Сообщение о сбитом иракскими военными американском самолете, который доставлял оружие для ИГИЛ, вызвало шок и волну отрицания в западных странах. Лишь некоторые на Ближнем Востоке сомневаются, что США ведут «двойную игру» с «карманной армией» в Сирии, но некоторые ключевые мифы чрезвычайно важно сохранить таковыми для гораздо более невежественной западной аудитории.
Главным «мифом» является то, что Вашингтон вооружает «умеренных сирийских повстанцев» для ослабления позиций и Сирийского правительства, и «экстремистских повстанцев». Это утверждение набрало вес в 2014 году, когда обоснование агрессии США по отношению к Сирии с «гуманитарной интервенции» сместилось к возобновлению «войны против терроризма», начатой еще Бушем.
Ведется ожесточенная полемика о том, является ли возникновение Алькаидоподобных группировок (особенно «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ) естественной реакцией на возобновленную интервенцию США, или же это все было спланировано и проплачено Вашингтоном.
Достоверно известно, что лидеры ИГИЛ содержались в американских тюрьмах. Глава ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади продолжительное время содержался на военной базе CampBucca в Ираке и был освобожден в 2006 году. В то же время администрация Буша анонсировала стратегию «креативного разрушения» для «Нового Ближнего Востока», построенную на разжигании насилия на религиозной почве.
Согласно статье «Смена курса» Сеймура Херша 2007 года, США стоило бы использовать «умеренные суннитские государства» (не только в Саудовскую Аравию) для того, чтобы совладать с шиитами, которые обрели влияние в Ираке после вторжения США в 2003 году. Эти «умеренные сунниты» проводили бы секретные операции по ослаблению Ирана и «Хезболлы», ключевых противников Израиля. В итоге общий страх перед Ираном приведет к сближению Саудовской Аравии и Израиля.
Хотя предположения о том, что «халиф» ИГИЛа аль-Багдади является агентом ЦРУ или Моссада и были высказаны, никакого подкрепления они не имеют. Подозрения, безусловно, растут, но важны независимые свидетельства в контексте предполагаемой «войны» США с ИГИЛ. Итак, какое же главное доказательство тайной связи Вашингтона и ИГИЛ?
Не последнее значение имеют признания властей США в том, что их ключевые союзники оказывают поддержку экстремистским группам. В сентябре 2014 председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси на слушаниях в Конгрессе сказал: «Я знаю большинство арабских союзников, спонсирующих ИГИЛ». Сенатор Линдси Грэм ответил: «Это происходит потому, что «Сирийская Свободная армия» не может сражаться с Асадом, в то время как ИГИЛ пытается одолеть его».
В следующем месяце вице-президент США Джо Байден зашел дальше, объясняя, что Турция, ОАЭ и Саудовская Аравия «настолько заинтересованы в свержении Асада, что готовы влить сотни миллионов долларов и сотни тонн оружия в любого, кто будет сражаться против Асада, включая и «Джебхат ан-Нусра» с «Аль-Каидой» и экстремистов джихада. То, что получилось в итоге и стало называться ИГИЛ». Заявления Байдена сделаны с вполне конкретной целью – отвести подозрения от США, как если бы Вашингтон не имел никакого отношения к продолжительным военным операциям, проводимым его ключевыми союзниками. Это невозможно принять за правду.
Отношения Вашингтона с Саудовской Аравией как с силой, сеющей религиозные распри в регионах, особенно в тех, где сильны национально-ориентированные настроения, уходят корнями в 1950-е, когда Уинстон Черчиль представил Эйзенхауэру Короля Саудовской Аравии. Тогда Вашингтон хотел противопоставить его президенту Египта Гамаль Абдель Насеру. Позже британский генерал Джонатан Шоу признал вклад экстремистской идеологии Саудовской Аравии: «Это бомба с часовым механизмом под видом образования. Ваххабизм подогревается реалиями современного мира и спонсируется это деньгами Саудовской Аравии и Катара».
Другое свидетельство подрывает все попытки Запада поддерживать разрыв между «умеренными повстанцами», теперь открыто вооружаемыми и тренируемыми Штатами, и экстремистскими группами «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ. Пока между группировками декларировалось некоторое различие (подчеркнутое базирующейся в Лондоне и сотрудничающей с «Братьями-мусульманами» организацией «Сирийские наблюдатели за правами человека» (Syrian Observatory of Human Rights), отсутствие идеологических противоречий лучше всего демонстрируется происходящим слиянием групп.
Хотя ИГИЛ вышло из Ирака в 2013 году, его Сирийские корни в основном видны в восточной части Сирии. «Джебхат ан-Нусра» (официальная ветвь «Аль-Каиды» в Сирии, от которой отделилось ИГИЛ) несколько лет сотрудничал с исламистскими группировками в западной части Сирии. Призыв Сирийских исламистов к геноциду «Христиане – в Бейрут, алавиты – в могилу», повторялся много раз в 2011 году в военном лагере «Биригады Фарук» (Farouk Brigade) и был принят и другими группировками. «Фарук», некогда крупнейшая группировка «Свободной армии Сирии», действительно проводила этнические чистки и уничтожила множество христиан и алавитов (последователи алавизма, эзотерического ответвления шиитского направления ислама).
