Русские Вести

Унижающий коэффициент


Россия стала лидером среди наиболее развитых в военном отношении стран. Многие виды вооружений, которыми уже есть у нас, в других государства находятся еще на стадии разработки или опытных образцов. В России новинки ныне составляют 68%. Есть повод гордиться? Безусловно. И на этом фоне как-то уходит на второй план старая военная заповедь о том, что без хорошо подготовленного личного состава, прежде всего офицеров, все современное оружие и боевая техника — просто «металлолом». Неужели забылось, как еще совсем недавно российские Вооруженные силы стагнировали и разлагались? Как западные политики вкупе с «нашими» либералами торжествовали по поводу якобы проигранной Россией холодной войны?

Напомню, что спасло нашу армию от краха и позволило ей не только возродиться, но и подняться до нынешнего состояния. Как бы «непатриотично» это ни прозвучало, но ответ один — деньги. А если точнее — то существенное увеличение денежного содержания военнослужащих (зарплат, как говорят на «гражданке»), в первую очередь — офицеров и прапорщиков. На них — учителях и воспитателях солдат и сержантов, в том числе и т.н. контрактников, держится любая армия. Примеров тому в истории — несть числа.

Да, без патриотизма нельзя. Без него армия — это сборище наемников, у которых Отечество там, где хорошо заплатят. Но патриотизм как костер: не будет дровишек, затухнет, и ветер развеет пепел от него. Российская армия 1990-х гг. являла собой затухающий костер. Офицеры жили скудно, и тупо тянули лямку военной службы, потому что деться было некуда… Не все, конечно, но оставались далеко не самые лучшие…

А военные пенсионеры вообще нищенствовали. Пенсия у майора — подполковника с двумя высшими образованиями и выслугой в четверть века была ниже, чем у бывшего чернорабочего.

Негативные настроения отставников не добавляли оптимизма тем, кто служил: они прекрасно понимали, какое жалкое существование ожидает их с выходом на «гражданку», притом что ранее в России (в СССР) военные пенсионеры были в почете. (Да, кстати, и остаются таковыми в большинстве других стран, даже на той же бедной Украине…) В постсоветской истории у нас по понятным причинам почти не вспоминается крылатое выражение о том, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Либералам сильные вооруженные силы как кость в их «смердяковском» горле. Судя по всему, настало время освежить им память.

На расширенном заседании Совета безопасности РФ 22 ноября президент России Владимир Путин отметил, что за последние два года денежное довольствие военнослужащих выросло на 8,3%, увеличился размер военных пенсий. Но совсем небезосновательно подчеркнул, что среди приоритетов развития военной организации — повышение престижа военной службы, и это напрямую связано с укреплением системы социальных гарантий. А также заявил, что военнослужащие, служба которых связана с различными лишениями, то есть всех военнослужащих, должны чувствовать заботу со стороны Родины, органов власти, государства.

На полноценную заботу родной страны вправе были бы рассчитывать и те, кто военной службе отдал десятки лет вместе со здоровьем, кто мотался с семьей по гарнизонам и, не выбирая места службы (а один переезд по затратам реально равен пожару!), пуще глаза берег безопасность России, а потом снял погоны и ушел на пенсию. И бывшим лихим «гусарам» — от прапорщика до генерала, — готовым в недавнем прошлом и на лишения, и на подвиг, осталось теперь уповать лишь на милость государства.

На его заботу теоретически может надеяться каждый (от Кремля до самых до окраин), но далеко не все могут эту заботу ощутить. Все опять упирается в проклятые «денежные знаки». Их, этих самых «знаков», не хватало для армии и в 2011 г., когда было принято решение повысить денежное содержание кадровым военным, одновременно, как того и требует закон, поднять и пенсии отставникам. Но поскольку тогда экономическое положение страны оставляло желать лучшего, как и всегда, между прочим, то государство решило ввести для военных пенсий так называемый понижающий коэффициент и назначило к выплате только 54% от положенной каждому суммы.

Это повышение пенсий с одновременным их понижением почти наполовину вполне может претендовать на Шнобелевскую премию как лучшее достижение либеральной мысли в области экономики на всем постсоветском пространстве и за его пределами.

