Русские Вести

Стоит ли списывать со счетов легендарные «Граниты»?


В то время как воскресным вечером 12-го марта на российских и западных аналитических форумах «вспыхнули» жаркие дискуссии относительно происхождения первого более-менее перспективного иранского основного боевого танка «Karrar», являющегося весьма качественной копией нашего Т-90МС «Тагил» с аналогичной конструкцией новой башни и таким же продуманным плотным расположением модулей ДЗ, возникло большое желание рассмотреть другой, гораздо более важный для нашей обороноспособности вопрос.

Согласно заявлению заместителя министра обороны Юрия Борисова, сделанному для СМИ 7 марта 2016-го года, мощностями Дальневосточного завода «Звезда» начнётся программа обновления противоавианосных атомных подводных крейсеров пр. 949А «Антей» современными многоцелевыми ракетными комплексами семейства «Калибр». Совершенно ясно, что для освобождения пространства под «Калибры» с субмарин будут демонтированы дальнобойные противокорабельные комплексы 3К45 «Гранит» (П-700) вместе с наклонными встроенными пусковыми установками СМ-225/А для сверхзвуковых ПКР 3М45 «Гранит». Но можно ли считать это положительной новостью? Смогут ли лёгкие и малозаметные «Калибры-ПЛ» функционально полностью заменить 7,5-тонные девятиметровые 3М45? Теоретически, опираясь на богатейшую номенклатуру перспективных «Club-S», такая замена вполне целесообразна, ведь мы хорошо знаем, что среди модификаций известны: противокорабельные 3М54Э (на завершающем 20-километровом участке разгоняются до 3100 км/ч), стратегические крылатые ракеты 3М14К/Т, а также противолодочные ракеты 91РТ2. Казалось бы, боекомплект «Калибра» более чем предпочтителен, ведь у «Гранитов» нет ни противолодочных версий, ни «стратегов» для работы по наземным целям, но на практике всё гораздо сложнее.

Для начала взглянем на принципы работы силовых установок у обеих ракет. У противокорабельной 3М54Э используется твердотопливный стартовый ускоритель, который обеспечивает выход на начальную высоту 150 м и разгон до 900 км/ч. Затем запускается маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50Б тягой 270 кгс, поддерживающий эту скорость на траектории протяжённостью 200 км, и лишь на завершающем 20-километровом участке включается мощный твердотопливный ракетный двигатель боевой ступени, разгоняющий противокорабельную версию «Калибра» до 3М. Это говорит о том, что на протяжении 200 км 3М54 имеет дозвуковую скорость и является очень уязвимой для современных зенитных ракет-перехватчиков. В ходе разработки 3М54Э в МКБ «Новатор» основной акцент делался на то, что ракета будет обнаруживаться корабельными радиолокационными средствами КУГ/АУГ противника лишь после выхода из-за 25-километрового радиогоризонта, а после этого в дело будет вступать сверхзвуковая маневрирующая ступень, которую перехватить будет очень сложно.

Но аксиомой это являлось лишь против устаревших американских ЗУР с полуактивными радиолокационными ГСН типа RIM-7, RIM-67/156A, которые не имели возможностей загоризонтной стрельбы. Сейчас, когда на вооружение «Иджис»-эсминцев/фрегатов/крейсеров поступают перспективные ЗУР RIM-174 ERAM с активными РГСН от ракет AIM-120C и возможностью уничтожать загоризонтные средства воздушного нападения по целеуказанию самолётов ДРЛОиУ E-2D, тактико-технический «фокус» со сверхзвуковой ступенью уже не пройдёт: RIM-174 ERAM (SM-6) сможет перехватить стартовавшую с подводной лодки 3М54Э на удалении более 100 км (где ракета будет лететь на дозвуковой скорости), получая целеуказание от любого радиолокационного комплекса, обладающего каналом передачи данных «Link-16». Гораздо более целесообразным решением было бы переоборудование подлодок «Антей» противокорабельными комплексами П-800 «Оникс», ракеты которого на протяжении всей траектории обладают высокой сверхзвуковой скоростью 2,6М, а также гораздо большей маневренностью для преодоления корабельных средств противоракетной обороны.

