За последний год, с июля 2014 по июль 2015 г., тринадцать экологических организаций из разных уголков России попали в реестр иностранных агентов. О том, как сложилась их судьба, читайте в нашем обзоре.
Как известно, закон об иностранных агентах относит к таковым некоммерческие организации, соответствующие двум критериям – получающие иностранное финансирование и ведущие политическую деятельность. Последнее, казалось бы, исключает отнесение к агентам экологов, ведь даже Конституционный суд в апреле 2014 г. установил, что политической деятельностью, помимо прочего, нельзя считать защиту животного и растительного мира. Тем не менее, за год в реестр попали 13 экологических организаций.
Политическая деятельность что дышло
«Некоммерческая организация <…> признается участвующей в политической деятельности, если <…> она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях», - гласит закон.
Чтобы понять, что под эти формулировки можно подвести практически любую деятельность, достаточно привести всего два примера из жизни нижегородских «иностранных агентов». Официальная переписка экологов с управлением охраны памятников была признана воздействием на изменение госполитики, а экологическая газета с тиражом в 1600 экземпляров - формированием общественного мнения.
Желтая звезда
По закону записаться в агенты организация должна сама, за непризнание – штраф. После включения в реестр все издаваемые и распространяемые материалы НКО должны сообщать, что организация «выполняет функции иностранного агента».
Этот ярлык все чаще сравнивают с желтой звездой, которую нацисты обязали носить евреев на подконтрольной Германии территории в период Холокоста. Но дело не столько в «знаке позора», сколько в особой отчетности, которую должны вести «агенты». Финансовые документы они обязаны сдавать в госорганы ежеквартально, информацию о деятельности и руководстве – раз в полгода, аудиторское заключение – ежегодно. Как говорят общественники, такая бюрократия просто парализует работу малочисленных и скромно финансируемых НКО.
Судьба агента
География жертв репрессивного закона обширна: от Калининграда до Алтая, от Мурманска до Ростова. Это очень разные экологические организации, есть известные, с давней историей и большим послужным списком, такие как нижегородский экоцентр «Дронт», есть маленький и молодые, как озерская «Планета надежд». Однако каждая из них повторяет судьбу предыдущей: Минюст проводит внеплановую проверку, признает политической деятельностью все, что хоть как-то может влиять на общественное мнение или органы власти, и вносит организацию в реестр.
Следом в дело вступает суд: НКО получает неподъемный штраф.
Оспорить решение Минюста в суде и выйти из реестра, отказавшись от иностранного финансирования, пока никому из экологических организаций не удавалось.
«Экозащита!», Калининградская область
Первой экологической организацией, включенной в реестр, стала калининградская «Экозащита!». Такое решение Министерство юстиции РФ приняло 21 июля 2014 года. Ведомство отнесло к политической деятельности «в том числе в интересах иностранных источников» «осуществление публичных мероприятий в целях противодействия строительству в Калининградской области Балтийской АЭС, а также формирование общественного мнения в указанных целях».
«Экозащита!» заявила, что действует исключительно в рамках самостоятельно принимаемых решений и отказалась соблюдать требования закона об иностранных агентах, назвав его репрессивным инструментом. Уже 25 июля решение Минюста было оспорено в Замоскворецком суде Москвы, однако суд принял сторону государства.
В сентябре 2014 г. калининградский суд оштрафовал «Экозащиту!» на 300 тыс. рублей за отказ регистрироваться в качестве агента. После ряда заседаний адвокату экологов удалось снизить сумму штрафа до 100 тыс. рублей. В июле 2015 г. «Экозащита!» снова была оштрафована, на этот раз за непредставление отчетности. Организацию обязали выплатить штраф в 100 тыс. рублей, а ее руководителя Александру Королеву – в 10 тыс. рублей.
«Экозащита!» штрафы платить не намерена и продолжит судиться.
«Партнерство для развития», Саратовская область
В августе 2014 г. мировой судья признал «иностранным агентом» саратовскую ассоциацию «Партнерство для развития». На организацию был наложен штраф в 300 тыс. рублей, еще 100 тыс. обязали заплатить руководителя партнерства Ольгу Пицунову.
