Русские Вести

В Сирии русские показали, что способны попасть ракетой в открытую форточку


Военные действия России на Ближнем Востоке стали фактом. Еще недавно такое казалось нереальным. Но по-настоящему поражает даже не это, а то, как качественно проводится военная операция против группировки «Исламское государство» и прочих джихадистов, в том числе – столь милых Вашингтону.

Удары по базам боевиков наносятся силами боевой авиации и крылатыми ракетами. При этом бомбардировщики, истребители и штурмовики показывают свою высочайшую эффективность, их вооружение отвечает всем современным требованиям, а мастерство пилотов в прямом смысле на высоте.

Воздушно-космические силы России – и люди, и техника – получают настоящее боевое крещение. Что используется на войне с международным терроризмом?

Фронтовой бомбардировщик Су-24 хорошо известен во многих армиях мира, в том числе - на Ближнем Востоке. Впрочем, Су-24М, которые наносят ракетно-бомбовые удары по обозначенным целям в Сирии - это бомбардировщики, прошедшие очень глубокую модернизацию, после чего их можно считать совершенно новыми машинами.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 считался в конце ХХ века одной из лучших боевых машин в своем классе. Был принят на вооружение 4 февраля 1975 года. За минувшие годы прошел несколько глубоких модернизаций. Бомбардировщик имеет два мощных двигателя АЛ-21Ф-31, позволяющих нести 8 тонн боевой нагрузки, бомбы и ракеты – как во внутренних отсеках, так и на внешней подвеске. Экипаж состоит из двух человек - командира и штурмана. Отличительная особенность - крыло изменяемой геометрии.

Сейчас в ВКС ветераны - Су-24 и Су-24М - постепенно заменяются на гораздо более современные Су-34, которые проходят боевую обкатку на Ближнем Востоке.

Су-34 – самый современный в мире фронтовой бомбардировщик. Это единственный в мире самолет, сочетающий в себе возможности маневренного истребителя, дальнего перехватчика и фронтового бомбардировщика.

Его оборудование позволяет обнаруживать воздушные цели на удалении в 120 километров, сопровождать и обрабатывать десять целей одновременно, обстреливать сразу четыре из них – это высокий показатель. В качестве бомбардировщика Су-34 может наносить ракетно-бомбовые удары по всем видам малоразмерных и подвижных целей, в том числе – морским.

Самолет имеет 12 точек подвески, на которых несет до восьми тонн различного вооружения, на нем также установлена 30-мм пушка ГШ-301. Экипаж - 2 человека. Максимальная скорость - 1900 км/час, дальность полета - 4000 км.

Многофункциональный тяжелый истребитель Су-30 изначально проектировался для продажи за рубеж, и первая его версия называлась Су-30К – «коммерческий». На ее базе были созданы различные истребителя для ВВС Китая, Индии, Индонезии, Малайзии, других стран. Отзывы об этом самолете очень хорошие. Более того, на совместных учениях индийские летчики на своих Су-30МКИ практически всегда выходили победителями в учебных воздушных боях с американскими и европейскими истребителями.

Не так давно истребители Су-30СМ стали поступать на вооружение ВКС России. Они отличаются сверхманевренностью за счет отклоняемого вектора тяги двигателей и могут работать по всем типам воздушных, наземных и морских целей. В небе Сирии они обеспечивают прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. Но если понадобится, то с успехом смогут наносить высокоточные удары по наземным целям.

Кстати, воздушное прикрытие российских самолетов вполне оправдано, хотя истребителей у «ИГ» нет. Зато в этом регионе, как известно, работает боевая авиация НАТО, прежде всего – ВВС США. И надо быть готовыми к любым неожиданностям.

Достаточно вспомнить историю: 22 апреля 1945 года два американских истребителя типа «Мустанг» атаковали самолет, который пилотировал Иван Кожедуб. Не знали союзники по антигитлеровской коалиции, на кого напали. Бой длился пару минут, «Мустанги» были сбиты. Имели место и другие случаи неспровоцированных атак американских истребителей на самолеты с красными звездами на крыльях.

Поэтому-то от тех, кого предложено считать союзниками, можно ждать любых неприятных сюрпризов. Чтобы заранее отбить у них желание «ошибиться» и «случайно» атаковать российские бомбардировщики, в небе Сирии и барражируют Су-30СМ. Кстати, в американской прессе уже появились сообщения о том, что летчики ВВС США наблюдали в свои прицелы боевые самолеты российских ВКС. Пусть себе наблюдают.