Вы только вдумайтесь в смысл закрепленной законом дефиниции «понижающий коэффициент»! Очень похоже на расхожее выражение «Обещать, не значит жениться», не правда ли? А практически — это был грабеж пенсионеров средь бела дня на высоком государственном уровне. Военных пенсионеров грабеж, и никаких более, но о тех, кто «более», несколько позже. Замечу только, что в эту категорию, а точнее — в касту неприкасаемых, входят, прежде всего, чиновники и те, кто принимает подобные «социальные» законы.

Так вот, одновременно с решением об унижающем (иначе не скажешь!) коэффициенте (УК) его авторы и исполнители придумали и «план Б», чтобы его громкой вывеской хоть как-то сгладить неприглядное впечатление от своих откровенно антисоциальных действии. Начиная с 2013 г., коэффициент должен был ежегодно расти на 2% и, в конце концов, достигнуть 100%. Для реализации этой «гениальной» идеи требовалась самая «малость» — военному пенсионеру нужно было бы прожить еще 23 года независимо от его нынешнего возраста. Но, таким образом, вопреки всем злопыхателям появилась искорка надежды, что годам к 100 (плюс — минус десять лет) каждый отставник сможет получить пенсию в полном объеме.

Но как эта искорка появилась, так она вскоре и исчезла. В 2015 г. действие нормы «о двух процентах» приостановили. В октябре с.г. Комитет Госдумы по обороне указал в своем заключении по проекту бюджета на следующие три года, что с 2014 г. по 2016 г., когда понижающий коэффициент все-таки рос (понижающий — рос: потрясающе!), прибавка к военной пенсии не покрывала даже уровень инфляции. Отметим, что в 2018 г. увеличение «понижающего коэффициента» не осуществлялось, а в 2019 г. его повышение было ниже 2% (на 1,45%). Таким образом, на 1 октября текущего года военная пенсия составила 73,68% от нормы.

В итоге, согласно расчетам депутатов, недоиндексация (термин, порожденный унижающим коэффициентом) на сегодняшний день составила 20%.

Наряду с этим за счет законодательно закрепленного учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военной пенсии (понижающего коэффициента), «экономия» бюджета с 2012 г. по 2019 г. составила порядка 2,8 трлн рублей. Даже в либерально развитых странах Запада либерализм не достиг такой степени развития, как в России, когда госказна пополнялась бы за счет пенсионеров, в данном случае военных (о гражданских пенсионерах молчу, там вообще полный мрак!).

Между тем ежегодное увеличение на 2% денежного довольствия опять заморожено, на сей раз до 2021 г: 19 ноября депутаты Госдумы приняли соответствующий закон (о бюджете страны) в окончательном чтении. Впрочем, в правительстве отмечают, что пенсии военных все равно вырастут — на уровень инфляции. Дело в том, что, согласно проекту бюджета, с 1 октября 2021 г. запланировано повышение денежного довольствия военнослужащих на уровень инфляции, а это — 3%. Автоматически на такой же «процент» поднимутся и пенсии военных.

Как подчеркнул на пленарном заседании Госдумы, где обсуждался закон о военных пенсиях в том числе, первый замминистра финансов Леонид Горин, темп роста военных пенсий имеет положительную динамику. «Отмечу, что с 2011 года военная пенсия выросла в 2,6 раза — с 10,6 тысячи рублей», — заявил он. По его словам, она поднимется до 26 968 рублей из расчета на 1 октября 2020 г. Все расчеты чиновника напоминают известный анекдот о средней температуре по больнице, но главное: а какую сумму берем за точку отсчета?

Помните знаменитое в советские времена высказывание: «по сравнению с 1913-м годом» (когда, по утверждениям большевиков, царизм загнивал не особенно сильно)? Вот и нынешние «разы» выглядят примерно так же. Как говорила в одном из интервью («Российской газете») заместитель министра обороны РФ генерал армии Татьяна Шевцова, денежное содержание военных не только соответствует всем обещаниям и указам президента, но и дает военным полное ощущение собственной значимости. И далее: «Денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации будет расти ежегодно — вплоть до 2021-го. Размер индексации составит 4 процента в год». Соответственно, и пенсий тоже. И кто видел эти 4%? Да плюс к ним еще 2% на рост т.н. понижающего коэффициента… Или все-таки на его понижение?

При этом, странным образом, для чиновников и депутатов разного уровня никаких «понижающих» коэффициентов введено не было. Об их пенсиях можно судить по зарплатам, правда, это тайна за семью печатями, но кое-какие сведения все же просочились в прессу.