В Ассоциации убеждены, что истинной причиной преследования организации стала борьба против опасного эксперимента по увеличению мощности Балаковской атомной станции и слива загрязненной воды из пруда-охладителя АЭС напрямую в Волгу, а также против размещения пункта временного захоронения радиоактивных отходов в Татищевском районе Саратовской области. В экспертизе, проведенной по заказу прокуратуры, эту работу посчитали «деятельностью по снижению энергетического потенциала региона». Ольга Пицунова обжаловала эти решения, однако безрезультатно.
В декабре 2014 г. судебные приставы заблокировали пенсионный счет Пицуновой, а в январе 2015 г. пришли к ней домой, чтобы описать имущество. Супруг общественницы Андрей Пинчук не пустил приставов в квартиру, за что был приговорен к штрафу в размере 1 тыс. рублей.
При помощи граждан экологам удалось собрать более 130 тысяч рублей для оплаты штрафов.
В январе 2015 г. Ольга Пицунова сообщила журналистам, что собирается ликвидировать организацию. В Минюст были направлены протоколы и заявления о том, что все члены организации вышли из ее рядов, и деятельность Партнерства прекращена. Однако до сих пор организация не ликвидирована. Она продолжает получать штрафы за непредставление отчетности. Общая сумма взысканий уже превысила миллион рублей.
«Сибирский экологический центр», Новосибирская область
В феврале 2015 г. Минюст включил в реестр иностранных агентов межрегиональную благотворительную общественную организацию «Сибирский экологический центр». Минюст посчитал политической деятельностью публикацию на сайте центра информации о дне солидарности с активистами Гринпис, которые протестовали против добычи нефти в морях Арктики на буровой станции «Приразломная». Другим видом «политической деятельности» стала критика решений Государственной Думы по поводу поправок в Налоговый кодекс, дающих большие льготы нефтяным компаниям и практически снимающим с них ответственность за возможные экологические катастрофы.
Примечательно, что последнее финансирование из-за рубежа «Сибэкоцентр» получил по программе развития ООН через Русское географическое общество, председателем попечительского совета которого является Владимир Путин. Деньги были потрачены на проект по обучению таможенников, как работать с законным и незаконным провозом хищных птиц, растений и животных.
В апреле суд оштрафовал организацию на 300 тыс. рублей за отказ добровольно зарегистрироваться иностранным агентом. В мае экологам удалось добиться сокращения суммы штрафа вдвое – до 150 тыс. рублей.
Экологи пытались оспорить решение Минюста, доказывая, что не занимались политической деятельность и даже проводили лингвистическую экспертизу сообщения в защиту арктического шельфа. Однако суд эту жалобу отклонил.
В настоящее время рассматривается вопрос о прекращении деятельности организации.
Фонд и общественное движение «За природу», Челябинская область
В марте 2015 г. Минюст внес в реестр челябинский региональный благотворительный общественный фонд «За природу» и одноименное экологическое общественное движение.
К политической деятельности фонда и движения Минюст отнес стремление изменить государственную политику «организацией публичных мероприятий в целях противодействия строительству в Челябинской области Томинского горно-обогатительного комбината» и выступление представителей организации на круглом столе «Роль регионов и муниципалитетов в принятии решений по атомным объектам». Политической деятельностью признали также участие движения в международной сети «Декомиссия», которая продвигает социально безопасный и экологически приемлемый вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших проектный ресурс.
Иностранное финансирование (пожертвование «Норвежского общество охраны природы») получал только фонд, однако в Минюсте посчитали, что фонд из этих средств финансирует движение, хотя у движения даже не было счета в банке.
Руководитель фонда и движения Андрей Талевлин был оштрафован судом на 10 тыс. рублей. В мае 2015 г. суд оштрафовал фонд на 100 тыс. рублей. В отношении общественного движения дело было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Минюст оспорил это решение. В августе центральный районный суд Челябинска отменил решение мирового судьи и закрыл дело в связи с истечением срока давности. Экологи обжаловали решение апелляционной инстанции в областном суде.
В августе движение и фонд получили новые протоколы об административном правонарушении. На сей раз их обвинили в непредставлении отчетности за первый квартал этого года, в котором они были признаны «агентами». Экологи собираются доказать в суде, что отчитываться они должны со следующего после включения в реестр квартала.
«Беллона-Мурманск», Мурманская область
В конце марта 2015 г. иностранным агентом была признана региональная общественная экологическая организация «Беллона-Мурманск».
