Минвостокразвития недавно согласилось перенести судостроительные предприятия, заводы химической промышленности и металлургии и ещё кое-что из Китая на российский Дальний Восток. Инициатива по экспорту производственных мощностей принадлежала Пекину. Эксперты полагают, что в результате такого соглашения Россия может получить грязные технологии, слив отходов и плохую экологическую обстановку.
5 апреля Минвостокразвития РФ сообщило, что на переговорах директора департамента Минвостокразвития Рустама Макарова с директором Департамента развития промышленности Северо-восточных провинций КНР Государственного комитета по развитию и реформе КНР Чжоу Цзяньпином обсуждались вопросы инвестирования в дальневосточные регионы России.
Пекин проявил инициативу по экспорту в Россию своих производственных мощностей в двенадцати отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, сфере телекоммуникаций, в сельском хозяйстве.
Отмечается, что речь идёт о возможном переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока с учётом соблюдения экологических требований, установленных в России.
Представитель Минвостокразвития Рустам Макаров подтвердил готовность России к взаимодействию. Также он подчеркнул, что предприятия, создаваемые в рамках территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, получают существенные налоговые льготы и административные преференции.
«Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства на дальневосточной территории», — цитирует его ведомство.
Зададимся вопросом: с какой целью китайцы решили переносить производства на российский Дальний Восток? Ответить несложно.
Три года назад Китай стал подумывать о смене приоритетов экономической политики. Речь шла о частичном отказе от статуса «мировой фабрики» и грядущем выводе за границу ряда производств — химической промышленности, сталелитейной, цементной и мн. др. Как полагали аналитики, эти «избыточные» производства могут быть выведены в Африку, т. е. в страны «третьего мира». Упоминалась и Средняя Азия (нынче Поднебесная активно её осваивает).
Китайцы запланировали оставить себе те производства, которые можно считать высокотехнологичными и в которых присутствует высокая доля добавленной стоимости. Партийное решение Пекина о смене приоритетов было связано, вероятно, с ростом стоимости рабочей силы в КНР, каковой год от году снижал конкурентоспособность далеко не самых качественных товаров «мировой фабрики». Кроме того, китайцы своими производствами настолько загадили собственную природу, что решение о выводе вредных производств, безусловно, связано и с попытками исправить экологическую ситуацию. Никому не придёт в голову считать, к примеру, китайский химпром, экологически чистым.
Российский Дальний Восток куда ближе Африки. И в условиях западных санкций и низких цен на нефть производства и инвестиции от «партнёра» могли бы стать хоть каким-то стимулом местного развития.
С другой стороны, превращение российского малонаселённого региона в область «третьего мира» с устаревшими производствами и грязной экологией не является приятной перспективой.
Впрочем, пока речь идёт только о готовности России к взаимодействию.
«По сути дела, я напомню, что у нас за последний год было два таких прецедента: первый прецедент — это с землями в Забайкальском крае, когда была очень негативная реакция российской общественности, — сказал в интервью «Вестям ФМ»Алексей Маслов, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ. — Я напомню, что было обсуждение о возможности аренды площадей почти 150 тысяч гектаров земли в Забайкальском крае под китайские сельхозугодья, и была негативная реакция с российской стороны. Сейчас в основном тоже реакция негативная. Это нам кажется, что Китай ведёт такие переговоры о переносе. По сути дела, сейчас Китай очень внимательно смотрит на реакцию общественного мнения, не только рядовых сограждан, но и прежде всего политиков, людей, которые так или иначе связаны большим бизнесом с Китаем, чтобы понять, как вообще Россия реагирует на подобные вещи. Пока, я напомню, никакого договора у нас нет, нет никаких экономических расчётов, и вообще, просто говорить о том, насколько это полезно или не полезно для экологии, не видя цифр, не видя каких-то конкретных расчётов, — это абсолютно, на мой взгляд, пустые разговоры. И сейчас больше от них выигрывает Китай, поскольку смотрит, о чём вообще Россия думает, когда говорит о переносе китайских заводов в Россию».
Депутат Государственной Думы от ЛДПР, председатель Комитета ГД по охране здоровья Сергей Фургал считает, что перенос китайских заводов на Дальний Восток выгоден только Китаю. Его мнение приводит ИА «AmurMedia».
«Если сказать проще, то чиновники Минвостокразвития договорились о том, чтобы китайский бизнес перенёс на Дальний Восток свои устаревшие заводы и предприятия в области стройиндустрии, металлургии, энергетики, машино- и судостроения, химической, текстильной и цементной промышленности, телекоммуникаций и сельского хозяйства».
По мнению эксперта, почти все перечисленные предприятия — крайне экологически вредные и даже опасные. В КНР уже сложилась «ужасающая экологическая обстановка», «сплошной смог», «отравлена вся вода», и нельзя допустить, чтобы «то же самое повторилось на Дальнем Востоке».
«Что же касается заявлений о соблюдении экологического законодательства, то достаточно спросить мнения жителей Ванино Хабаровского края, которые подробно вам расскажут, как у нас это законодательство соблюдается»
Отдельно эксперт осветил вопрос так называемого сельского хозяйства в Китае. Китайское сельское хозяйство, отметил он, давно уже «ассоциируется с пестицидами и загрязнением окружающей среды». Использованная китайцами территория превращается в «пустыню, где птицы не поют, а насекомые не водятся».
Кроме того, на Дальнем Востоке нет такого количества специалистов для работы на предприятиях. Стало быть, так или иначе, но там будут работать китайские граждане.
Наконец, «все налоги при этом будут уходить в Китай».
12 апреля в центральной прессе РФ появились некоторые разъяснения по поводу вероятной китайской экспансии на российские территории. Кроме того, выяснилось, что китайцев, «изгоняющих» производства с родины, интересует не только российский Дальний Восток.
Перенос китайских производств на Дальний Восток возможен при условии полного соблюдения российских законов, в т. ч. экологических. На этих производствах 80% работников должны быть россиянами. Кроме того, приоритет должен отдаваться поставщикам и подрядчикам из РФ. Об этом ТАСС рассказали в Минвостокразвитии.
«В рамках взаимодействия по экспорту производственных мощностей из КНР прорабатывается в первую очередь создание совместных экспортоориентированных производств. Инициатива КНР по экспорту производственных мощностей экономики касается строительной индустрии, энергетики, машиностроения, судостроения, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, телекоммуникаций, сельского хозяйства», — приводит агентство сообщение Минвостокразвития.
В ведомстве также уточнили, что сотрудничество с Китаем не подразумевает приоритета для этой страны. Россия работает и с Японией, и с Южной Кореей, и с Австралией, и с Индией. В свою очередь, и китайская сторона не рассматривает российский Дальний Восток в качестве единственной территории для локализации мощностей.
Последнее, добавим, звучит особенно интересно. Это, по сути, некое пробное китайское заявление о грядущей конкуренции за экспортируемые производства разных регионов земного шара — регионов, разумеется, отсталых, ибо развитым странам китайские производства не нужны. Мол, не примете вы, русские, — заводы уйдут в Среднюю Азию или Африку.
Именно поэтому наши министерские радетели о судьбе Дальнего Востока торопятся заявить о готовности к взаимодействию, существенных налоговых льготах, административных преференциях и прочем. Не дай бог, китайский химпром или сталелитейная промышленность уйдут к африканцам.
Олег Чувакин