Сообщение, что в России начали подготовку военных лётчиц, вызвало в своё время серьёзные и весьма специфические дискуссии о доступности этой профессии для женщин. В честь праздника 8 марта мы решили немного поразмышлять на эту тему. И вот что вышло.
Аристократическое баловство
Первая реакция на это нововведение была резко отрицательной: от цитат Жириновского (про «борщ или драить унитаз, по желанию») до жалостливо-высокопарных размышлений о губительности лётной карьеры для слабого женского организма.
Если изучить историю вопроса, то читать подобные высказывания именно на русском языке станет особенно смешно.
Возможно, самая первая авиатрисса — француженка Раймонда де Ларош
Конечно, традиционно военная авиация — как элитная разновидность профессиональной военной службы — была в первую очередь сугубо мужским занятием. На заре авиаэпохи полёты вообще воспринимались как баловство для аристократов. Ну, а девушкам и вовсе за подобные идеи могли бы выдавать справку о безумии!
Тем не менее (и вопреки мнению общества) показать, что «мы тоже можем» — было достаточно популярным занятием у эмансипированных барышень, которые желали побороть установки прошлого поколения. Реализация идей, конечно, зависела от ограниченности бюджета. Ведь авиация — хобби дорогое.
Княжна, лётчица и шпион
Сочетание этого самого бюджета с авантюризмом и искренним патриотизмом привело к тому, что именно в России появилась первая в мире общепризнанная военная лётчица (авиатрисса, как тогда говорили) — княжна Евгения Шаховская.
Княжна Евгения Шаховская с одним из первых авиаторов Всеволодом Абрамовичем, 1913
Личность с, мягко говоря, впечатляющей биографией. После начала Первой мировой она подала прошение о разрешении направиться на фронт. Царь удовлетворил просьбу, и в конце 1914 года княжна уже служила в авиаотряде, прикреплённом к Ковенской крепости (то есть, в нынешнем литовском Каунасе). Шаховская совершала разведывательные вылеты, но всего через пару месяцев её отчислили из армии и пожизненно осудили по статье «шпионаж». Вероятнее всего, дело было во всплеске шпиономании в армии, ведь полётам княжна училась в том числе и в Германии.
В 1917 году при временном правительстве, которое сняло ограничения на военную службу для женщин, в действующей армии служили ещё несколько летчиц. У нас эти факты не очень известны, однако за рубежом «Princess Shakovskuyu» регулярно вспоминают как первопроходца женской авиации.
Вторая мировая
Эпизоды времён Великой Отечественной войны все знают гораздо лучше. СССР тогда по-прежнему держался в лидерах эмансипации. И дело было не только в тяжёлой ситуации на фронте. В межвоенный период по линии ОСОАВИАХИМ (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) советские девушки активно штудировали лётное дело. Ещё до войны на лётчика выучилось около семи тысяч женщин!
Лётчицы 586-го истребительного авиаполка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова возле Як-1
«Активный пиар» во время и после войны привёл к тому, что большинство людей сегодня думают, будто все У-2 (бипланы-«кукурузники») пилотировали женщины, в то время как женский полк на них был всего один (46-й гвардейский) из примерно восьмидесяти.
Кроме полка на У-2 сформировали также истребительный и бомбардировочный, однако они имели смешанный состав.
Группа лётчиц вспомогательной службы ВВС
В годы Второй мировой женщин активно привлекали в ряды специальных вспомогательных служб ВВС Союзников. Больше тысячи лётчиц в США занимались транспортными перевозками, перегоном самолётов (в том числе и в рамках ленд-лиза — государственной программы, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне различные припасы) и тем самым помогли освободить мужчин для боевых эскадрилий.
«Мужественной» позиции про «место на кухне» придерживались в той войне только проигравшие.
А что сейчас?
Война оказалась серьёзнейшим испытанием для нашей страны, и отношение к женщинам на военной службе резко поменяли на отрицательное. Возможно, это было частью общего пацифистского настроя идеологии. Результат — современная ситуация, когда одна лишь мысль, что женщин можно пускать в кабину пилота, кажется смешной.