К политической деятельности мурманский Минюст отнес, в частности, «экологический контроль и мониторинг окружающей среды, сопряженный со сбором, обработкой и распространением информации, докладов, методических материалов». А также «содействие мерам по предотвращению деятельности, угрожающей экологической безопасности, в том числе публичные мероприятия (выпуск брошюр, проведение конференций, круглых столов, презентаций»).
Кроме того, «признаки политической деятельности» были замечены в двух докладах объединения Bellona Foundation, посвященных промышленному загрязнению российских территорий Баренцева региона и лучшим практикам взаимодействия НКО и промышленных компаний.
По мнению Минюста, «Беллона-Мурманск» посредством этих докладов, доводила до сведения неопределенного круга лиц «оценку положений действующего [экологического], законодательства, его изменений…».
Организация не согласилась с мнением Минюста, но не стала оспаривать его в суде, приняв решение о ликвидации и преобразовании в представительство международной «Беллоны».
В апреле суд оштрафовал организацию на 50 тыс. рублей за отказ от добровольной регистрации в качестве агентов. Этот штраф стал самым низким за всю историю привлечения к ответственности «иностранных агентов».
Учебный центр экологии и безопасности, Самарская область
В марте 2015 г. в «иностранные агенты» было записано частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр экологии и безопасности». Минюст счел политической деятельностью презентацию итогов анализа рационального использования водных ресурсов на научной конференции, организованной мэрией Самары.
Средства на образовательные программы по экологии «Учебному центру» выделял Фонд Алкоа (Alcoa Foundation), работающий при американской металлургической компании Alcoa Inc., завод которой находится в Самаре.
В апреле образовательное учреждение было оштрафовано на 150 тыс. рублей. Это решение было обжаловано, однако в июне вышестоящая инстанция признала наложение штрафа законным.
«Эко-Логика», Ростовская область
В начале апреля 2015 г. в реестр была внесена ростовская городская общественная организация «Эко-Логика». Несмотря на то, что организация не вела работу в 2014-2015 гг. и не получала в этот период иностранное финансирование, Минюст нашел политическую деятельность в ее старых проектах. Заключение ведомства найти не удалось, местные сайты сообщают, что политикой чиновники сочли «привлечение внимания жителей региона к неспособности российских органов власти решать проблемы, в том числе экологической направленности».
Сообщается, что организация получала финансирование от «Национального фонда развития демократии» (США) и посольства Нидерландов.
В середине апреля суд обязал организацию выплатить штраф в размере 300 тыс. рублей. Экологи отказались платить и в начале июня подали в Минюст документы о ликвидации, однако ведомство им в этом отказало.
«Планета надежд», Челябинская область
В середине апреля «иностранным агентом» стала озерская городская социально-экологическая общественная организация «Планета надежд». Руководитель организации Надежда Кутепова в интервью критиковала закон о закрытых городах и рассказала о бесправии людей, пострадавших от радиации.
В областном Минюсте эти интервью расценили как доказательство политической деятельности НКО - «формирование общественного мнения о несовершенстве действующего законодательства». Организация получала финансирование от американского «Национального фонда развития демократии» и немецкого фонда имени Генриха Белля.
В мае организация была оштрафована на 300 тыс. рублей за то, что сама не записалась в реестр и на 10 тыс. за несвоевременное предоставление документов в Минюст. Это решение было обжаловано в городском суде Озерска, однако суд оставил апелляционную жалобу без удовлетворения. В августе жалобу на принудительное включение в реестр отклонил замоскворецкий суд Москвы.
Надежда Кутепова рассказала изданию Colta.ru о том, что вынуждена была уехать из Озерска, и собирается ликвидировать организацию. «За последние месяцы нас трижды показали в разных сюжетах и обвинили в том, что мы враги, — вспоминает руководитель «Планеты надежд». — После этого я начала получать угрозы, а моим детям стали задавать вопрос: твоя мама агент? В начале июля я собрала вещи и уехала из Озерска вместе с детьми. Оставаться в маленьком закрытом городе после того, как по телевизору показали дверь моей квартиры, я побоялась».
Экологический центр «Дронт», Нижегородская область
В мае ярлык «иностранного агента» получила нижегородская региональная общественная организация «Экологический центр «Дронт». Проверка Минюста проходила по заявлению активиста Национально-освободительного движения (НОД) Романа Зыкова.
