Следователи вскрыли факты массовых махинаций, с помощью которых торговцы слоновой костью придают своему товару статус законного, невзирая на его происхождение из сомнительных источников.
Согласно докладу Агентства по расследованиям в сфере окружающей среды (EIA), опубликованному 10 декабря, Япония способствует незаконной торговле слоновой костью и подрывает усилия международного сообщества по защите африканских слонов, будучи не в состоянии покончить с практикой незаконной регистрации товара. Регистрация производится, несмотря на неизвестность источника происхождения слоновой кости; регистрируется в том числе и товар, который мог поступить в страну после 1989 года, когда Япония подписала Конвенцию о международной торговле видами, находящимися под угрозой (CITES). Конвенция налагает запрет на международную торговлю слоновой костью и требует в частности от Токио, чтобы все цельные бивни, импортированные до 1989 года, регистрировались японским правительством. Немассовая торговля слоновой костью из запасов, сделанных до 1989 года (равно как и старым товаром этого рода в целом), в Японии разрешена, и это создаёт для контрабандистов и торговцев лазейки, позволяющие им легализовать свою незаконную деятельность.
Базирующееся в Великобритании EIA сообщило, что, как показало его летнее расследование, в результате махинаций в системе регистрации Японии за последние четыре года удалось легализовать более 5500 слоновьих бивней неустановленного происхождения.
«Япония отмывает слоновую кость неустановленного происхождения и ни в какой степени не озабочена проверкой доказательств, которые, согласно закону, должны гарантировать, что слоновая кость имеет законное происхождение и приобретена легально», – сказано в докладе, который носит название «Незаконная торговля слоновой костью в Японии». Представление таких доказательств теоретически призвано воспрепятствовать поступлению товара незаконного происхождения на внутренний японский рынок, где наблюдается рост спроса на слоновую кость.
По данным EIA, из 37 японских продавцов цельных слоновьих бивней, с которыми контактировали работавшие по заказу агентства японские следователи, 30 предложили участвовать в незаконной деятельности, в том числе в обороте незарегистрированных бивней неизвестного происхождения и в регистрации бивней на основании фальсифицированной информации.
«Предприниматели свободно рассказывали о том, как уйти из-под действия системы или обмануть её, и явно не имели причин считать, что японское правительство тщательно следит за их деятельностью», – говорится в докладе.
– Мы вынуждены прибегать ко лжи в этом деле, – цитирует доклад торговцев слоновой костью. – Если хотите получить свидетельство о регистрации, правду говорить нельзя. Если вы укажете любую дату с 1990 года, то свидетельства не получите.
По мнению EIA, расследование вынуждает поднять вопрос о наличии у Токио действительных намерений покончить с незаконной торговлей слоновой костью. Японское природоохранное законодательство не действует надлежащим образом. «Доказательство» легальности происхождения бивней и времени их ввоза в страну на практике заключается в соответствующем письменном заявлении от владельца товара (или даже его родственника или соседа). Хотя закон обязывает предоставлять и другую документацию (например, таможенную), японское природоохранное министерство очень редко действительно её запрашивает, что поощряет владельцев слоновой кости делать ложные заявления.
Результаты расследования были опубликованы на фоне стремительного роста спроса на слоновую кость в Японии и массового браконьерства в Африке, где ради бивней ежегодно убивается более 30 000 слонов.
– За шокирующую неспособность Японии провести в жизнь свои собственные законы, установить жёсткий контроль над торговлей и тем самым помешать нелегальному обороту слоновой кости платят африканские слоны, – заявил председатель EIA Аллен Торнтон. – Только полный запрет на торговлю слоновой костью внутри Японии и прекращение практики регистрации бивней могут теперь поправить ситуацию.
Тем временем в Китае, согласно недавнему отчёту базирующейся в Кении организации «Спасите слонов», цены на нелегальную слоновую кость упали вдвое. Снижение спроса заставляет надеяться на снижение доходности от браконьерства в Африке.