Бесспорно, недавно озвученные заместителем главы оборонного ведомства России Алексеем Криворучко сроки поступления в строевые части ВКС России первых серийных многофункциональных истребителей Су-57 «первого этапа» (оснащенных ТРДДФ АЛ-41Ф1 / «Изделие 117») позволили вздохнуть с облегчением далеко не одной тысяче российских обозревателей и экспертов, ранее не на шутку встревоженных информацией о нарушении функционирования электродистанционной системы управления или механизации хвостового оперения одного из предсерийных экземпляров Су-57, приведших к входу машины в плоский штопор и последующему крушению в окрестностях Комсомольска-на-Амуре.
По всей видимости, в данной ситуации речь шла лишь о последствиях рядовых «детских болезней» компьютеризированной ЭДСУ или узлов механизации оперения Су-57, которые могут быть в кратчайшие сроки ликвидированы либо посредством незначительного обновления программного обеспечения электродистанционной системы управления, либо за счёт устранения неисправностей в механизмах управления хвостовым оперением.
Наиболее веским аргументом в пользу данного вывода является неожиданное заключение контракта между и оборонным ведомством Алжира и «Рособоронэкспортом» на поставку Военно-воздушным силам Алжира 14 многоцелевых перспективных авиационных комплексов Су-57Э экспортной модификации. Логично предположить, что заключение столь весомой сделки могло состояться лишь после предоставления алжирской стороне не только исчерпывающей информации о причинах потери опытного экземпляра Су-57 «первого этапа», но и целого ряда гарантий, исключающих возникновение подобного рода внештатных ситуаций с истребителями, подлежащими поставке в строевые части алжирских ВВС в обозримом будущем.
Перспективы становления «на крыло» связки Су-57 — «Кинжал»
На волне всеобщего восторга, вызванного информацией о поступлении первых серийных Су-57 на вооружение ВКС России уже в первой половине 2020 года, а также о появлении первого надёжного зарубежного заказчика-оператора в лице ВВС Алжира особую актуальность в экспертных кругах и военно-аналитическом секторе блогосферы приобрел вопрос о целесообразности планирующейся интеграции в боекомплекты строевых Су-57 перспективных аэробаллистических ракет Х-47М2 «Кинжал», о чём в конце декабря 2019 года заявил высокопоставленный представитель ВКС России в ходе доклада главе государства Владимиру Путину. Как и следовало ожидать, информация о грядущем превращении серийных Су-57 в носители «Кинжалов» была встречена крайне неоднозначной реакцией аудитории именитых российских военно-технических изданий.
В частности, большая часть обозревателей небезызвестного российского портала «Военный паритет» весьма скептически восприняла данную новость, придя к выводу о том, что, несмотря на открытую архитектуру элементной базы БРЭО истребителей Су-57, обеспечивающую возможность быстрой программно-аппаратной адаптации СУВ данных машин к применению большинства типов перспективного ракетного вооружения, наиболее подходящими носителями для дальнобойных аэробаллистических ракет Х-47М2 продолжат оставаться модифицированные перехватчики МиГ-31К, получившие пакет программно-аппаратных обновлений и новый усиленный подфюзеляжный узел подвески для размещения 10-махового детища КТРВ и коломенского «КБ машиностроения». И лишь небольшая часть комментаторов высказалась в пользу воплощения данного проекта в «железе», аргументировав своё мнение, во-первых, в разы меньшей радиолокационной сигнатурой ударной «связки» Су-57 — «Кинжал» в сравнении со связкой МиГ-31К — «Кинжал», во-вторых, 2,5—3-кратным превосходством Су-57 в радиусе действия, что обеспечит возможность более скрытного и глубокого проникновения в мощные противовоздушные зоны A2/AD вероятного противника.
И действительно, на первый взгляд вышеописанный скептицизм большей части аудитории имеет право на существование, обусловленное рядом веских обоснований. Более массивные и прочные силовые узлы планера МиГ-31К, изготовленные из нержавеющей стали (50%), алюминиевых сплавов (33%), титана (16%) и композиционных материалов (около 1%) как нельзя лучше адаптированы к монтажу тяжелых узлов подвески с ракетами Х-47М2 «Кинжал». Обладая достойным коэффициентом запаса прочности, фюзеляжи МиГ-31К обеспечат узлам крепления «Кинжалов» внушительную стойкость к избыточным нагрузкам, возникающим при выполнении носителями манёвров с перегрузками 3—4G.
В случае же задействования истребителей Су-57 в качестве носителей для аэробаллистических ракет Х-47М2 ситуация уже не столь однозначна. Конструктивная прочность центроплана Т-50 в предполагаемой точке монтажа узла подвески «Кинжала» абсолютно не «заточена» под размещение грузов с подобными массогабаритными параметрами (масса порядка 3,5—4 т и длина 6,5 м), которые в конечном счёте могут привести к хорошо известному явлению так называемого излома планера в районе внутрифюзеляжных отсеков вооружения во время выполнения манёвров с перегрузками более 2—3 ед.
Тем не менее, приняв во внимание крайне малую суммарную эффективную отражающую поверхность ударной связки Су-57 — «Кинжал» (0,3—0,4 кв. м против 13—15 кв. м у связки МиГ-31 — «Кинжал»), обусловленную малой радиолокационной сигнатурой перспективной «Сушки», а также проведя ряд несложных математических вычислений, можно прийти к однозначному выводу, что осуществляющий полёт в режиме следования рельефу местности Су-57 с «Кинжалом» на подвеске будет обнаруживаться посредством АФАР-РЛС AN/APY-9 палубного самолёта ДРЛОиУ E-3D «Advanced Hawkeye» на дистанции 250—300 км, в то время как МиГ-31К с Х-47М2 будет запеленгован данным палубным воздушным радаром на расстоянии 550—650 км! Логично предположить, что в данной ситуации вероятность прямого столкновения Су-57 с истребительной авиацией противника до момента схода «Кинжалов» с подвесок будет минимизирована (в сравнении с МиГ-31К), как и необходимость выполнения энергичных противоракетных манёвров, способных спровоцировать явление излома планера.
А это значит, что многоцелевые ударные комплексы, представленные аэробаллистическими ракетами Х-47М2, интегрированными в боекомплект истребителей 5-го поколения Су-57, способны в разы более эффективно прорывать эшелонированные противовоздушные зоны A2/AD противника без вскрытия собственного местоположения вплоть до выхода на рубежи пуска смертоносных «Кинжалов» по стратегически важным объектам, находящимся в глубине тыловой зоны. В ту же очередь, достигающий 1800—2000 км радиус действия Су-57 обеспечит максимальную «глубину удара» «Кинжалом» порядка 3500 км, превосходя по данному параметру даже один из основных носителей — дальний бомбардировщик Ту-22М3М.
Евгений Даманцев