Без хорошей топографической подготовки можно довольно долго блуждать по серой зоне, потратить чрезмерно много сил, нарваться куда не надо и не выполнить боевую задачу. Газета «Завтра» в заметке «Тактические игры» в феврале 2024 года уже писала, что скоротечный стрелковый бой занимает лишь 0,1% времени, тогда как 99,9% времени – это грамотное передвижение, правильный выход на нужные позиции, наблюдение, ожидание.
В начале СВО было удачей, если попадёшь в подразделение Народной милиции ДНР с кем-то из местных, кто ориентируется в ближайших населённых пунктах и лесопосадках без карт, поскольку топографические карты хорошего масштаба в типографском исполнении были редки. Чаще приходилось печатать гугловские спутниковые карты конкретных территорий (плюс-минус несколько километров от позиции) цветной печатью с ламинированием. Карта «Гугла» имеет слабую детализацию где-нибудь в тайге, а в густонаселённой местности прорисовка пикселей вполне удовлетворительна. По распечатке 3D-модели можно даже определить размер частного дома, высоту трубы котельной или опоры ЛЭП (по тени от неё).
Городской житель, который постоянно передвигается по навигатору, читая эту заметку, может задать резонный вопрос: почему нельзя было пользоваться картами на смартфонах? Первая часть ответа заключается в простой истине: не то что интернет, даже связь через СМС почти не работала. Вторая часть ответа: противник имел оборудование, которое засекало любые телефоны на глубину до 5 км (может, и больше) и выводило на экраны мониторов карты с точками их скоплений.
Теперь решения с картами более продвинутые, с планшетами. Сознательно не привожу конкретные названия, чтобы не сказать лишнего, коснусь лишь общих принципов и самых поверхностных деталей. К тому же нецелесообразно перегружать короткую статью профессиональной спецификой.
Почему планшет, а не традиционная распечатка карты? Главное преимущество планшета — возможность быстро создавать карту конкретного фрагмента местности под конкретную задачу. На такую карту наносятся точки с их буквенно-цифровым обозначением, вручную или программным образом. Сделав точки на карте на одном планшете, затем через флешку или блютус можно быстро перенести сделанное на другие планшеты.
Обозначения точками сродни частотам радиосвязи — они уникальны и секретны, часто меняются. Точнее, меняются не все точки, поскольку многие из них обозначают вполне приметные объекты местности, сами по себе остающиеся неизменными и важными ориентирами, а именно обозначения этих точек — объектов. Меняются часто, чтобы противник не вычислил по косвенным признакам.
Почему планшет, а не крупный смартфон? Казалось бы, смартфон имеет вполне приличный экран, и носить его удобнее. Но размер экрана смартфона всё же оказывается недостаточным для прорисовки района выполнения конкретных задач. Типичный интерфейс электронной карты занимает до половины экрана смартфона, а значки интерфейса особо не уменьшишь, поскольку тогда в них будет трудно попадать.
Сам по себе фрагмент карты на половине экрана смартфона виден, только на карту ещё наносят точки с их аббревиатурой, и тогда за ними проблематично разглядеть фрагмент карты. В зависимости от задачи, на экране необходимо держать от нескольких сот метров до десяти километров. В режиме 100 метров на смартфоне помещается несколько построек вполне детально. На 500 метрах на смартфоне ещё можно что-то разглядеть, но уже с трудом, а точки с их аббревиатурой сливаются в нагромождение над основной информацией карт.
Приведём минимальные характеристики планшета для картографии. Экран планшета на 10 дюймов с разрешением 1280х720 пикселей минимум, а также 60 Гц прорисовки на столь приличный экран и множество малых фрагментов. На таком экране интерфейс занимает всего 20%, соответственно, рабочая область — 80%.
Чем больше экран планшета по сравнению со смартфоном, тем более детальной будет карта и тем больше необходимо памяти. Оперативной памяти необходимо от 4 Гб и встроенной — от 128 Гб. Цифровые карты по детализации, точнее, по масштабу измеряются в z-слоях, о 0 до 24. z-24 — видеть лужу, камень, хотя столь детально спутники пока не видят. Вполне доступны карты z-18, на которых виден даже маленький частный домик. Если z-18, то карта на одну область в скачанном виде занимает 11,5 Гб, а z-20 уже будет «весить» 200 Гб. Фрагменты карт конкретного района, конечно же, «весят» меньше, хотя карт может храниться довольно большое количество.
Электронные карты на планшетах обычно используют и растровые виды графики (спутниковые), и векторные (топографические), с быстрым переключением от одного типа к другому. Некоторые важные объекты, например линии электропередач, плохо видны на спутниковых картах, но чётко прорисовываются специальными значками на топографических, а это важные ориентиры на местности. Карты рельефа бывают в цветовом исполнении от зелёных низин до жёлтых и красных доминирующих высот либо в топографических линиях.
На последних обновлениях карт, например, ноябрьских, видны частичные разрушения построек или воронки от прилётов в полях. Можно посмотреть старые 3D-картинки крупных и средних населённых пунктов. В предыдущем десятилетии ездили специальные фургоны Яндекса и снимали основные улицы. На электронных картах выделены линии или ключевые точки маршрутов таких фургонов, на которые можно поставить маленький символ человечка и посмотреть застройку и ландшафт.