И - совсем последние известия. Пилотам стран НАТО, участвующим в нанесении ударов по позициям исламистов в Ираке, разрешили открывать ответный огонь в случае атаки российских боевых самолетов. С таким утверждением выступила одна из британских газет со ссылкой на источники в министерстве обороны Соединенного Королевства.

«Никто не знает, что русские будут делать дальше, – так формулируют свою позицию в английском военном ведомстве. – Мы не знаем, как они отреагируют, если встретятся с западным истребителем. Когда самолеты летают на сверхзвуковых скоростях, в воздушном пространстве быстро становится тесно. Может произойти столкновение, или русский летчик может быть ошибочно сбит».

Если это соответствует истине, значит, натовским летчикам дан карт-бланш на уничтожение российских боевых самолетов. Докажи потом, ошибочно была сбита «сушка», или она атаковала первой.

Но, прежде чем нападать на наши истребители в небе Сирии, пусть вспомнят атаку американцев на машину Ивана Кожедуба.

Помимо истребителей и бомбардировщиков, широко используются ветераны боев с исламскими террористами – штурмовики Су-25. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, ставший одним из самых блестящих авиаконструкторов XX века – Олег Сергеевич Самойлович. Может быть, поэтому штурмовик стал поистине летающим танком, унаследовав это сравнение от Ил-2, но получив гораздо более серьезную защиту. На системы защиты приходится более тонны брони, в том числе - титановой. Особое внимание уделено критически важным узлам и элементам - кабине пилота и топливной системе.

Летчик практически полностью защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - калибром до 30 мм. Су-25 широко применялся в Афганистане, где показывал поистине потрясающую живучесть. Были случаи, когда на базу возвращались самолеты со 150 пробоинами. Как считают эксперты, ни один из существующих реактивных боевых самолетов этого выдержать не в состоянии.

Эта боевая машина, впервые поднявшаяся в воздух 22 февраля 1975 года, по сей день не утратила своего могущества. Но само время потребовало глубокой модернизации, и она была выполнена коллективом научно-производственного концерна «Штурмовики «Сухого». Сегодня на самолете установлено совершенно новое бортовое радиоэлектронное оборудование, причем исключительно отечественной разработки и производства. Авионика позволяет применять более современные ракеты, в том числе управляемые, а также корректируемые авиабомбы. Появилась возможность поражать не только все типы наземных целей, но и вести воздушный бой.

Модернизированные Су-25 получили спутниковую навигацию ГЛОНАСС. Как утверждают специалисты, она позволяет задавать конечную точку полета с точностью до десяти метров. То есть, даже в условиях ограниченной видимости штурмовик точно выходит к обозначенной цели и наносит свой сокрушительный удар.

Практический потолок Су-25СМ3 достигает десяти тысяч метров, Без дозаправки он может пролететь 1850 километров. В результате всех нововведений боевая эффективность нового-старого самолета увеличилась почти в три раза, сейчас качество модернизации проверяется в реальных боевых условиях.

Ну, а ракетно-бомбовые удары наносятся как обычными фугасными бомбами, так и управляемыми. Они применялись еще в Афганистане, но в ограниченных количествах, и тогда о них в средствах массовой информации не сообщалось. Поэтому сложилось впечатление, что «умных» боеприпасов в отечественных арсеналах вообще нет.

Есть. В результате авиаударов по базам террористов уничтожено большое количество боевой техники, включая танки, а также хорошо защищенные сооружения, в которых находились командные пункты, арсеналы и цеха по производству диверсионного оборудования. Промахов не было. Каждая бомба и каждая ракета били точно в обозначенную им цель.

Это стало неприятным сюрпризом не только для боевиков, но и для НАТО, прежде всего - США. Они-то были уверены, что русские могут бить с воздуха только по площадям. А вот попасть ракетой в открытую форточку - это привилегия западных армий.

Можно раскрыть секрет. Ракетно-бомбовое вооружение, применяемое нашими летчиками – не самое последнее слово отечественной оборонки.

