека начинаются процессы, связанные с состоянием измененного сознания. Наш мозг устроен таким образом, что ему необходимы определенные аккорды частот, как музыкальному инструменту. Если аккорд нарушается или отсутствует, могут возникать совершенно парадоксальные реакции. Например, свои преступления Чикатило совершал в дни нулевой геомагнитной активности. Отмечу, что это пока наблюдения, - поясняет Наталья Белишева. - В области полярного каспа, где расположен Шпицберген, при определенных геофизических процессах возникают длиннопериодные магнитные возмущения и колебания. Это настолько низкочастотные колебания, что они не регистрируются, но они есть. Низкочастотные ритмы обладают потрясающей биоэффективностью и влияют на состояние измененного сознания. Солнечный ветер взаимодействует с магнитосферой Земли и воронки, где происходят наиболее интересные и фантастические события. Например, у работающих на Шпицбергене независимо от их воли может возникать фаза быстрого сна.
В поисках ответов
Когда говорят о Крайнем Севере, то часто пугают полярной ночью. Она и правда не самым лучшим образом сказывается на здоровье коренного населения и вахтовиков. Но не только полное отсутствие солнца на протяжении многих дней опасно – нельзя недооценивать и полярный день. Именно на лето и осень приходится особенное влияние солнечного ветра, которое исчезает в полярную ночь, и возникновение психических расстройств напрямую связано с полярным днем.
- Биологическая система реагирует только на градиенты. А Шпицберген – это сплошные градиенты и неоднородность, - уточняет Наталья Константиновна.
Ученые улавливают связь и между алкоголизмом и снижением геомагнитной активности – в алкоголе люди ищут стимул для мозга, который не получает нужные «аккорды».
Как долго человек может жить и работать в Арктике без вреда для своего здоровья? У науки пока нет ответа на этот вопрос – как раз в его поиске сейчас находятся ученые, которые, несмотря на все трудности (Шпицберген – территория Норвегии, со всеми вытекающими проблемами из-за геополитики), продолжают ездить в Баренцбург.
Мария ПАШЕНКОВА