Российские военные изменили тактику действий в зоне СВО. Теперь бои ведутся не так, как в начале спецоперации. Об этом в своем Telegram-канале рассказал член комитета по обороне Государственной Думы РФ генерал-лейтенант Андрей Гурулев. От фронтальных лобовых ударов, чреватых серьезными потерями, мы перешли к тактике организации котлов, значительно менее затратных и гораздо более эффективных.
Инициатором смены тактики был сам российский президент, Верховный главнокомандующий Владимир Путин. По мнению Гурулева, изменения в тактике связаны еще и с тем, что в ходе спецоперации армия РФ научилась «воевать как следует». При этом стратегические цели операции остаются прежними: демилитаризация и денацификация украинской территории, говоря словами нашего президента, «защита людей и защита самой России».
«Враги пишут о смене тактики боевых действий, это правда, но это учеба, которая произошла за время ведения боевых действий. Сегодня, конечно, наши Вооруженные силы работают эффективнее», – заявил генерал.
Особенно выросла эффективность ударов, которые Вооруженные силы РФ наносят по критической инфраструктуре Украины.
Трудности и неудачи в ходе спецоперации научили наших военных учитывать последствия совершенных ошибок, признавать их, анализировать и делать соответствующие выводы.
Это отмечают и в странах Запада, которые резко усилили военную помощь киевскому режиму. Особенно существенную поддержку ВСУ оказывают Соединенные Штаты. Гурулев назвал американскую военную помощь Украине «беспрецедентной».
После теракта на Крымском мосту и назначения генерала армии Сергея Суровикина командующим войсками в специальной военной операции на Украине сам подход России к ведению боевых действий существенно изменился. Вместо привычного формата медленных сухопутных сражений в Донбассе и на Херсонском направлении, нацеленных на «выдавливание» противника, Россия перешла к регулярным ударам с воздуха по инфраструктуре Украины и тактике организации котлов, в которых хоронится военная мощь киевского режима. Кроме того, Россия стала активно использовать беспилотные летательные аппараты для ударов по украинской энергетической инфраструктуре и пунктам управления.
Запад наивно полагает, что массированное применение БЛА свидетельствует о том, что у России якобы закончились ракеты большой дальности. Но польский отставной генерал Полько в интервью западным журналистам подчеркивает: появление и активное использование дронов скорее говорят о том, что
«Россия вооружается... Ресурсы для атак у неё есть, и будут еще больше». Российские войска, по мнению западного эксперта, поменяли даже саму стратегию. «Они разрушают инфраструктуру, чтобы создать энергетический хаос и на Украине, и во всей Европе», – заявляет он.
«Сейчас такая стратегия демонстрирует неплохие результаты», – сдержанно отмечает польский генерал, комментируя изменения в процессе ведения боевых действий Россией.
Говоря о тактических приемах, успешно использованных Россией на Украине, стоит вспомнить, как 80 лет назад Красная армия сражалась в тяжелейших условиях, в результате чего и появились эти приёмы. Благодаря им удаётся эффективно воевать и сегодня. Прежде всего, классика военной истории – это тактика создания котлов и уничтожения в них противника. Особое значение она приобрела в ходе Великой Отечественной войны. Одним из крупнейших котлов, в который Красная армия загнала противника, был Минский котёл, в который попало 105 тысяч немцев.
В 2014 году в ходе противостояния с силами ЛНР и ДНР в Иловайский котёл попало пять тысяч человек, в Дебальцевский – восемь тысяч, были также котел в Донецком аэропорту, Амвросиевский котел...
Эта тактика также активно применяется в ходе спецоперации на Украине, а особое значение она приобрела после назначения на пост главнокомандующего генерала Суровикина на втором этапе СВО – в ходе окончательного освобождения Донбасса. Российская армия столкнулась с крупнейшей группировкой ВСУ, превосходящей её по численности. Ещё в начале апреля президент России обозначил основную цель спецоперации – победа с минимальными потерями. Рассекая большие группировки противника на локальные очаги, окружая их и отрезая от коммуникаций, российские военные не оставляют ему иного выбора, кроме как сдаться или погибнуть.
Так была уничтожена Мариупольская группировка, так велось наступление по направлению Бахмут (Артемовск) – Соледар…
Несмотря на организацию украинскими военными глубоко эшелонированной обороны и использование тактики живого щита, они терпят поражение за поражением. Недавно экс-первый заместитель командующего ССО Украины, генерал-майор Сергей Кривонос отметил, что нынешняя власть повторяет ошибку предыдущей, и в качестве примера привёл котёл в Донецком аэропорту, в который попало полторы тысячи украинских военных.
Еще в июне немецкий военный эксперт Мартин ван Кревельд предрек, что, путем «перегруппировки и последовательного ослабление украинских городов», Российская армия неуклонно движется к победе.