Корректируемая авиабомба КАБ-500 была принята на вооружение еще в советских ВВС в 1976 году. Эти бомбы обладают уникальным свойством планирования, что позволяет сбрасывать их за 70 километров от цели. Они могут комплектоваться двигательной установкой, что позволяет еще больше увеличить дальность их сбрасывания с самолета. Телевизионной головке самонаведения КАБ-500 можно не видеть сам объект атаки, достаточно ориентиров на местности, и она ударит в точку. Впрочем, есть КАБ-500 с дополнительной системой наведения и по сигналам спутниковой навигации ГЛОНАСС, и по лазерной подсветке.

Ракета с лазерной системой наведения Х-29Л принята на вооружение в 1980 году. Для своего времени была лучшей в мире. Не утратила лидерства и сейчас. Обладает мощной боевой частью, составляющей половину ее стартовой массы. Сочетание скорости, более чем вдвое превышающей скорость звука, очень тяжелой и прочной боевой части обеспечивает боеголовке высокую проникающую способность. Х-29Л способна пробить один метр особо прочного бетона, укрытого тремя метрами грунта.

На минувшей неделе появились сообщения о применении против бронетехники «Исламского государства» авиабомб с малопонятным названием СПБЭ, что значит «самоприцеливающийся боевой элемент». Это по-настоящему «умный» боеприпас, поражающий только военную технику. И о нем стоит рассказать подробнее.

Создатели этого боеприпаса были награждены последней в нашей истории Государственной премией СССР – в 1991 году. Разработчики СПБЭ из НПО «Базальт» опередили американцев на несколько лет. Аналогичные боеприпасы на Западе стали появляться относительно недавно. Бомба представляет собой цилиндр, в котором находятся взрывчатое вещество и толстая медная пластина. Сбоку к цилиндру прикреплена парашютная система и модуль самонаведения.

После того, как на земле обнаружено скопление вражеской бронетехники, в указанную точку направляются бомбардировщики или штурмовики. Бомбы сбрасываются в пределах высот от 400 до 5000 метров. Три небольших парашюта, раскрывающиеся на заданной высоте, обеспечивают стабилизацию и замедляют скорость падения до 17 м/с. Одновременно с раскрытием парашютов включается инфракрасная система поиска цели. Она реагирует на тепло двигательных установок боевых машин. После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части, который происходит на высоте около 150 метров, бомба направляется на вражескую машину с помощью специальных рулей, корректирующих ее полет.

Интересна боевая часть СПБЭ. Один взрыв формирует из медной пластины ударное ядро массой один килограмм. Второй – придает ему ускорение, равное двум километрам в секунду. Это больше, чем у противотанкового подкалиберного снаряда. Ядро пробивает броню толщиной 70 миллиметров под углом 30 градусов.

Поскольку бомба наводится только на работающие двигатели боевых машин, то она не может случайно отклониться и ударить по какому-то мирному объекту. Наверное, ее можно считать гуманным оружием, уничтожающей лишь военную технику.

Стоит повторить: все это, очень даже высокоточное ракетно-бомбовое вооружение, было создано более тридцати пяти лет назад в СССР. Знают ли в НАТО и в «ИГ», что создано в России уже в этом веке?

Однако настоящей сенсацией стали пуски высокоточных ракет с акватории Каспийского моря в сторону позиций террористов в Сирии. Они вызвали настоящий шок у военных экспертов – отечественных и зарубежных. Надо думать, в состояние ступора впали и в Пентагоне.

До 7 октября мало кто знал, что в наших арсеналах есть ракеты, подобные американским «Томагавкам». Не по внешнему виду, а по характеристикам. Казалось, только США могут себе позволить обстреливать ракетами своих врагов с безопасного расстояния в тысячи километров. Американские военные пропагандисты с удовольствием тиражировали видеосъемки стартующих - почему-то всегда ночью - «Томагавков» с кораблей, находящихся в Индийском океане. При этом ракеты летали и в сторону Афганистана, и в сторону Ирака, и даже в сторону Балкан. Американцы, наверное, и мысли не могли допустить, что когда-нибудь увидят, как российские «Калибры» - причем, тоже ночью, словно в насмешку - запускаются с ракетных кораблей Каспийской флотилии и улетают в сторону Сирии.

Действительно, на многочисленных международных выставках вооружения, где ракеты, обозначенные как «Калибр», присутствуют с 1993 года, дальность их полета обозначалась не свыше 300 километров. Поэтому некоторые даже очень компетентные отечественные специалисты просто не поверили информации министерства обороны: думали, в военном ведомстве ошиблись либо в названии ракеты, либо в дальности ее полета.

