Схема действия РЭБ против авианосной ударной группы.
Непотопляемость современных авианосцев может потерять смысл. По одной и главной причине - самолёты, базирующиеся на плавучих аэродромах, не смогут применяться.
Считается, что прорваться к авианосцу через корабли его охранения практически невозможно. Гарантированно уничтожить авианосный ордер может только ядерная боеголовка, которой еще надо пробиться через мощную систему ПВО.
Однако можно и не прорываться, не наносить разящих торпедно-ракетных ударов. Надо просто прервать радиосвязь самолетов с авианосцами и внести помехи в систему опознавания "свой-чужой". Сейчас во всем мире средствам радиоэлектронной борьбы уделяется повышенное внимание. Интереснейшие отечественные разработки в совершенствовании РЭБ будут показаны на авиасалоне МАКС-2015.
Стоит напомнить, что премьера новых рэбовских технологий прошла на том же МАКСе почти 20 лет назад, в 1997 году. Небольшая фирма под мало говорящим названием "Авиаконверсия" показала передатчик радиоэлектронных помех, "отключающий" сигнал спутниковой навигационной системы GPS. Больше всего тот показ впечатлил американцев. США даже закупили несколько "глушилок" и провели их тестовые испытания. Эффект произвел на них самое негативное впечатление. Высокоточные крылатые ракеты, попадая в зону действия российских аппаратов радиоэлектронной борьбы, теряли ориентацию и летели совсем не туда, куда требовалось. А ведь они проверяли достаточно простые системы РЭБ. На что способны новейшие "Красухи" - нашим противникам лучше и не думать.
В начале вторжения вооруженных сил США и их союзников в Ирак в 2003 году ни одна крылатая ракета точно в цель не попала. На пятый день войны разразился скандал. США, впустую потеряв десятки дорогостоящих ракет, обвинили Россию в том, что это ее техника уводит "Томагавки" в пустыню. Американская разведка узнала приблизительные места расположения "глушилок" и подвергла их ковровым бомбардировкам. Лишь после этого "умное" оружие заработало.
А теперь об авианосцах.
Самое слабое их место - самолеты, возвращающиеся с боевого задания. Летчики измотаны, и топливо на исходе. Если в этот момент включить системы подавления спутниковой навигации и радиосвязи, то летчики испытают сильнейший психологический стресс, так как точно выйти на свой плавучий аэродром станет большой проблемой. Но настоящая катастрофа возникнет, когда будут "выключены" системы опознавания "свой-чужой".
Современная ПВО кораблей основана на компьютерных технологиях, которые, просчитывая данные радаров, выдают целеуказание ракетным и артиллерийским системам. Когда на радарах пропадут метки своих самолетов, а появятся какие-то неопознаваемые летательные аппараты, ПВО боевых кораблей сопровождения авианосца в автоматическом режиме откроет по ним огонь. Пока командиры разберутся и дадут команду прекратить огонь, большую часть самолетов уничтожат. И авианосная группа фактически прекратит существование, так как исчезнет ее главная ударная сила.
Вопрос в том, как доставить в авианосный ордер системы радиоэлектронной борьбы и как включить их в нужный момент. Оказалось, это не самая сложная и вполне решаемая задача. Но об этом эксклюзивном, надо сказать, решении говорить пока рано.