В годы ВОВ Красная армия была ограничена в возможностях и ночные операции почти не совершались, да и ударные воздушные силы, необходимые для таких действий, привлекались реже. Однако в военной истории навсегда останется пример лётчика Виктора Талалихина, совершившего один из первых ночных воздушных таранов.
Если рассматривать хронику событий с начала спецоперации, можно увидеть, что Минобороны РФ регулярно докладывает о ночных огневых налётах на позиции ВСУ, в ходе которых противник теряет живую силу и военную технику.
Рейды российских «Ночных охотников», вертолётов Ка-52 и Ми-28НМ, позволяют пресекать любые попытки перегруппироваться под покровом ночи. Используется тактика ослепления противника и маневрирования вместо «атаки в лоб».
Российские военные действуют при активной поддержке артиллерии. Последовательное нанесение огневых ударов в виде коротких огневых налётов по нескольким целям парализует действия противника. Такая тактика привела к тому, что потери со стороны России были сведены к минимуму, а украинская сторона практически лишилась возможности действовать без опасения получить ответный удар.
Далее, ещё во время ВОВ Красная армия экспериментировала со штурмовыми батальонами и батальонами прорыва. Небольшие мобильные подразделения выгодно смотрелись на фоне мобилизованных полков, которым требовалось больше времени и усилий для подготовки наступления. В ходе зимне-весеннего наступления 1945 года, приведшего Красную армию к полной победе, батальонно-тактические группы использовались особенно часто.
Ныне этот прием снова получил актуальность уже в ходе специальной военной операции. Батальонно-тактическая группа — это комбинирование подразделений или частей в единый кулак, предназначенный для выполнения конкретной боевой задачи. Тактическая группа создаётся временно и имеет «плавающий штат». Благодаря использованию БТГ даже малые силы способны нанести врагу большой урон.
Под батальонной тактической группой (БТГ) понимают временное формирование, создаваемое в мотострелковых и танковых бригадах на базе батальона для ведения боя. Как правило, оно включает от 2 до 4 танковых и мотострелковых рот, подразделения, оснащенные ПТУР, минометами, а также подразделения разведки, инженерного и тылового обеспечения. БТГ могут поддерживать до эскадрильи вертолетов огневой поддержки, артиллерийский дивизион, средства ПВО, отделение снайперов, инженерный взвод и взвод обеспечения.
В Советской армии разнородные по составу батальоны под конкретные боевые задачи стали формировать еще в годы Великой Отечественной войны, а затем во время войны в Афганистане.
В Российской армии формирование батальонных тактических групп происходит в каждом конкретном случае. При этом особое внимание сейчас отводится организации межвидового взаимодействия подразделений.
В первую очередь это относится к командирам батальонных тактических групп, которые должны уметь организовать боевые действия с использованием подразделений разведки, беспилотной и армейской авиации, артиллерии, различных видов бронетехники, инженерных подразделений, средств РЭБ и ПВО.
Как правило, БТГр включает в себя от 500 до 700 человек. Если создается тактическая группа бригадного уровня, то она может состоять достигать 4 000 человек.
В начале этого года эксперт американского Центра военно-морского анализа Майкл Кофман отметил, что качество вооружения и подготовки БТГ у Российской армии намного выше, чем у аналогичных формирований ВСУ. Уровень комплектования и технического обеспечения позволяет российским батальонно-тактическим группам быть самодостаточными в течение долгого времени. Уже в январе с.г. Кофман спрогнозировал, что ВСУ ждут большие трудности…
«Поскольку украинские военные в ходе русской масштабной операции неизбежно столкнутся с риском быть окружёнными и отрезанными, им придётся делать трудный выбор и, скорее всего, организованно отступать», — сказал он.
Тогда его почти никто из зарубежных коллег не услышал, теперь прогноз подтверждается на практике: ВСУ отступают с большими потерями, правда, ни о какой организованности и речи не идёт...
Козырем Красной армии была и тактика блокирования городов. Особенно сильно она пригодилась при обороне Сталинграда, от поражения в которой Германия так и не смогла до конца оправиться.
«Опыт войны показывает, что противник цепляется за каждый населённый пункт, превращает его в опорный пункт и узел связи. Поэтому в системе подготовки резервов нужно настойчиво учить бойцов и подразделения приёмам боя в населённом пункте», – в свое время делился опытом блокирования Сталинграда 62-й армией старший помощник начальника оперотдела штаба Центрального фронта подполковник Оробинский.
В итоге немцы потеряли в Сталинградской битве до полутора миллионов человек, германские союзники – итальянцы, румыны, венгры, хорваты — ещё 200 тысяч. Сталинград оттянул на себя практически все силы противника на юге. И главный вывод был однозначен – если город не имеет стратегического значения, ввязываться в городские бои нет никакого смысла.
