Морская версия дронов-камикадзе готовится вступить в бой — работы по созданию специальной корабельной версии ударного беспилотника подходят к концу. Новинку, которая вскоре поступит на вооружение ВМФ, можно будет использовать как с кораблей, так и с катеров. При этом БПЛА будет способен поражать и морские, и наземные цели. Такие аппараты можно будет применять при десантных операциях и при борьбе с катерами противника, в том числе безэкипажными, отмечают эксперты.
Для морских и наземных целей
Как рассказали «Известиям» источники в Минобороны, в настоящее время завершаются работы по созданию корабельной версии ударного дрона-камикадзе. Новинку можно будет запускать прямо с палубы.
Беспилотник будет способен поражать морские и наземные цели, сообщили источники. В частности, дрон можно применять против легких катеров и моторных лодок, которые используют диверсанты. Кроме того, экипажи кораблей смогут использовать их для поражения беспилотных катеров. Также дроны будут незаменимы для поддержки морских пехотинцев, действующих на побережье.
Дроны-камикадзе сегодня считаются одним из наиболее эффективных средств поражения. Они играют исключительно важную роль в ходе специальной военной операции, уничтожая полевые укрепления и бронетехнику. Так, в конце февраля FPV-дроном «Пиранья» был подбит первый танк Abrams. В итоге беспилотник стоимостью около $500 уничтожил машину, которая примерно в 12 тыс. раз дороже. Уже спустя несколько дней еще один Abrams был подбит аппаратом «Упырь».
Американский танк Abrams за несколько секунд до уничтожения дроном ВС РФ на авдеевском направлении / Фото: соцсети
В боях дроны и барражирующие боеприпасы зарекомендовали себя как надежное и высокоточное оружие, незаменимое при штурме вражеских позиций. Операторы могут направлять снаряд прямо во вход в блиндаж или в уязвимое место бронемашины. Используются беспилотники-камикадзе и для ударов по позициям артиллерии, складам, пунктам управления, узлам связи и другим важным объектам.
В производстве дронов для запуска с кораблей есть свои сложности, объяснил «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Главное отличие суши от моря в том, что на морской поверхности нет никаких ориентиров, — пояснил он. — И управлять полетом над водой очень сложно. Там зацепиться не за что, требуется другая навигация. Когда летишь над землей, можешь ориентироваться по разным объектам, а здесь ориентиров никаких нет. Запуск с палубы корабля в условиях качки — тоже непростая задача. Иранские товарищи имеют такие технологии запуска. Может, и мы у них поучимся или сами придумаем. Ничего особо сложного в этом быть не должно, ракеты же мы пускаем с кораблей.
Производство FPV-дрона «Упырь» / Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Преимущество таких морских дронов в том, что можно будет, не подходя близко к берегу, бить по объектам в оставшихся портовых центрах, добавил эксперт.
— Теперь Украине надо будет контролировать половину Черного моря, откуда смогут прилететь наши беспилотники, — сказал Дмитрий Болтенков. — Кроме того, если речь идет о барражирующем аппарате, то его можно применять по безэкипажным катерам. Если заметили, что морские дроны спускают на воду, значит, надо отправлять туда беспилотники. Надо вести постоянную разведку уреза моря.
Перспективное оружие
Создание беспилотных систем вооружений — очень перспективное направление, которое требует своего дальнейшего развития, рассказал «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.
— Вообще, во всех видах уже наступает эта эра — беспилотной авиации, беспилотных подводных кораблей, катеров, дронов и так далее, скоро появится беспилотный танк, самолет, — сказал он. — И это естественный процесс, который затронет все сферы. Здесь надо понимать, что применение дронов всё равно полностью не вытеснит традиционные корабли, подводные лодки, которые управляются людьми. Просто количество людей будет сокращаться потихонечку. У нас была атомная подводная лодка проекта 705, там экипаж был вообще что-то около 38 человек. То есть эта разработка 70-х годов — прообраз будущей беспилотной атомной подводной лодки.
Фото: РИА Новости/Андрей Лузик
По словам адмирала, корабельные беспилотники смогут применяться при проведении десантных операций, на закрытых морских театрах, ограниченных акваториях, таких как Балтика или Черное море, при определенных погодных условиях и для решения пока определенных узких задач.
В прошлом году на нескольких предприятиях российского ОПК был налажен серийный выпуск боеприпасов для FPV-дронов, их регулярные поставки в войска начались осенью. Новые боеприпасы оснащены универсальными креплениями, которые позволяют подвешивать их практически под все виды FPV-дронов, применяемых в зоне специальной военной операции. Сейчас в войска поступают осколочные, осколочно-фугасные и кумулятивные боевые части. В дальнейшем их номенклатуру планируется расширить.
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Российские инженеры постоянно работают над разными типами БПЛА. Так, «Известия» сообщали о разработке линейки беспилотных систем, предназначенных для сброса термобарических и зажигательных боеприпасов. Речь идет о мультикоптерных беспилотных системах, а также БПЛА самолетного типа. Помимо специальных сбрасываемых бомб дроны получат на вооружение доработанные противопехотные огнеметы — их конструкция позволит наносить удары в полете.
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Владимир Матвеев
Заглавное фото: РИА Новости/Иван Родионов