Российским городам необходимы стационарные посты экомониторинга, а его результаты должны быть доступны гражданам оперативно в он-лайн режиме – такие требования экологов были озвучены на секции, посвященной промышленному загрязнению городов в рамках V ежегодной конференции экологических активистов России.
Угольная пыль
Сессия началась с обсуждения экологических проблем Мурманска - самого большого в мире города за Полярным Кругом
По словам председателя правления «Беллоны-Мурманск», в Мурманской области лет 50 назад существовала перевалка апатит-нефелинового концентрата, и соседняя к перегрузке сопка была желтой. Но в 80-х годах построили закрытый комплекс перегрузки, и проблема была снята.
Сейчас в регионе наблюдается бум перегрузки угля в порту, причем причалы находятся практически в центре города, на расстоянии не более 1 км от ближайших домов. Объемы перевалки сначала были небольшие, и не создавали ощутимых проблем, но с каждым годом объемы стали расти. Сейчас приближаются к 15 млн тонн в год.
Угольную пыль местные чиновники до недавних пор упрямо продолжали называть «черным налетом». До 2014 года проблема обсуждалась на уровне переписки чиновников с жителями.
НИИ Атомосферы исследовал составляющие этого черного налета и источники. Проблема в том, что уголь очень сложно отличить по химическим показателям от выбросов ТЭЦ. И после долгого исследования, ученые сделали вывод, что основными источниками этого черного налета являются ТЭЦ и Мурманский Морской Торговый Порт (ММТП).
Но в 2015 году после неблагоприятных погодных условий (НМУ) в ночное время, субботнее утро встретило мурманчан черным снегом. И только после этого, когда весь центр Мурманска в районе ММТ был покрыт углем, после широкого резонанса в СМИ, местным чиновникам было просто некуда деваться, им пришлось отвечать за это.
«Только тогда региональные чиновники от экологии однозначно обвинили в этом ММТП. После этого весь черный налет стал именоваться именно угольной пылью», - подчеркнул Золотков.
Стоит отметить, что после этого инцидента порт поставил водяные пушки, стал регулярно отчитываться о своих природоохранных предприятиях, сейчас обсуждается возможность установки пылезащитных экранов.
«Если бы этого не случилось, то подобные исследования в поисках источников загрязнения без виновных могли бы длится еще десятки лет», - уверен руководитель мурманской «Беллоны».
Сера – угроза Чёрному и Азовскому морям
По словам представителя Экологической Вахты по Северному Кавказу Татьяны Трибрат из Новороссийска, в 2011 году в Новороссийске были проведены общественные слушания о расширении перечня перевалки опасных грузов через порт. Сейчас через порт Новороссийск переваливается порядка 240 различных наименований, 70 процентов из них – опасные грузы, в том числе, нефтепродукты, газовый конденсат, сера, минеральные удобрения и проч.
Они переваливаются также через порты в Темрюке, Тамани и еще в паре курортных мест Краснодарского края.
По ее словам, получить информацию ни про объем переваливаемых продуктов, ни о владельцах продукции не представляется возможным.
Подмосковный Солнечногорск задыхается от химических выбросов
По словам общественного активиста Натальи Морозовой, в Солнечногорске находится три химических завода, которые производят пэт-гранулят.
Санитарная зона одного из них составляет всего 30 метров. Один из заводов выбрасывает в атмосферу ацетальдегид, ТФК, бензапирен, оксид и диоксид азота, оксид углерода, этиленгликоль и другие загрязняющие вещества.
Выбросы еще одного - фенол, формальдегид, меламин, метанол.
Конечно, такое положение вещей не может не волновать местных жителей. Они требуют от контролирующих структур проведение замеров залповых выбросов, которые происходят, в основном, в ночное время, с тем, чтобы понять какие конкретно вещества и в каких объемах выбрасываются.
Однако, по словам активистки, замеры проводятся в моменты, когда завод не работает, или замеряются вещества, которые не выбрасываются предприятиями. По абсолютно непонятным причинам Роспотребнадзор отказывается делать замеры выбросов загрязняющих веществ в зимнее время.
«Нам необходим стационарный пост экомониторинга, а власти лоббируют только передвижные посты. Сейчас замеры производятся самым неприемлемым способом: ночью происходят залповые выбросы, а замеры производятся только спустя несколько дней – пока жители пожалуются, пока будет решение о проведении замеров, пока найдутся деньги», - рассказала Морозова.
Она также отметила, что местные жители почти не работают на этих мероприятиях, сотрудники в основном являются жителями других городов.
С тем, что экологический мониторинг в городах необходим согласен и Юрий Вдовин из организации «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург).
«Каждый человек имеет право искать, добывать и распространять информацию любым законным способом» , - процитировал он статью Конституции России.
Например, в Санкт-Петербурге мониторингом атмосферы занимаются три департамента. Однако они действуют крайне не оперативно, и предоставляют информацию с большими временными задержками.
«Никому не интересно что было с воздухом восемь месяцев назад», - отметил Вдовин.
Так происходит не только в Санкт-Петербурге или в России, но и в других странах мира. То есть, экомониторинг ведется, но данные практически недоступны.
«Я уверен, что результаты мониторинга должны быть доступны гражданам. Организация мониторинга – затратная деятельность, но затраты на публикацию результатов практически отсутствуют. НКО должны требовать тотального мониторинга параметров окружающей среды, с привлечением специалистов и оборудования».
Напомним, что согласно последним данным Всемирной организации Здравоохранения, порядка 7 млн человек в мире ежегодно умирает от загрязнения воздуха.