Во время штурма Берлина РККА использовала тактику малых огневых групп, что, в частности, привело к сравнительно быстрому падению столицы рейха. Мы всегда умели штурмовать города. В Северодонецке ВСУ, например, быстро сдались. Делаем так же, как умели наши предки, когда брали Берлин в 1945-м... Все то же самое. Методы те же, только возможностей стало больше.
Далее, радиоигры, проведённые спецслужбами СССР в ходе ВОВ, свели на нет работу абвера и стали весомым вкладом в Победу. По сути, это было использование средств радиосвязи с целью дезинформации противника. 5 мая 1945 года завершилась радиоигра «Березино», пожалуй, самая известная из операций, проведённых нашими разведчиками без прямого контакта с противником. Дезинформация о передвижении собственных войск, о местоположении нашего командования – всё это может очень сильно дезориентировать противника и привести к его поражению на том или ином участке фронта.
В ходе мариупольской операции российские разведчики с помощью радиоигры заманили тогда ещё свежие силы «Азова» на территорию «Азовстали». Вместо попытки массового прорыва, когда несколько тысяч бойцов ещё могли сопротивляться, они просто окопались в катакомбах, надеясь на спасение, но, в конце концов, сдались. Есть информация, что одному из украинских командиров пришла «секретная шифровка»: «Срочно окопаться и ждать подкрепления». Есть версия, что это – результат работы российской разведки. Точно так же ВСУ попали в окружение в Северодонецке. Фактически ВСУ на двух участках фронта были приведены к состоянию «дефолта боевых возможностей».
Наконец, вспомним танковую «карусель». Военные историки отмечают, что нестандартное применение танков началось именно в Красной армии. 23 апреля 1943 года в Восточной Украине была сформирована 94-я гвардейская мотострелковая бригада. Именно её бойцы впервые применили танковую «карусель». В танковом сражении у станции Прохоровка и в последующих боестолкновениях Красной армией был использован именно этот приём. 23 августа 1943 года Курская битва завершилась громкой победой Красной армии.
Разумеется, за прошедшие десятилетия тактика видоизменилась и усовершенствовалась. Приём был отточен ВС РФ в Сирии и с блеском применяется в спецоперации.
Танковая «карусель» даёт возможность непрерывно вести огонь по противнику как с места, так и в движении. Пока первый танк стреляет по позициям противника, экипаж второго заряжает боекомплект, а скорость перезарядки у сегодняшних российских танков — всего шесть секунд. Когда полностью отстрелян боекомплект первого танка, второй уже готов к бою. В зависимости от масштаба операции в карусели используется от трёх до девяти танков Т-72Б3 или Т-80БВМ. Огонь может непрерывно вестись в течение целого часа!
Военные эксперты отмечают, что скопировать и повторить такую тактику в обозримом будущем вряд ли сможет хотя бы одна зарубежная армия.
Наконец, в ходе СВО желаемые результаты дает массированное использование Российской армией авиации, высокоточных ракет и боеприпасов, БЛА, дальнобойной артиллерии, РСЗО и противотанковых средств. На сегодняшний день уничтожены почти все самолеты ВСУ, которые имелись на начало боевых действий 24 февраля 2022 г. Подбита или выведена из строя практически вся бронетехника, включая танки и БМП. Практически перестали существовать имевшиеся у Киевского режима в начале спецоперации дальнобойная артиллерия и системы РСЗО советского производства. Если бы не масштабные поставки оружия из стран НАТО, то можно было бы с уверенностью сказать, что демилитаризация Украины успешно завершена…
Но из-за массированных поставок западного оружия и оборудования в пожарном порядке все новых оборонительных рубежей, сейчас в Донбассе сложилась непростая для российской армии ситуация. ВСУ используют концепцию Восточного вала, которую в своё время применяли гитлеровские войска.
«Зеленский перенял эту концепцию полностью. Это Северодонецк, Лисичанск, Соледар, Артёмовск, он же Бахмут. А ещё Макеевка, Авдеевка – и так до Угледара. Эта линия создавалась восемь лет и состоит из мощнейших укреплений. Лисичанск, Северодонецк, Соледар мы взяли. Сейчас нужно проламывать эту линию обороны дальше», – полагает военный эксперт Юрий Кнутов.
С другой стороны, у России тоже выработана своя тактика, которой наша армия может ответить на действия украинских националистов. Её автором является начальник Генштаба ВС Валерий Герасимов, и называется она мультидоменной войной. Такая тактика предполагает ведение противоборства не только на земле, но и на море, в воздухе, в космосе и даже в киберпространстве. Как говаривал А.В. Суворов, удивить – победить.
Цель одна – постараться до весны, пока погода зимняя, и грунт еще не размок от дождей, реализовать задачи по освобождению Донбасса – если не всего, то хотя бы основной его части. Основная часть, надо полагать, линия от Северска до Угледара.
Все предпринимаемые шаги преследуют главную, стратегическую цель – добиться, чтобы с территории Украины никогда больше не исходила угроза России и россиянам…
Александр Владимирович Пронин – полковник, военный журналист