После Второй мировой тему женщин-лётчиков в СССР (за редчайшими исключениями) закрыли, а вот у наших оппонентов она медленно, но верно стала развиваться.
В 1976 году академия ВВС США начала принимать девушек на обучение. Поначалу их в первую очередь ориентировали на вспомогательные задачи; например, на управление транспортной авиацией и самолётами-заправщиками. Примерно тогда же женщины получили доступ и к морской авиации. Спектр лётных специальностей постепенно расширялся, и в 90-х годы практически все ограничения сняли.
Ким Кэмбелл на фоне обстрелянного А-10
Женщины-пилоты активно участвовали в локальных войнах США последних десятилетий. Широкую известность получил эпизод с капитаном Ким Кэмбелл, которая в 2003 году «на честном слове и одном крыле» посадила сильно повреждённый штурмовик A-10, на котором, в числе прочего, вышли из строя и основная, и резервная гидравлические системы… что, мягко говоря, не добавляло удобства и лёгкости в управлении.
На данный момент только в ВВС США (без учёта армейской авиации и моряков) числятся 728 женщин-пилотов плюс 310 штурманов и 227 операторов бортового радиоэлектронного оборудования на самолётах ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) или электронной разведки. Большая их часть служит в транспортной авиации, но пара сотен имеется и в тактической. Такое количество, кстати, снимает вопросы о потенциально большей аварийности.
Аналогичные процессы можно наблюдать не только у европейцев и австралийцев, но и в Китае, где даже сформировали чисто женские эскадрильи на истребителях‑бомбардировщиках.
Вообще количество медиаматериалов на тему «девушки в ВВС НОАК» (военно-воздушных силах народно-освободительной армии Китая) в последнее время создаёт впечатление сознательной пропагандисткой кампании.
Марьям аль-Мансури
Страшно сказать, но даже в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов с 2007 служит на истребителе F-16 «пилот в хиджабе» (да, так в нём и летает).
Читатель может справедливо возразить, что если в Китае и ОАЭ прогнулись под давлением феминисток (!), то это не повод повторять за ними! Однако на самом деле это вопрос боеспособности — как бы странно ни прозвучала такая формулировка.
Любой военком или председатель приёмной комиссии военной академии мечтает, чтобы пополнение состояло исключительно из высоченных богатырей, пышущих здоровьем и патриотизмом. Но в реальной жизни приходится работать с тем, что есть. Причём у военных профессионалов «что есть» должно ещё по собственному желанию захотеть военной карьеры. Так что собственные хотелки военкомы затыкают.
Кого посадить в кабину самолёта, богатыря или красну девицу? — вопрос не столь важный. А вот будет ли вообще хоть кто-то этим самолётом управлять — это уже проблема.
Насколько она серьёзная? Дадим одну цифру для размышлений: на данный момент в ВВС США нехватка лётчиков приближается к двум тысячам человек. Многовато!
Можно, конечно, предположить, что в России такой проблемы нет. Но если подобные цифры не оглашают публично, это не значит, что их не существует.
Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова (КВВАУЛ)
Поэтому хорошо, что у нас наконец тоже озаботились подобными вопросами — на перспективу. Разбрасываться людьми, которые настолько хотят летать, что буквально ломятся с «неправильным» полом в лётные училища — как минимум расточительно.
P. S. Если в комментариях не появятся заявления про «женщины плохо переносят перегрузки», значит текст пропал зря. До предположения, что большинство из тех, кто это пишет, редко нагружает себя чем-то большим, нежели бутылка для кулера, опускаться не будем. Кроме того, если на транспортнике или бомбардировщике перегрузка скакнула за 6G, то что-то идёт не так. Также не будем вспоминать, что уже шестьдесят женщин летали в космос. И, воспользовавшись случаем, поздравим семикратную (больше всех!) чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину, которой приходилось плохо переносить перегрузки за 10G.