Русские Вести

Чаирное лесное садоводство в Крыму


Люди испокон веков стремились сократить трудозатраты и материальные издержки при производстве сельльскохозяйственной продукции. В частности в Крыму, местному населению, удалось разработать систему плодоводства, которая ещё с древних времён обеспечивала их высоким, а главное постоянным урожаем фруктов при самых минимальных затратах труда. Это была система чаирного лесного садоводства.

     Даже сейчас, идя по горам, по старым партизанским тропам, иногда, среди густого леса набредаешь на места, где тебя встречают целые заросли теновника, много одичавших, но вкусных яблонь, груш и особо крупный кизил.

    Чаирные леса – это древняя историческая традиция Крыма, очень любопытное явление в ландшафтной архитектуре. Когда-то для местного населения, чаиры служили и местом сенокосов, и сбора орехов, а также кизила, яблок, груш, слив и много ещё. Полагают даже, что чаир - очень сложная и разумная технология, память о традициях и жизненной философии самых древних обитателей Крыма - таврах.

      Чтобы пасти скот и заготавливать сено на зиму, людям приходилось постоянно расчищать лесные заросли на склонах гор. Встречавшиеся в горах плодовые деревья с крупными вкусными. плодами человек всегда сохранял. Деревья с мелкими плодами использовались как подвой и подвергались перепрививке. Прививку крымские татары осуществляли за кору или в расщеп. Места среза замазывали глиной, смешанной со свежим коровяком. Смесь выполняла роль антисептика и биологически активные вещества способствовали быстрому заживлению ран. Вставленный в расщеп или за кору черенок культурного сорта после обмазки смесью тщательно обвязывали    тканью, мешковиной, лыком или шпагатом. В качестве подвоя использовали плодоносящие или молодые деревья дикой груши, яблони или черешни. Сливу прививали на терне или мелкоплодной алыче. Чаирное плодоводство является величайшим достижением агрономической мысли. Лесосады спасли горные леса от уничтожения. Близость леса и богатое разнотравье регулировали жизнедеятельность и численность опасных вредителей в то время, как в долинах в борьбе против листогрызущих вредителей, тли, клещей и плодожорки проводилась химическая защита.

    Только плоды из чаиров использовались коренным населением Крыма для приготовления фруктового мёда (бекмеса), сухофруктов, джема, повидла и компотов. Расходы на содержание чаиров были минимальные и состояли из периодического прореживания кроны и вырезки усохших веток. Крупные чаирные сады находились в частном владении, хорошо ограждались от потравы лесных и домашних животных. 

     Образование таких лесов – результат многовекового воздействия человека на горную растительность, своеобразная селекционная работа, при которой естественным путем отбирались те породы деревьев, которые смогли приспособиться к суровым условиям и расти без участия человека, без обрезки, полива, рыхления и защиты от болезней и вредителей. Когда-то создание чаирных лесов было продиктовано необходимостью иметь на небольших участках земли и сенокос, и одновременно плодовый сад. 

     Все фрукты в чаирных лесах своими размерами незначительно уступают садовым сортам, а ягоды кизила гораздо крупнее. Абрикосы, сливы, груши и яблоки отличаются чудесным лесным ароматом, совершенно не червивые и конечно же экологически чистые – никому в голову не придёт обрабатывать химикатами здоровые деревья, дающие ежегодно обильный урожай. 

    Ягоды кизила крупные, грушевидной формы, терн по размеру не уступает алыче, а фундук в два-три раза крупнее обычного. Абрикосы, сливы, яблоки, груши размером не намного уступают садовым, но отличаются особым лесным ароматом. Наверняка удивит вас и то, что плоды эти обычно без единой червоточины. Чтобы добиться этого на своём дачном участке, приходится ведь потратить немало ядохимикатов.

     Выдающийся учёный-селекционер Лев Симиренко считал, что именно чаирные сады были колыбелью крымского плодоводства. Горные склоны высотой до 700 метров над уровнем моря имели наиболее благоприятные климатические условия для чаиров. Там сады весной цвели на 2 недели позже, когда обычно опасность заморозков во время цветения минует. В чаирах рядность деревьев не соблюдалась. Они создавались там, где был источник, и вода умело подводилась к каждому дереву. Учитывая, что корни деревьев уходили вглубь на 20-30 метров, хорошие урожаи получали и в засушливые годы. Мощные яблони давали с одного дерева полторы-две тонны плодов. Собирали их поштучно в корзины. К императорскому столу в Петербурге подавались исключительно фрукты из чаирных садов.

     В чаирах деревья растут почти без всякого ухода, редко нуждаются в обрезке, не нуждаются ни в поливе, ни в рыхлении земли у корней, не страшны им вредители и болезни. Почему же это происходит?
    Лесной сад формировался в течение нескольких лет. Вначале в долине ручья при помощи плетёных запруд задерживался плодородный ил, взвешенный в ливневых потоках.

    Он покрывал валуны и гальку ровным плотным чехлом - так образовались ступени своеобразных террас с отличным природным дренажом. Русло ручья направлялось с более крутого борта долины, чтобы вода могла самотёком орошать эти террасы. Затем сюда пересаживались из окружающего леса молодые дикорастущие плодовые растения - “дички”, приметные своей силой.

    Посадка деревьев и кустарников в чаирном лесу – это непростой ритуал, тонкости которого сегодня знают немногие. Например, грецкий орех высаживали совершенно иначе, чем предписывают все рекомендации по выращиванию этой культуры. Выкапывалась неглубокая плодовая яма, на дно укладывался плоский камень, который не давал основному корню уходить вглубь бесплодной почвы, тем самым заставляя развиваться боковые корни на небольшой глубине в плодородном слое земли. Сверху на камень насыпали несколько горстей пшеницы или ячменя, со временем зерна прорастали, но пробиться на поверхность не могли и сгнивали в земле. Это было естественным удобрением для молодого дерева на первое время. Ещё один секрет – при посадке связывали вместе два саженца так, чтобы корни переплелись. Через год – два тот ствол, что был слабее срезали и оставшийся саженец получал мощную корневую систему. 

    Это лишь один из секретов силы и долголетия чаиров, но и взаимное расположение растений, учёт рельефа, строения и состава почвы, сторон горизонта - ещё многие тонкости надо было знать, чтобы создать единый саморегулирующийся организм.
    С окружающим горно-лесным ландшафтом эти небольшие сады были связаны тысячью незримых нитей, обеспечивающих ход природных процессов без помощи человека.
    Система плодоводства, которая веками складывалась в долинах горных рек, была очень разнообразной и представляла собой формирование растительных сообществ, как мы их теперь называем фитоценозы, обладающие связями саморегуляции, взаимоподдержки, устойчивости к вредителям и болезням.

       Местные сорта в чаирах давали от 0,85 до 2-х тонн яблок, а завезённые — от 0,4 до 1 тонны. По приблизительной оценке, сегодня в Крыму сохранилось около 20 га чаирных садов. По учёту, в середине 1930-х годов их было 5000 га, а до революции — 8000 га. Самые большие массивы чаирных садов по 400-500 га до войны имели селения Коуш, Стиля, Биюк и Кучук Озенбаш Бахчисарайского и Куйбышевского районов, Корбек Алуштинского района.

     Красота и самодостаточность чаиров создавали возможность получения крупной отдачи с минимальным вмешательством и минимальным приложением физического труда, совмещённом с их эстетическим, природным совершенством.

Источник: aftershock.news