Русские Вести

«Что мы сажаем, сажая леса»


Хочется произнести солидное советское слово "капвложения". Вот этого в современной господствующей психологии нет и в помине.

Помимо восстановления сгоревших лесов есть ещё один вид насаждений – защитные лесополосы. Они защищают поля от суховеев и от ветров, что сдувают снег с полей, уменьшая тем самым влажность, которой в степной зоне не хватает. Лесополосы повышают урожайность на 5-7 ц с га.

Сегодня до 90% степи распахано, поэтому островки натуральной природы возможны только в лесополосах и около них. Там живут звери, птицы гнездятся, грибы растут. Лесополосы предотвращают или уменьшают эрозию почв. Недаром им при советской власти придавалось большое значение. Разрабатывались специальные составы деревьев для каждой зоны. У нас в Сальском районе лучше всего зарекомендовала себя смесь акации с диким абрикосом, прозванным у нас «жердёвкой».

Сейчас с лесополосы брошены. Пахотные земли разделены на паи, а лесополосы, сколь я осведомлена, по правовому режиму числятся землями резерва, т.е., говоря по-простому, ничейными. Ну народ и рубит помаленьку, отапливается.

Газ когда-то при советской власти так и не довели до нашей станицы, привозят в баллонах, а тут – дармовые дрова. Практикуется у нас и выжигание стерни, официально запрещённое. А огню ничего не стоит перекинуться на лесопосадки. Ну и, конечно, свалка. Всякие отходы, строительный мусор русский человек тащит в лес.

В результате лесополосы на глазах хиреют и уменьшаются. За те пятнадцать лет, что мы владеем двумя бывшими совхозами, сократились лесополосы приметно. И дело тут не столько в естественном старении деревьев, а в небрежении и уничтожении. Возможно ли повернуть этот пагубный процесс вспять?

Обычно, когда рассуждают на подобные темы, говорят: "Если найдутся деньги и их не разворуют". Это так: без денег ничего не получится. Но это самая поверхность вопроса, потому что очень часто у нас не получается и с большими деньгами. Существо дела – в духе. Дух теснейшим образом связан с экономикой, но только не так, как казалось марксистам, а совсем обратным образом: какой дух - такая и экономика.

Какой дух нужен, чтобы сажать леса? Было детское стихотворение Маршака "Что мы сажаем, сажая леса?" Что мы, в самом деле, сажаем? Мы сажаем далёкое будущее. Помните притчу из "Азбуки" Льва Толстого, где старик сажает яблони, с которых не съест яблок, но всё равно сажает? Чтобы так действовать, надо иметь перспективу, верить, что жизнь на нас не остановится, что моя сегодняшняя маленькая жизнь вписана в большую жизнь народа, страны, причём не только народа сегодняшнего, а народа в истории.

А какой дух господствует сегодня? Жить в отрезке сегодняшнего дня, не вкладывать в будущее, а, напротив, заимствовать у будущего.

Все эти бесконечные кредиты, которые, как внушают замороченному обывателю, есть неотъемлемая часть современного образа жизни – что это, как не заимствование у будущего? Создавая бизнес, современный бизнесмен не думает о том, чтобы растить его любовно, а потом передать сыну – это нынче смешно, это XIX век. Сегодня надо схватить кусок, быстренько прокрутить, "обкэшиться" и зажить как рантье – вот смысл философии всей. Не только у нас – везде.

Какое отношение это имеет к лесопосадкам? Самое прямое! Человек, живущий "в отрезке сегодняшнего дня" никаких лесов сажать не будет. Он вообще не будет делать ничего такого, что не принесёт выгоды уже сегодня.

Именно поэтому у нас при всём обилии "стратегий", "концепций" и иных благих пожеланий - нет ни одного плана ни по какому поводу. И это не разные названия одного и того же. План – это точное описание того, что будет, сроки, ресурсы, ответственные и увязка с другими планами.

Так вот этого нет – ни на каком уровне: ни государства, ни компаний, ни отдельных людей. Вы скажете: это ж государство будет сажать! А что такое государство? Это те же люди с тем же мироощущением, с тем же чувством жизни. Они точно так же живут "в отрезке сегодняшнего дня". Это чувство жизни противоречит всякому в широком смысле инвестированию, вложению в будущее. Даже не хочется произносить слово "инвестирование", под которым часто подразумевается покупка акций. Хочется произнести солидное советское слово "капвложения". Вот этого в современной господствующей психологии нет и в помине. А вы говорите – леса…

Между прочим, ещё в 2012 под руководством тогдашнего начальника Рослесхоза Виктора Маслякова был разработан т.н. «Проект стратегии» восстановления и развития защитных лесонасаждений.

Предполагалось к 2020 г. насадить 4,4 млн га лесов в качестве лесополос, на что планировалось потратить 83 млрд руб. Деньги большие, если пилить умеренно, то и лесу могло достаться. Планы амбициозные: в лучшие времена было пять млн га, а теперь, пишут, осталось 2,74. Так что планировалось провести работу, сопоставимую с т.н. "Сталинским планом преобразования природы".

Я помню об этом потому, что тогда был такой портал «Обещания.ру», где эксперты оценивали разные начальственные инициативы. По поводу этих лесополос я так и написала: «Не верю в лесопосадки». И не ошиблась: ни в Сальской степи, ни даже в интернете я никаких следов этой «стратегии» не обнаружила. А как хорошо было б мне ошибиться!

Татьяна Воеводина

Источник: zavtra.ru