Если всех людей, живущих на планете, поместить в воображаемую банку, как сардин, то ее протяженность, ширина и высота составят два километра. Удивительно, но размер банки для всех муравьев мира будет аналогичным. Однако несмотря на их многочисленность, насекомым удается процветать без подавления естественной среды.
Насекомые — настоящие изобретатели технологий, которые они используют уже более 50 лет в идеальном экологическом балансе. С точки зрения экологичных разработок мы по сравнению с ними — просто дилетанты. Наши технологии поставили под угрозу существование нашего вида и всю биосферу. Изучая своеобразный социальный мир насекомых и их технологии, мы можем научиться жить в большей биологической гармонии с планетой.
Одна вещь, которая уже объединяет людей с несколькими видами насекомых, это практика, известная как «эусоциальность». Эта высшая форма социального поведения включает в себя сложное разделение труда, предполагающее разную работу и обязанности для людей разных возрастных групп и профессий. Главные эусоциалы планеты — муравьи, пчелы, термиты и гомо сапиенс.
Эусоциальность позволила нам и насекомым разработать свои технологии. Члены эусоциальных видов определяют и выполняют задачи, наиболее подходящие для них, будь то охрана гнезда или поиск пищи, избегая при этом задач других членов. Таким образом группа животных спонтанно организует в своем коллективе так называемый «суперорганизм», социальную единицу, способную генерировать технологии.
Первой эволюционной формой технологии является сельское хозяйство, которое было на самом деле изобретено муравьями и термитами на 50 миллионов лет раньше, чем впервые появилось у нас. Сельское хозяйство может быть определено как технологический процесс производства пищевых продуктов в больших масштабах. Например, муравьи-листорезы могут превращать зеленую биомассу листьев в пищу, используя свои впечатляющие садоводческие и технические навыки и симбиоз с грибами.
Человеческая практика сельского хозяйства началась 10 000 лет назад. И это не более чем копия садоводства и технических навыков, разработанных насекомыми. Только в нашем случае сельское хозяйство позволило создать экономический достаток, что в конечном счете способствовало появлению письменности, литературы, математики, философии, искусства и науки. Таким образом, наши технологические возможности уходят корнями в сельское хозяйство.
Биологические цивилизации
Эусоциальность и сельское хозяйство обеспечили социальное завоевание Земли сначала насекомыми, а затем нами. Первой глобальной цивилизацией была цивилизация насекомых, или «инсектоцен». Изучая различные формы инсектоцена, мы можем извлечь ценные уроки для нашего технологического будущего.
Смысл термина цивилизация связан с городами. Рим, Лондон, Нью-Йорк — все это центры как древних, так и современных человеческих цивилизаций. Все эусоциальные насекомые, практикующие сельское хозяйство, тоже имеют свои собственные города. И вы можете быть удивлены, узнав, что они не отстают от человеческих городов в их технической сложности.
Например, мегаполисы все тех же муравьев-листорезов являются, вероятно, самыми сложными структурами, когда-либо построенными под землей. В их центрах есть огромные сады, соединенные отличными шоссе. Разбросанные вокруг элементы цивилизации включают склады мусора, центры по распределению пищи, армейские казармы и полицейские участки. Есть даже своеобразное похоронное бюро.
Некоторые муравьиные города поистине огромны. Если бы насекомые были такими же большими, как и люди, то поселение муравьев Formica yessensis на острове Хоккайдо в Японии было бы гораздо больше, чем Токио. Точно так же, если бы термиты были размером с человека, то высота среднего термитника в Африке была бы такой же, как самое высокое человеческое строение — Бурдж-Халифа в Дубае.
Другие города насекомых, например пчел, построенные ими из материала, выделяемого своим телом, представляют собой образцы эстетической утонченности.
Где-то в мире этих крошечных созданий скрывается тайна экологического равновесия, которого так не хватает нашему миру, говорят ученые. И нам нужно начать смотреть на насекомых как на наших старших и более опытных эусоциальных родственников, чтобы найти ключи к созданию безопасного технологического будущего.