Первопроходцами считаются японцы, которые начали технологически подходить к вопросу утилизации отходов еще в XI веке. Накопленный опыт тщательнейшей сортировки и постоянно развивающиеся технологии позволили японцам решить «мусорную проблему» на 90%. Европа вступила на путь технологий в XVII веке.
Желание современных людей сохранить целостность окружающей среды для будущих поколений изменило отношение к потреблению. Все больше людей выбирают «low-waste» своим девизом. На самом высоком уровне государственного управления ставятся вопросы сохранения экологии, рациональной переработки и утилизации мусора. Опыт, применяемый в мире, показывает, что человечеству стало под силу не только захоранивать ТБО, а использовать накопленный десятилетиями мусор для получения электроэнергии и даже обучать бактерии редуцировать пластик.
Еще в нулевых мы с партнерами, выезжая в страны Европы, обращали внимание на то, как у них организован сбор мусора. В СМИ все чаще читали статьи о том, что из мусора можно производить товары потребления и даже электричество. А потом мы обратились к экономической стороне вопроса, оказалось, что это очень прибыльный бизнес. В России 10 лет назад основной темой в сфере обращения с отходами был уход от стихийных свалок и переход к цивилизации этого сегмента. Мы, как предприниматели, понимали, что все думают о том, как закопать мусор (= деньги), и это в корне неверный подход.
На сегодняшний день в странах Шенгенского соглашения перерабатывается около 85% всех отходов. Лидером является Швеция, которая не просто перерабатывает 100% отходов, но и закупает мусор в других странах для последующей переработки в электроэнергию.
Таких показателей нашим соседям удалось достичь в результате совместной работы государства и бизнеса над созданием целой экосистемы внутри государства, состоящей из заводов различного назначения, выверенных технологий и людей, в которых десятилетиями воспитывалась культура обращения с отходами.
Экологический инжиниринг — это комплекс целенаправленных действий, результатом которых является создание системы производственных мощностей в целях минимизации ущерба в сфере охраны окружающей среды. Это официальное определение, принятое в мировом отраслевом научном сообществе. Как этот сегмент сегодня организован в Европе.
Говоря более простым языком, экоинжиниринг — это процесс, который должен достичь такой же цикличности как всем нам известный круговорот воды в природе, а именно: товар произведен — использован — выброшен — отсортирован — переработан — произведен другой товар.
Более того, это система отношений государства, научного сообщества, частного бизнеса и граждан. Все производственные мощности — управление полигонами, сортировочные и перерабатывающие станции, предприятия-производители из вторичного сырья, генерирующие компании, это предприниматели, которые также в сотрудничестве с научным сообществом совершенствуют применяемые технологии. Граждане и предприятия других отраслей являются как основными производителями отходов, так и, пожалуй, основными участниками первичной сортировки мусора. Государство, во-первых, отвечает за стимулирование создания и бесперебойной работы эко инжиниринговой системы, в том числе формирование благоприятного инвестиционного климата. Во-вторых, государство — это регулятор правовых отношений внутри рынка и между участниками.
Этот цикл — это полностью экономический процесс. По выводам Еврокомиссии, циклическая экономика, основанная на многократной переработке отходов, позволяет сэкономить большой объем денежных средств без вреда для окружающей среды.
10 лет назад настоящий прорыв в сфере обращения с отходами сделали Нидерланды. Сегодня там на полигоны отправляется лишь 5% отходов. Стать лидером в вопросах эффективности применения технологий и построения логистики утилизации и переработки мусора государству пришлось, так как мусорная проблема в стране достигла критической отметки — просто не осталось места для новых полигонов. А те, что были, наносили вред окружающей среде, в том числе испарениями свалочного газа. Территория Нидерландов — 41,5 тыс. кв. км, на которой проживает 17,5 млн. человек. Для сравнения площадь Рязанской области составляет 40 тыс. кв. км, на которой проживает чуть более 1,1 млн. чел.
Разработанная ими технология рекультивации и дегазации (Multriwell) полигонов позволила возвращать использованные ранее под полигоны земельные участки в оборот и дальнейшего освоения в целях жизнедеятельности человека — развлекательные и спортивные парки, поля для гольфа, даже строительство жилых поселков, все это стало возможно уже через несколько лет после закрытия полигона.
На формирование экосистемы у этой небольшой европейской страны ушло порядка 30 лет. Сегодня сфера утилизации в Нидерландах находится полностью в частных руках, но под постоянным и пристальным контролем со стороны государства, представители которого едва ли не каждую неделю приходят с проверками. Все мусороперерабатывающие компании, а их на территории небольшого государства немало, предельно открыты и прозрачны.
Россия уже вступила на путь осознанного потребления и пересмотра поведенческих стандартов в отношении с отходами. Безусловно, предстоит строительство мусороперерабатывающих заводов и внедрение инновационных технологий при обращении с ТБО, без которых в современном мире обойтись невозможно.
И мы с партнерами стали, по сути, первопроходцами. И тогда сразу решили для себя и своего будущего бизнеса — мы хотим создать компанию, которая будет существовать именно в системе координат эко инжиниринговых технологий. Так и назвали наш корабль — Центр мусороперерабатывающих технологий.
Став операторами полигона «Ядрово», мы создали на этом объекте «showroom» всех освоенных нами технологий: рекультивация, герметизация и дегазация полигона и, самое главное, это производство электроэнергии.
Благодаря нашим голландским коллегам, которые когда-то разработали технологию дегазации, сегодня в Волоколамском районе обеспечена полная санитарно-эпидемиологическая безопасность для жителей близлежащих населенных пунктов и сотрудников полигона. Это первый масштабный пример применения в России подобной технологии.
Следующий практический этап — это внедрение шведской технологии по производству электроэнергии из свалочного газа. Объема свалочного газа, который мы получаем с 5 га полигона в течение года, хватит для обеспечения электроэнергией населенного пункта до 2000 жителей. Таким образом, мы становимся участниками процесса по внедрению альтернативных источников электроэнергии в России. И этим событием мы замыкаем экологический цикл. С момента, когда наше электричество поступит в дома жителей Московской области или на предприятия, мы по праву можем считаться состоявшейся эко инжиниринговой компанией в России.
Конечно, пока это единичные случаи для отрасли. Обстановка на российских полигонах оставляет желать лучшего. Чтобы способствовать процессу тиражирования положительной практики, следует на государственном уровне ставить задачи по созданию безопасного хранения, переработке отходов и обеспечивать прозрачность их выполнения на местах. Скорейшее внедрение мировых стандартов эко инжиниринга будет способствовать экономическому росту и развитию новых бизнес-моделей, а также позволит создавать новые рабочие места.
Электроэнергия из свалочного газа
Источник: smotri.kg