Планшет желательно иметь с одной из последних версий операционной системы «Андроид», что необходимо для последних версий картографических программ, и далеко не все эти версии совместимы. Про российскую операционную систему «Аврора» для российских же планшетов слышали, но работать в ней пока не доводилось. Российские планшеты «Аквариус» также пока редки, встречались со старыми версиями «Андроида».
Владельцы «Гугла» периодически угрожают дистанционным отключением смартфонов и планшетов с такой операционной системой, такие же угрозы были в последнее время и от яблочников. Только для дистанционного отключения нужен выход в интернет и обновление операционной системы, чего можно и нужно избегать. Карты уже вполне успешно скачали в одном месте и переносят на планшеты в других местах без выхода в интернет. Наши умельцы также освоили восстановление планшетов, выключенных после обновления «Андроидов» (такие разовые отключения уже были, хотя неясно: от самого «Гугла» или из-за «косяков» конкретных планшетов).
Иностранные производители гражданских картографических программ стали предоставлять противнику возможность взлома наших устройств, и в ответ наши перешли на отечественные защищённые программы. Созданы сообщества людей с опытом применения карт в геологии, сельском хозяйстве, военной топографии, закрытые чаты с обсуждением проблем и решений. Наши программы могут только принимать кэш карт, но ничего не выдают, чтобы не было утечек данных. Файлы переписывают только вручную через флешку или по блютусу, без возможности удалённого доступа и без связи с интернетом.
Планшеты желательно иметь в защищённых корпусах, есть подороже, специально для военных, или немного дешевле, для строителей и геологов, но все защищённые планшеты существенно дороже обычных бытовых, даже самых брендовых марок со схожими характеристиками. Защищённый корпус планшета выдерживает падение из рук, пыль и воду, бывало, защищал от осколков. Ещё ёмкость аккумуляторной батареи обычно больше, чтобы обеспечить длительность активной автономной работы. Всё это добавляет планшету веса и толщины, но лишние 500 граммов и лишний сантиметр относительно обычного бытового планшета отнюдь не лишние в таких условиях, хотя, конечно, можно и защищённые противоударные планшеты разбить.
За работу с планшетами и картами обычно отвечает штатный связист роты. Проще обучить работать с цифровыми картами хорошо знающего гаджеты связиста, чем просто увлекающегося традиционной топографией. В каждом отделении или группе обычно есть боец с углублённым пониманием гаджетов и программ. В задачи такого бойца как раз и входят скачивание нужного фрагмента карты, расстановка точек и их аббревиатур, их переписывание на планшеты командиров и других бойцов.
Подготовку уровня продвинутых пользователей цифровых карт проходят все командиры и бойцы, как и огневую или тактическую, последовательно на нескольких полигонах с 2-3 этапами приближения к передовой. Один из завершающих этапов называется контрольно доподготавливающим и проводится на полигонах в новых российских регионах, как «в классах», так и непосредственно на местности с учебными тактическими задачами.
Продолжительность таких завершающих контрольных занятий по топографии и гаджетам обычно два дня по 12 часов, точнее, в зависимости от уровня подготовки с делением на большее число дней с совмещением с другими видами подготовки. Формализма с упором на фиксированное количество часов нет, их увеличивают в зависимости от достигнутого уровня подготовки конкретных групп бойцов, с индивидуальными занятиями и консультациями при необходимости.
Перед конкретной боевой задачей проводится топографический инструктаж, с акцентом на конкретику ориентиров местности, специфику расстановки точек на электронной карте. Самоподготовка и общение с коллегами идёт постоянно, потому и не называем завершающего этапа топографической подготовки.
Специфика прорисовки карт и конкретика деталей, а также уровень картографической подготовки уточняются в зависимости от рода деятельности бойца — оператора «птиц», артиллериста, снайпера, штурмовика.
Для операторов «птиц» версия карт наиболее широкая, поскольку это разведка, и нужно оперативно дополнять карту точками дислокации противника (выявленными и возможными) во время полёта и затем при повторном просмотре, а также определять дальности стрельб и наиболее благоприятные маршруты выдвижения штурмовых подразделений.
Наблюдателю-корректировщику также необходим планшет с нужными программами и защитой от несанкционированного доступа (хотя у него меньше география видимости), но с необходимостью передавать наблюдаемое по заранее откалиброванным точкам, понятным командиру и бойцам подразделения.
Занятия на полигонах ведут бойцы с опытом штурмовых действий на первых этапах СВО без карт и с последующим опытом уже с электронными картами.
Планшет, подобно большому смартфону, может засветиться на вражеской аппаратуре радиоэлектронного слежения. Смартфоны и кнопочные телефоны у бойцов забирают, но в конкретном подразделении обязательно должна оставаться пара человек с гаджетами. Обычно это командир и связист, понимающие степень ответственности выбора между «не засветиться» перед противником и правильно ставить задачу на местности с помощью гаджетов. На такие гаджеты связисты устанавливают специальные программы запрета подключения GPS и выхода в интернет.
Сейчас есть топографические службы в бригадах, которые штатно доводят до подразделений бумажные карты, работа же с электронными картами ведётся в инициативном порядке между связистами разных подразделений.
Надеемся, десяток защищённых планшетов, доставленных нашим воинам от газеты «Завтра», пойдут в дело, а эта заметка пробудит общественный интерес к данной теме.
Благодарим бойца с позывным «Кукушка» за помощь в подготовке данной статьи.
Геннадий Шангин