А дело в том, что режим контроля за нераспространением ракетных технологий запрещает странам-производителям экспортировать ракеты с дальностью действия более 300 километров. Поэтому на выставках в пояснениях к «Калибру» фигурировал именно этот показатель.

Работы над «Калибром» велись еще в Свердловске, в ОКБ «Новатор» на рубеже 1970-1980 годов, практически параллельно с разработкой в США крылатых «Томагавков». Наша ракета, как и заокеанская, создавалась универсальной. Ее могли нести боевые самолеты, она могла устанавливаться на сухопутных шасси, на кораблях и подводных лодках. Дальность полета варьировалась от нескольких сот до тысяч километров.

В XXI веке «Калибр» подвергся существенной модернизации. Используя новые технологии и новые материалы, конструкторы уже екатеринбургского «Новатора» создали ракеты фактически нового поколения. На международных оружейных салонах их не показывали.

Зато 17 сентября 2012 года были произведены успешные испытательные пуски ракет КРБД 3М14 комплекса «Калибр-НК» с ракетного корабля «Дагестан», из акватории Каспийского моря. Аббревиатура КРБД как раз и обозначает – «корабельная ракета большой дальности».

Очень скоро они пошли в серийное производство. Сейчас ими вооружены боевые корабли, подводные лодки, в том числе новейшие многоцелевые атомные класса «Ясень», стоят они и на вооружении стратегической авиации. Есть информация, что «Калибрами» оснащены войска береговой обороны Крыма, и дизельные подводные лодки Черноморского флота. Боевая часть «Калибров» может быть обычной – фугасной и ядерной.

В отличие от дозвукового «Томагавка», наши «Калибры» могут летать в широком диапазоне скоростей: от дозвуковых до превышающих скорость звука в три раза.

При этом точность попадания, что на дистанции 300, что на 2500 километров одинаковая, как говорят разработчики, «в колышек». Эксперты считают, что по своей эффективности «Калибр» превосходит «Томагавк» в несколько раз.

О его могуществе говорит такая характеристика: для уничтожения огромного авианосца класса «Нимиц» достаточно трех попаданий ракет, снаряженных обычной фугасной боевой частью. Наверное, не случайно ракетные комплексы «Калибр» в НАТО классифицируются как «Sizzler», то есть «Испепелитель».

Ракеты способны преодолевать любую противовоздушную и противоракетную оборону. Полет происходит на высоте от 50 до 150 метров, а при подходе к цели ракета снижается до двадцати метров и наносит удар, который действительно невозможно предотвратить. «Калибры», стартовавшие с кораблей, входящих в состав Каспийской флотилии, нанесли поистине точечные удары по важнейшим объектам «ИГ», причинив террористам серьезный урон. Были уничтожены: завод по производству снарядов и взрывчатых устройств, командные пункты, склады боеприпасов, вооружения и горюче-смазочных материалов, а также лагеря подготовки террористов.

Пуски крылатых ракет большой дальности комплекса «Калибр-НК» проводились из юго-западной части Каспийского моря с бортов четырех ракетных кораблей: «Дагестан», «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Было проведено 26 пусков. На территории Сирии поражено 11 целей.

В сети уже появились сообщения якобы все знающих экспертов о том, что нет в России ракет с такими характеристиками, которые позволяют стрелять на полторы тысячи километров и попадать в точку. Да, на Западе очень хотят в это верить, так как думают, что, одержав политическую победу в холодной войне, они смогли уничтожить весь оборонно-промышленный потенциал современной России. Да и вообще, что могли «ватники» создать, до того, как стали входить в их «цивилизованный» и очень высокотехнологичный мир?

Придется напомнить. Имея худшую, чем на Западе элементную базу, советские конструкторы первыми в мире создали телевизионную систему наведения на цель зенитно-управляемых ракет комплекса С-125. Не включая радары и не демаскируя себя, зенитчики проводили пуски ракет из засад и сбивали самолеты, аппаратура которых не фиксировала работу чужих радаров. Было это почти полвека назад. Вспомним высокоточную «Оку», так и не превзойденную никем в мире – прежде всего по точности. Вспомним ракетный комплекс «Пионер», ставший грозой всей Западной Европы.

Многое можно вспомнить. И порадоваться тому, что немалое из достигнутого в советском ОПК удалось сохранить и в российской оборонке.

Сергей Птичкин

Источник: www.stoletie.ru