Русские Вести

Чернобыль возвращается к жизни


Когда мы шли по пустым улицам Залесья, меньше всего я ожидал увидеть здесь жителей. Но вдруг она. Шагая от своего дома в тяжелых сапогах, с повязанным на голову шарфом, Розалия приветствовала нас на украинском языке и гордо показала свой картофельный участок.

Единственный житель села, она является одним из 100 пожилых людей, в основном женщин, по-прежнему живущих в Чернобыльской зоне отчуждения – 2 500 квадратных километров украинской территории, эвакуированной в 1986 году после катастрофической аварии на атомной электростанции.

В 2011 году район был официально открыт для посетителей, и в прошлом году я присоединился к группе в течение двухдневного путешествия через эту зону. В другой деревне наш гид познакомил нас с Марией, которая будет отмечать свой 86-й день рождения в июле. «Приезжайте ко мне на 16-ое, — сказала она с беззубой улыбкой. — Мы собираемся танцевать».

В следующем месяце в Стокгольме Нобелевская премия в области литературы была присуждена Светлане Алексиевич, которая стала известна благодаря «Голосам из Чернобыля», передающейся из уст в уста истории тысяч семей, перемещенных из своих домов в результате стихийного бедствия. Новый документальный фильм «Бабушки Чернобыля», снятый Холли Моррис и Энн Богарт, рассказывает другую историю, историю энергичных женщин, которые настаивали на возвращении.

Они едят овощи, выращенные в своих садах, и ягоды и грибы, собранные в лесу.

«Голод — вот, что пугает меня, а не радиация», — говорит в камеру 83-летняя Анна Заворотня, сидя возле дома и чистя грибы. Как и многие из бабушек, она была младенцем во времена Сталина и школьницей во время марша нацистов по Украине. Они пережили своих мужей, которые в некоторых случаях перенесли рак щитовидной железы. Большинство из них, в конечном итоге, умирают от инсультов и обычных осложнений старости.

«Запретная зона не тюрьма», — говорит в фильме Валентина Ивановна, 75 лет. Она ловит рыбу в реке Припять, которая протекает мимо старой АЭС. Она знаток лекарственных трав, еще бабушка научила ее, как их собирать в лесу. Жизнь здесь, считает она, здоровее, чем в городе.

«В Киеве, я бы давно умерла, — говорит она. — Каждый автомобиль выпускает всю таблицу Менделеева в воздух, все это оседает в ваших легких».

Позже мы видим ее в медицинском центре, сидя в кресле со спектрометром, чтобы проверить уровень цезия в организме.

«Вы в порядке», — уверяет ее лаборант. Он напоминает ей то, что она уже знает, излучение опасно. Но есть и другие факторы, социально-психологические, которые влияют на здоровье человека. «Все очень просто, люди умирают от тоски», — говорит он.

Так же, как и бабушки, устояли дикие животные региона. В исследовании, опубликованном в прошлом месяце в журнале «Современная биология», обнаружили, что лось, олень, кабан и волк не просто выжили, но и процветают.

«Независимо от потенциального воздействия излучения на отдельных животных, — пришли к выводу исследователи, — Чернобыльская зона отчуждения поддерживает богатое сообщество млекопитающих после почти трех десятилетий радиационного воздействия».

Как и другие исследования показывают, эффект выпадения более чем компенсируется уходом десятка тысяч фермеров и охотников, которые когда-то боролись за ресурсы земли. «Когда люди удалены, природа расцветает», — пришли к выводу исследователи последствий Чернобыльской аварии в 2007 году.

Авария, конечно, имела много вредных последствий. Ранее, около 30 пожарных погибли от интенсивного излучения, и 6 000 людей, подверженных радиации, позже страдали от рака щитовидной железы. Всемирная организация здравоохранения прогнозирует, что излучение в конечном итоге может привести к преждевременной смерти 4 000 людей от онкологических заболеваний. Но никто на самом деле этого не знает.

Подобные дебаты происходит сейчас вокруг Фукусимы. Научный консенсус в том, что излучение, вероятно, не вызывает никаких избыточных случаев рака щитовидной железы у детей, как это было в Чернобыле, опубликован в августе Международным агентством по атомной энергии. Экспозиции были намного ниже, и японское правительство быстро приняло меры, чтобы препятствовать потреблению молока и других пищевых продуктов, в которых концентрируется радиоактивный йод.

Но статья в прошлом месяце в журнале эпидемиологии утверждает, что раскрытая эпидемия рака щитовидной железы каким-то образом осталась незамеченной. Результаты были подхвачены антинуклеарными активистами и оспариваются скептиками, которые называют это недостатками в методологии. Они убеждают, что эпидемия является иллюзией.

Источник: inform360.ru