Долгосрочная кооперация «умеренных повстанцев» и ведомого за границей «Джебхат ан-Нусра» видна на юге Сирии в Дараа, в Идлибе и Хомсе, вдоль турецкой границы и у Алеппо. Словосочетание «Джебхат ан-Нусра» означает «вспомогательный фронт» для Сирийских исламистов. Вспоминая 2012, когда «Джебхат ан-Нусра» была признана вне закона в ряде стран, 29 группировок выразили солидарность лозунгом «Сегодня мы все – «Джебхат ан-Нусра».
После развала «Сирийской свободной армии», сотрудничество «Джебхат ан-Нусра» со спонсируемыми Штатами и Саудовской Аравией группировками («Давуд» (Dawud), «Исламский Фронт», «Сирийский Революционный Фронт» (Syrian Revolutionary Front) и «Харакат Хазм») способствовало привлечению внимания к Израильской поддержке «Джебхат ан-Нусра» на оккупированных Голанских высотах. С 2013 года поступало много информации о повстанцах, в том числе и о находящихся в израильских госпиталях членах «Джебхат ан-Нусра». Огласке были преданы и визиты израильского премьер-министра Бенджамина Нитаньяху к раненым бойцам в начале 2014-го года, за что он получил официальную благодарность от высокопоставленного члена «Братьев-мусульман» Мухаммеда Бади (в феврале 2014).
Находящиеся на оккупированных Голанских высотах миротворцы ООН докладывают о «взаимодействии» между Армией обороны Израиля и бойцами «Джебхат ан-Нусра» на границе. В то же время Израильское оружие было найдено у экстремистских групп в Сирии и Ираке. В ноябре 2014 на Голанских высотах друзы (арабоязычная этноконфессиональная группа в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле) выступили с протестом против оказываемой Израилем мед-поддержки бойцам «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ. Это привело к вопросам израильских СМИ о том, «действительно ли Израиль поддерживает бойцов «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ». Ответ военного представителя сложно назвать отрицательным: «В последние два года Армия обороны Израиля оказывала медицинскую помощь всем раненым Сирийцам, независимо от того, за кого они сражаются».
Искусственное разделение между «повстанцами» и «экстремистами» было осмеяно сообщениями о крупномасштабных поставках оружия и возрастающем количестве перебежчиков. В июле 2014 года одна тысяча бойцов из «Давуд» в Ракке перешла на сторону ИГИЛ, в ноябре прошло сообщение о масштабном бегстве из «Сирийского революционного фронта» в «Джебхат ан-Нусра». В декабре представитель Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Адиб Аль-Шишакли (Adib Al-Shishakli) заявил, что «бойцы оппозиции» так стремительно переходят на сторону ИГИЛ «по финансовым причинам». В том же месяце «повстанцы» с удерживаемых Израилем территорий Голанских высот перешли на сторону укрепляющего свое присутствие на Юге Сирии ИГИЛ. Затем, в начале 2015, три тысячи «умеренных повстанцев» из поддерживаемого США «Харакат Хазм» вместе с большим запасом вооружения, включающим в себя и противотанковые установки, перешли к «Джебхат ан-Нусра».
По сообщениям от 2014 года, у бойцов ИГИЛ в Ираке и Сирии уже было оружие из США. Пакт о «прекращении агрессии» между «умеренными повстанцами» и ИГИЛ был объявлен в южных районах Эль-Хаджар-эль Асвад, когда обе группировки увидели угрозу в Сирийских алавитах. Также сообщалось, что ИГИЛ покупало оружие у «повстанцев».
В декабре 2014 года в западных СМИ появились сообщения о тайных поставках Штатами тяжелого вооружения «Сирийским повстанцам» из Ливии и о получении группировкой «Джебхат ан-Нусра» противотанковых орудий от «Харакат Хазм». Опубликованное группировкой «Джебхат ан-Нусра» видео наглядно демонстрировало, что данные орудия использовались для захвата Сирийских военных баз Вади Дейф и Хемидие провинции Идлиб.
При видимой поддержке «крупными арабскими союзниками» и существенной кооперации между вооруженными Америкой «умеренными повстанцами» и ИГИЛ, не так сложно догадаться, что авиарейсы США на территорию ИГИЛ (якобы для «ослабления» экстремистов) могли быть прикрытием для линий поставки вооружения. Это именно то, о чем начали говорить в Ираке в конце 2014 – начале 2015.
Например, по сообщениям одновременно иракских и иранских СМИ, один из иракских политических деятелей в январе заявил, что «американское воздушное судно сбросило груз оружия и амуниции для ИГИЛ в окрестностях аль-Доур в провинции Салах ад-Дин». Фотографии получения бойцами ИГИЛ вооружения были опубликованы, однако США назвали случившееся «ошибкой». В феврале другой политический деятель Ирака аль-Замели предоставил информацию о двух сбитых британских самолетах, которые поставляли оружие для ИГИЛ в провинцию Анбар. В подтверждение снова были опубликованы фотографии. «В освобожденных от ИГИЛ районах мы обнаружили оружие производства США, Европейских стран и Израиля», - также заявил аль-Замели.
