Оборот нелегальной торговли ценными породами древесины, растущий из-за активного спроса в Китае, оценивается в сотни миллионов фунтов ежегодно, а идущий из Бирмы в Китай поток нелегального дерева считается одним из самых больших в мире. Как уточняется в отчёте Агентства экологических расследований – EIA, базирующейся в Британии некоммерческой организации – этому способствует системная коррупция.
В докладе говорится, что китайские и бирманские бизнесмены сотрудничают с бирманскими военными и местными китайскими чиновниками, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование своего незаконного предприятия. Древесина по большей части относится к ценным породам (розовое и тиковое дерево) и добывается в лесах бирманского штата Качин, который граничит с китайской провинцией Юньнань и является местом многочисленных конфликтов. Между тем бирманские законы запрещают экспорт древесины сухопутными маршрутами.
Джулиан Ньюмэн, директор по кампаниям EIA и соавтор доклада, утверждает, что Китай обязан гарантировать законное происхождение получаемой им древесины:
– Китаю действительно нужно присмотреться к своей промышленности, чтобы организовать устойчивое потребление сырья, и гарантировать законность его происхождения.
Также он добавил, что настало время обратить внимание на роль Китая на рынке древесины. Отчёт был опубликован за неделю до начала бирмано-китайских переговоров в столице Бирмы Нейпьидо.
– Мы хотим убедить китайское правительство и китайские компании начать действовать, – сказал Ньюмэн. – Они могут сыграть очень позитивную роль, если захотят. Руководство провинции Юньнань уже приостановило у себя лесозаготовки на четыре месяца, то есть до конца года.
Нелегальные рубки в Китае оказались в центре внимания в январе текущего года, когда бирманская армия провела серию рейдов против лесозаготовителей в штате Качин, что привело к аресту более чем 155 китайских граждан. В июле 153 китайца были приговорены к пожизненному заключению (остальные оказались несовершеннолетними и получили меньшие сроки), что привело к дипломатическому конфликту. Давление из Пекина привело к тому, что через несколько дней все осуждённые были освобождены, так как получили «общее президентское помилование».
Бирманское тиковое дерево в последнее время превратилось в особенно ценный ресурс. Растущее благосостояние китайских потребителей привело к увеличению спроса на роскошную деревянную мебель. Это же касается и розового дерева.
– Они рубят только днём, а после наступления темноты перевозят тик в Китай, – сказал на условиях анонимности один бирманец, работающий на пункте пропуска грузовиков на китайско-бирманской границе в Качине. – Иногда за ночь проходит 10 грузовиков, а иногда и 100.
Бирманское правительство заявляет, что «не поддерживает и не поощряет незаконные лесозаготовки или незаконную торговлю». Ней Айе, генеральный директор местного Департамента охраны окружающей среды, сказал, что правительство «уволило или понизило коррумпированный персонал госаппарата».
Сведение лесов в Бирме вызывает обеспокоенность природоохранных групп. С 2009 года страна ежегодно теряет в среднем 185 000 гектаров леса. И проблема незаконных рубок, по мнению Ньюмэна, будет только обостряться, если не вмешается государство. Контрабанда древесины сейчас почти достигла пика десятилетней давности, который в своё время удалось временно сбить именно из-за вмешательства китайских властей.
– Либо государство вмешивается, либо заканчивается лес, – заявил Ньюмэн.