На средства Агентства США по устойчивому развитию «Дронт» реализовывал программу, направленную в частности на вовлечение рядовых граждан в выполнение проектов, связанных с энергоснабжением и энергоэффективностью. Всемирный фонд дикой природы финансировал экспертизу проекта поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров, а Международный фонд защиты животных IFAW перечислил деньги на проект «Внимание, черепаха!».
Кроме того, к политической деятельность были отнесены выступление руководителя экоцентра Асхата Каюмова на митинге за возврат всенародных выборов мэра Нижнего Новгорода, его заявления в интервью и издание газеты «Берегиня». Ее тираж в 1600 экземпляров, по мнению чиновников, воздействует на общественное мнение.
Экоцентр был оштрафован на 300 тыс. рублей. Чтобы заплатить штраф, глава «Дронта» Асхат Каюмов объявил о сборе финансовой помощи организации. Экологам удалось собрать нужную сумму за три недели. Параллельно был подан иск об оспаривании штрафа. В августе районный суд Нижнего Новгорода снизил сумму штрафа до 150 тыс.
Кроме того, «Дронт» пытался выйти из реестра иноагентов, подав заявление в Министерство юстиции РФ, на основании того, что не получал иностранного финансирования в течение года. Однако проверка вновь выявила финансирование из иностранных источников - пожертвование в размере 500 руб. от «Беллоны-Мурманск», 478,89 тыс. руб., полученные по результатам конкурса от фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», и заем у российской организации «Зеленый мир», который «Дронт» вернул.
«Все эти поступления были и при предыдущей проверке, но тогда их Минюст иностранными источниками не счел. А вот теперь, за неимением реальных иностранных денег – будут считаться эти», - говорил Асхат Каюмов в интервью «Коммерсанту».
Каюмов заявил, что до конца года ликвидирует «Дронт» и создаст другую организацию, в рамках которой экологический центр продолжит свою работу.
«Геблеровское экологическое общество», Алтайский край
В июне 2015 г. в агенты была записана алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество». Внеплановая проверка Минюста проходила по жалобе администрации Алтайского края. В качестве доказательств политической деятельности геблеровцев приводятся ссылки на информационные сайты, сообщавшие о том, что руководитель общества Алексей Грибков выступал с критикой тех или иных решений краевых и муниципальных властей, а также участвовал в работе «Общественного совета по защите лесов». Организация получала финансирование, в частности, от Всемирного фонда дикой природы.
Как пишут «Ведомости», политической деятельностью признано противодействие политике краевых властей, ведущей к вырубке лесов и разрушению мест обитания редких видов животных в Алтайском крае. Угрозу экологии несет, в частности, деятельность канадской Global Cobalt Corp., т. е. «иностранный агент» борется с краевыми властями, защищающими иностранную компанию.
Примечательно и то, что в мае 2013 года представитель Геблеровского общества получила сертификат на грант в 500 тыс. рублей лично из рук президента России Владимира Путина. Русское географическое общество, попечительский совет которого возглавляет Путин, выделил деньги на реализацию проекта «Усынови заказник».
«Северная природоохранная коалиция», Карелия
В июле по доносу «бдительных граждан» в прокуратуру к иностранным агентам была причислена межрегиональная общественная организация «Северная природоохранная коалиция» (СПОК). Поводом стало появление сообщений о протестных акциях в Петрозаводске на созданной СПОК «Лесном портале».
Коалиция не отрицает, что последние два года у организации около 20% финансирования — иностранное. Оно направлено на образовательные проекты. На эти средства НКО организовывает семинары и встречи со специалистами из области охраны природы.
«Зеленый мир», Нижегородская область
Последней в реестр иностранных агентов была внесена нижегородская областная социально-экологическая общественная организация «Зеленый мир». Как и в случае с экологическим центром «Дронт» внеплановая проверка Минюста прошла по заявлению активиста НОД Романа Зыкова. Заявление было подано еще в апреле, но из-за ошибки при написании названия организации в документах, проверка была приостановлена на два месяца. Решение о включении в реестр было принято в конце июля.
Как рассказала «Коммерсанту» руководитель организации Ирина Фуфаева, «основанием для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, стала, кроме наличия иностранного финансирования, переписка с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области по поводу зданий, находящихся в плохом состоянии. Это Минюст счел попыткой влияния на госполитику».
«Зеленый мир» планирует оспорить решение Минюста в суде. В случае проигрыша организация будет ликвидирована.
Игорь Яковлев