Новостной сайт аль-Ахад привел цитату главы Совета Провинции Анбар Кхалафа Тармоуза о том, что самолеты США осуществляют поставку оружия и амуниции для террористической организации ИГИЛ в провинции Салах ад-Дин. Также в феврале поступило сообщение о сбитом иракскими военными вертолете Соединенных Штатов, который доставлял оружие для ИГИЛ на западе от Багдада в провинции Анбар. И снова были представлены фотографии. После этого, контртеррористические силы Ирака сообщили об аресте «четырех иностранцев, нанятых в качестве военных консультантов ИГИЛ», трое из которых являлись гражданами США и Израиля. Тем не менее, все западные СМИ всячески обходили представленную информацию, уж слишком она разрушительна для западного взгляда на происходящее.
Ключевой союзник США в свержении правительства Каддафи в Ливии провозгласил себя главой «Исламского государства» в Северной Африке. Абдель Хаким Белхадж несколько лет содержался в тюрьме Соединенных Штатов, затем «оказался» в Ливии, где в последствии был преследован за терроризм. Будучи бывшим главой связанной с «Аль-Каидой» исламистской группировки в Ливии, а затем и основанной в Триполи группировки «Рассвет Ливии», Белхадж пользовался покровительством Вашингтона и был высоко оценен членами конгресса Джоном Маккейном и Линдси Грэмом.
Тем временем в СМИ происходит некое смягчение образа группировок «Аль-Каиды». Сообщается, что «Джебхат ан-Нусра» обрывает связи с «Аль-Каидой» чтобы помочь увеличить финансирование Катара. В журнале Вашингтона Foreign Affairs даже публиковалась информация о том, что «бойцы ИГИЛ поддерживают демократию в регионе». После всех сообщений из Ирака и Ирана в это тяжело поверить.
Сирийская армия постепенно восстанавливает контроль над Алеппо, не смотря на каналы снабжения боевиков из Турции и южной Сирии религиозными фанатиками из Израиля и Иордании. Граница с Ливаном в большей степени находится под контролем Сирийской армии и «Хезболлы». На востоке сирийская армия и ее местные союзники контролируют большую часть Хасеке и Дейр-эз-Зор, финальная компания против Ракки еще впереди. Попытки НАТО-ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) свергнуть сирийское правительство провалились.
Тем не менее, дестабилизация в регионе идет полным ходом. Доказательства скрытой связи Вашингтона и ИГИЛ существенны и помогают понять, почему заместитель Министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад назвал борьбу Вашингтона с ИГИЛ «косметической». Данная экстремистская группа является опорой Вашингтона в регионе, ослабляющей одновременно и Сирию, и Ирак. Их «война» с ИГИЛ неэффективна. Предоставленная Jane's Terrorism & Insurgency Centre (https://www.ihs.com/products/janes-terrorism-insurgency-intelligence-centre.html) открытая база данных по терроризму и повстанческой деятельности показывает, что направленные на Ирак атаки ИГИЛ участились с началом авианалетов США. Основные бои проводились именно сирийская армия и, позднее, иракскими вооруженными силами с поддержкой Ирана.
Все это было извращено и вывернуто западными СМИ. Те же телеканалы, что радуются смертям сирийских солдат в боях с ИГИЛ, обвиняют сирийскую армию в бездействии и нежелании бороться с группировкой. Это якобы «нежелание» стало частью обоснования проведения США бомбардировок на территории Сирии. Хотя и известно, что главный приоритет Сирии сосредоточен на густозаселенном западе, сообщения местных СМИ подтверждают, что с 2014 года сирийская армия является главной противостоящей ИГИЛ силой в Хасеке, Ракке и Дейр-эз-Зор. В марте 2015 стало достоверно известно, что в числе 24 боевиков сирийской армией также были уничтожены два командира ИГИЛ.
Более тесное сотрудничество Ирана, Ирака, Сирии и «Хезболлы» Ливана – это страшный сон Израиля, Саудовской Аравии и Вашингтона. Это не религиозный союз, он скорее основан на взаимных интересах, в частности – на желании положить конец религиозному терроризму.
Во время наступления на удерживаемый ИГИЛ Тикрит, иракские вооруженные силы пользовались поддержкой иранских военных. Вашингтон оказался оттеснен в сторону, что вызвало ужас американских СМИ. Генерал Касем Сулеймани, командующий спецподразделения «Кодс», сыграл главную роль в Тикритской операции. Спустя десятилетие после запуска Вашингтонского плана «креативного разрушения», созданного для снижения Иранского влияния на Ирак, в Foreign Affairs появились жалобы на то, что влияние Ирана «находится на высшей точке за последние четыре столетия».
Перевод - Селадо