Кто-то может попытаться оспорить вышесказанное, указывая на сверхмалую эффективную поверхность рассеяния 3М54Э «Калибр» (от 0,05 до 0,1 м2), но не спешите обольщаться, поскольку радар с АФАР AN/APY-9 (E-2D) сможет увидеть нашу ракету за 120-150 км и столь огромного выигрыша за счёт малой ЭПР в данном случае добиться вряд ли получится. П-800 «Оникс», ровно как П-700 «Гранит», за счёт постоянной сверхзвуковой скорости для данных задач подходят значительно больше. Максимальная низковысотная скорость ПКР «Гранит» составляет около 1900 км/ч. Двигаемся дальше.

Как вы уже поняли, противокорабельная версия «Калибра-ПЛ» 3М54Э со сверхзвуковой ступенью имеет предельную дальность не более 220-230 км, вне зависимости от профиля полёта. У ракеты 3М45 «Гранит» эта дальность составляет 200 км при низковысотной траектории со скоростью 1,6М, 625 км - по комбинированной траектории полёта «низковысотная-высотная-низковысотная» и 700-750 км - при высотном профиле полёта на высоте 17-20 км. А это примерно в 3-3,5 раза больше, чем у противокорабельной версии «Калибра». Обладает ПКР П-800 и режимом работы по береговым и наземным объектам. Подобные задачи отрабатывались в ходе итоговой проверки боевой готовности СФ 16 октября 2016-го года. Тогда многоцелевой атомный подводный крейсер (ПЛАРК) «Смоленск» нанёс хирургически точный удар по условной береговой цели на о. Северный архипелага Новая Земля, в качестве ударного средства использовалась ПКР П-700 «Гранит».

На сегодняшний день ракета 3М45 «Гранит» является самой высокоскоростной противокорабельной ракетой дальностью более 500 км. И, несмотря на приличную ЭПР (около 1м2), имеет массу преимуществ помимо сверхзвуковой скорости. Во-первых, это мощнейшая оживальная фугасно-проникающая боевая часть массой до 750 кг. Одного такого попадания хватит, чтобы пустить на дно авианосец класса «Нимиц» или «Куин Элизабет», либо уничтожить хорошо защищённый наземный опорный пункт противника. Во-вторых, двухметровый физический габарит, образованный радиопрозрачным обтекателем, активной радиолокационной головкой самонаведения, ИНС, а также блоком радиокоррекции. Данный модуль управления одновременно является ещё и своеобразной бронезащитой боевой части, которая расположена перед воздуховодом к компрессору ТРДД КР-93.

Данная бронезащита БЧ становится всё более актуальной ввиду наличия на кораблях противника таких ЗРК самообороны малой дальности, как ASMD (ЗУР RIM-116B) или ЗАК Mark 15 «Phalanx» CIWS. Так, если RIM-116B будет запущена по прорвавшейся через «зонтик» ПРО ПКР «Калибр», удачное попадание с большой вероятностью уничтожит и ракету, и боевое снаряжение (прочность и толщина конструктивных элементов здесь минимальная). Для инициирования же БЧ «Гранита» не хватит и 2-3 ракет RIM-116 «SeaRAM», не хватит и очереди из «Фаланкса». Даже после разрушения носовой части корпуса тяжёлая толстостенная БЧ может не промахнуться и огромный запас кинетической энергии сделает своё дело. Более того, ракета 3М45 могла бы пройти программу модернизации, получив более помехозащищённую АРГСН, либо ещё более эффективную двухканальную АР/ИК-ГСН, а также более мощную и широкодиапазонную бортовую станцию РЭБ (все «Граниты» снабжены комплексом РЭП 3Б47 «Кварц»).

В-третьих, ракеты «Гранит» можно считать продвинутыми сетецентрическими элементами современного морского ТВД, поскольку они обладают высокоинтеллектуальной системой группового «звёздного налёта» на морскую/береговую цель, используя низковысотный профиль полёта группы ракет с возможностью «скачка» одной из них для «беглого» поиска КУГ противника собственной АРГСН с последующей передачей целеуказания на ИНС других ракет, скрывающихся в «тени» радиогоризонта. За формирование данной тактики в процессе сверхзвукового полёта отвечает 4 высокопроизводительных БЦВМ.

Исходя из реалий современного морского противостояния, а также оценивая применяющиеся в нём перспективные оборонительные противоракетные средства противника, становится понятно, что полностью списывать со счетов противокорабельные комплексы «Гранит» достаточно рискованно, ведь изделия и по сей день отличаются на редкость уникальной совокупностью параметров, не характерной для большинства современных ПКР.

Источник: topwar.ru