Русские Вести

Эксперт: городское развитие перестало быть строительно-пространственной темой


О комплексном подходе к модернизации городской среды, а также о возможностях современного городского жителя влиять на ее экологичное развитие журналу «Экология и право» рассказал Мартин Бринкманн (Martin Brinkmann), директор компании steg Hamburg, занимающейся этими вопросами в городах северной и центральной Германии.

В 1989 году правительство Гамбурга, задавшись целью развития проблемных районов города, а также реставрации и управления городскими зданиями, учредило компанию, получившую название Stadtentwicklungs- und Stadterneuerungsgesellschaft («Товарищество развития и обновления города»), или, сокращенно, – steg Hamburg. В 2003 году компания была приватизирована, и теперь ее специалисты в офисах в Гамбурге и Дортмунде – более 60 экспертов в сферах обновления и развития города, архитектуры и градостроения, проектирования и девелопмента – выполняют заказы в области городского развития, реновации и управления зданиями в Гамбурге и в других городах северной и центральной Германии и ведут при содействии Евросоюза множество пилотных проектов, в том числе и за пределами ФРГ.

Один из вызовов современного города – комплексный подход к его обновлению, включающий весь спектр вопросов от строительной до социальной сферы. Современное развитие города требует внимания к разным, но взаимосвязанным областям – управлению недвижимостью и реконструкции и модернизации домов, архитектуре и городскому планированию, запросам общества, социальным проблемам и перспективам экономического развития.

Какие сейчас господствуют тренды в Гамбурге и Германии в том, что касается развития городов?

Однозначно, одной из важнейших тенденций является то, что политика городского развития все больше следует «интегрированному» подходу. В сущности, это означает, что городское развитие больше не рассматривается как просто строительно-пространственная тема, а учитывается, по возможности, большее количество социальных факторов. В Гамбурге этот подход выражен, в частности, в «Рамочной программе интегрированного городского развития» (Rahmenprogramm Integrierte Stadtteilentwicklung, RISE). Эта политическая директива городского развития охватывает, наряду со строительными вопросами, в частности созданием новых и усовершенствованием старых квартир, 18 сфер деятельности – таких, как, например, интеграция мигрантов и их семей, образование и интеграция людей с ограниченными возможностями. Следующими тенденциями является все большее внимание к вопросам окружающей среды, адаптация ко все более стареющему обществу и при этом учет многообразия разных стилей жизни, к глобальной экономике и тренду «экономика знаний». Все это в итоге выливается в попытку создать по возможности компактные и гибкие города, которые могут реагировать как на позитивные, так и негативные [факторы внешнего] влияния на городскую структуру.

Чему отдается приоритет: экологичности, удобству, сохранению исторического наследия, экономичности при реконструкции старых кварталов и строительстве новых?

По сути, все это входит в вышеописанную тенденцию интегрированного городского развития, целью которого является реагировать на плюрализированное общество. Экономические и социальные предпосылки для развития городов и общин в Германии в целом одни и те же, но при этом они по-разному влияют на него. Исходя из этого значительно отличаются и приоритеты, в зависимости от города. В то время как растущие метрополии поддерживают меры по защите окружающей среды, строительство новых квартир и создание новых образовательных учреждений, города и общины с сокращающимся населением имеют своей целью реконструкцию исторического центра или привлечение коммерческих предприятий в город, чтобы оставаться привлекательными для молодых людей. Гамбург, например, заявил своей целью строительство ежегодно шести тысяч новых квартир, в городах с сокращающимся населением частично разрушают многоквартирные дома, чтобы сохранить арендные цены стабильными и сократить расходы на содержание ненужной инфраструктуры. При этом общей целью тех и других городов является выполнение федеральных предписаний, например, таких, как поддержка мер по защите климата и городской экологии.

Какие есть формы сотрудничества, учета мнений жителей, гражданского общества, инициативных групп и заказчика работ?

Как только речь заходит о поддерживаемых государством мероприятиях в сфере городского развития, общественное участие становится обязательным. Законодательно также предусмотрено общественное участие при создании плана городского развития – например, это касается плана застройки территории. Существуют различные формы включения общественности в процесс принятия решений. Городское правительство выступает, как правило, в качестве заказчика и соблюдает законное требование учета мнения общественности. Сегодня наметился тренд в гражданском обществе в значительно более активном участии в городском развитии. На сегодняшний день для этого практически нет юридических оснований, особенно когда речь идет о чисто частных мероприятиях по улучшению или строительству. Сегодня городское правительство реагирует только в случае, если общественное давление достаточно высокое, и тогда оно проводит меры по информированию, делает предписания и даже частично финансирует. И здесь намечается новая тенденция городского развития в Германии, появляются разнообразные форматы участия общественности в процессе планирования. В этом плане steg Hamburg играет ведущую роль в обеспечении и развитии новых форм участия.

Кто несет основные расходы по оплате модернизации или реконструкции дома?

Финансирование модернизации и ремонта зданий осуществляет собственник. Кому принадлежит дом, тот и следит за его состоянием. Есть разница между обычным ремонтом для поддержания дома в хорошем состоянии и модернизацией, то есть качественным улучшением. Обычный ремонт для поддержания дома в исправном состоянии ложится целиком на собственника, и эти расходы нельзя включать в аренду.

С модернизацией дело обстоит по-другому. Здесь можно получить финансовую поддержку от правительства на ряд мероприятий, особенно на энергосберегающую [модернизацию] зданий. Если собственник оплачивает [модернизацию] из собственного кармана, то [эти расходы] в размере, установленном законом, включены в стоимость аренды.

При определенных условиях можно получить и государственную поддержку на модернизацию всего многоквартирного дома, в таком случае можно возместить до 50% всей стоимости затрат. В последующем собственник дома ограничен в установлении арендной платы за квартиру, и городское правительство имеет право участвовать в принятии решения относительно сдачи квартиры внаем.

Как жители городов могли бы способствовать более экологически благоприятному развитию городов?

У жителя города, не являющегося собственником дома, благодаря свободе выбора средства передвижения больше возможностей, чтобы способствовать экологичному развитию города. Задачей города при этом является создание условий и строительство гибкой инфраструктуры, делающей использование велосипеда или общественного транспорта наиболее привлекательным и удобным. Так же и выбор места жительства может способствовать экологичному развитию города: чем меньше километров между домом и работой – тем лучше. На это городское развитие реагирует стремлением избежать [того, что по-английски называется] urban sprawl – разрастания города и уплотнения центра, а также возвращением к тенденции к компактному городу.

Собственники домов и квартир могут провести ремонт здания для повышения энергосбережения. Здесь они, как уже было сказано, могут получить государственную поддержку или включить расходы в стоимость аренды.

Самую большую роль в экологическом развитии города играет не строительная составляющая, а личные установки городских жителей относительно окружающей среды. Если стратегические мероприятия, нацеленные на экологичное городское развитие, не встречают поддержки среди населения, они не принесут много пользы, поэтому имеет смысл заставить городских жителей заблаговременно задуматься о проблемах.  

Екатерина Кудинова

Источник: www.bellona.ru