По данным на 2017 г., зарплата (средняя) депутата Госдумы (без премиальных и надбавок за особые успехи в труде) составляла 360 тыс. руб. Пенсии депутатов и министров достигают 90 тыс. руб. Но в сравнении с местными руководителями они просто «мелочь пузатая». Так, в 2017 г. глава Ханты-Мансийска задекларировал официальный доход ежемесячно в 127 000-213 000 руб., при этом в регионе средняя пенсия не превышает 18 200 руб. Глава Екатеринбурга получал от 107 000 до 156 000 «денежных знаков» (пенсии в регионе 13 600 руб.). Мер Воронежа имел в 2017 г. от 190 000 до 320 000 руб., пенсии не превышали 11 000 руб. Далее — ищите в интернете сами, список может быть длинный. Откуда при нищенских-то доходах россиян такие роскошные «подарки» от государства? А премьер говорил: «Денег нет, но вы держитесь...»

На самом деле, деньги есть. За последние десять лет из России вывели почти три трлн долл., отмечал доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов. А по оценке министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева, эта сумма составила один трлн долл. Деньги в обоих случаях немалые, а если посчитать их в рублях, то суммы получаются просто астрономические. Но наша беда не только в том, что они безнаказанно утекают за кордон. Одновременно, по мнению издания «Свободная пресса», скаредность российского правительства становится просто неприличной на фоне фантастического роста доходов бюджета. Вместо того чтобы использовать триллионы рублей доходов для развития экономики, стимулируя потребительский спрос, их опять планируют сложить в кубышку.

Так, по расчетам Минфина, в 2020—2022 гг. федеральный бюджет получит более двух трлн рублей от повышения ставки НДС с 18% до 20%: в 2020 году — 639 млрд, в 2021-м — 686 млрд и в 2022 г. — 737 млрд рублей. Этих денег за глаза хватило бы не только на положенную по закону индексацию военных пенсий и понижение-повышение унижающего коэффициента, но и, страшно сказать, на индексацию пенсий работающим пенсионерам, тоже замороженную на неопределенный срок.

«Два триллиона рублей, которые поступят в бюджет за три года, это действительно много. Для сравнения: в последние годы бюджет всей страны составлял каждый год 15−18 трлн рублей, — говорил доцент кафедры труда СПбГУ Андрей Песоцкий. — Соответственно, 650−750 млрд рублей, которые планируется дополнительно получать ежегодно, — это сумма сопоставима с годовыми тратами на образование или здравоохранение». В свою очередь, главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач считает, что политику в отношении доходов населения, в том числе в бюджетном секторе, стоит перестроить, поскольку экономический рост невозможен без роста доходов граждан. «Я не знаю примеров, когда страна могла бы демонстрировать высокие темпы роста при отсутствии просто доходов населения. Отчасти США, но там были другие факторы», — отмечал он.

Глава Комитета Госдумы, генерал-полковник в отставке Владимир Шаманов выступил с обвинениями в адрес правительства. По его мнению, Кабмин «настойчиво» игнорирует нужды российских военных и вообще не принимает во внимание просьбу о проведении дополнительной индексации пенсий военных, увеличении дотаций на жилье, повышении оплаты труда гражданским профессиям в армии.

Потому, уверен генерал, очереди на жилье для военных будут только увеличиваться, что приведет к росту социального напряжения и чувства несправедливости среди российских силовиков.

Любопытные цифры в этом отношении привел сайт по трудоустройству Superjob. По данным его исследования, средний размер пенсии, который обеспечит достойную старость, должен составить, по мнению россиян, 40 тыс. руб. Вот такой практически мизер надо каждому нашему пенсионеру для полного счастья. И в этой связи считаю необходимо еще раз повторить (и часто повторять в дальнейшем) слова, сказанные на днях Владимиром Путиным на заседании Совбеза РФ: «Не должно быть сбоев, связанных с индексацией денежного довольствия. Достойные условия жизни и службы — важнейшее, определяющее направление развития всей военной организации». И опять появляется искорка надежды на то, что понижающий-унижающий коэффициент вскоре уйдет в прошлое вместе со всеми унижениями, которые испытывают со стороны государства не только военные пенсионеры, но все российские пенсионеры вообще. А надежда, как известно, умирает последней…

Валерий Панов

Источник: www.stoletie.ru