Маневры в Европе и России моделируют сценарии гибридных войн недалекого будущего.
Серия военных маневров НАТО, проходящих в эти дни в Восточной Европе, не осталась незамеченной Россией. Уже стало традицией на подобные действия альянса отвечать внезапными проверками боевой и мобилизационной готовности войск. В соответствии с решением Главковерха Владимира Путина такая очередная внезапная проверка стартовала во всех четырех военных округах страны.
Если в мае в прошлого года на самые масштабные за последние годы авиационные учения стран НАТО и Скандинавии Arctic Challenge Exercise-2015 Минобороны РФ ответило внезапной проверкой «системы управления авиацией и силами ПВО в полевых условиях», то сейчас главное внимание уделяется проверке мобилизационной готовности войск к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Некоторые СМИ сообщили, что будут проверяться арсеналы Минобороны. Но это верно лишь отчасти и не отражает сути внезапной проверки, которую задумало военно-политическое руководство страны. Как видно из выступления министра обороны Сергея Шойгу на селекторном совещании с военачальниками, «подлежат проверке ряд баз хранения вооружения и техники, а также отдельные органы военного управления. Предстоит провести оценку мобилизационной готовности, способности выполнить задачи территориальной обороны с отмобилизованием отдельных органов военного управления и подразделений». Отмобилизование на военном языке означает принятие в армейский строй гражданских военнообязанных людей, которые по мобилизационным планам приписаны к базам хранения или другим резервным воинским частям. На их основе в угрожаемый период или военное время разворачивают боевые подразделения, которые потом должны влиться в регулярную армию.
Эта тема, мягко говоря, очень щекотливая и в определенной степени болезненная для многих стран, в том числе в известной степени и для России. В Украине, например, от мобилизации, чтобы не воевать в Донбассе, военнообязанные мужчины уклонялись целыми селами.
Ни один план по мобилизации там так полностью и не был выполнен. В РФ подобного пока не наблюдается. Но, если вспомнить, ранее на стратегических командно-штабных военных учениях в ряде регионов страны случались проблемы с призывом из запаса военнообязанных граждан. И Шойгу даже добился того, чтобы губернаторы, которые вместе с Минобороны за этот процесс отвечают, прошли специальный курс мобилизационной подготовки в Военной академии Генерального штаба. Сейчас такая подготовка налажена, и не только руководителей регионов, но и ответственных чиновников в местных органах власти.
Судя по поставленным задачам, мобилизационные проверки пройдут по всей стране. Но одно дело – проверять органы власти, командование частей, военкоматы и т.п., а другое дело – создать мотивацию для резервистов. Здесь тоже все непросто. Участие военнообязанных в мобилизационных мероприятиях, как правило, связано с отрывом их от работы, семьи, командированием в незнакомую обстановку и т.п. Многие из них, особенно бизнесмены, менеджеры, юристы, несут убытки и по повесткам в военкоматы являются без особого желания, а иногда уклоняются от их получения. И здесь по опыту США Россия пытается создать для резервистов определенную материальную мотивацию. Запасники подписывают контракты с Минобороны, получают денежное довольствие, но за это должны посещать мобилизационные занятия, сборы, учения. Сейчас в РФ только начат эксперимент по внедрению такой системы. Но он охватывает незначительную часть военнообязанных – около 5 тыс. резервистов.
Видимо, на этих проверочных учениях отмобилизовываться будут не только они. И здесь не исключены проблемные моменты. Но мобилизация – тема очень закрытая, и вряд ли она широко будет освещаться на официальном уровне. Между тем США и страны НАТО по-прежнему высоко оценивают мобилизационные возможности РФ. Скажем, на прошлой неделе накануне начала масштабных учений НАТО Saber Strike в Эстонии и других странах Европы замминистра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии Майкл Карпентер в интервью газете Weekly Standard подтвердил выводы доклада, представленного в феврале этого года исследовательским центром RAND. В докладе утверждается, что в случае конфликта с НАТО в странах Балтии российским войскам потребуется не более 60 часов, чтобы разгромить противника и достичь столиц Эстонии или Латвии. Американские аналитики уверены в мобилизационных возможностях РФ и утверждают, что «российские Вооруженные силы способны «за 10 дней или около того» развернуть 27 батальонов в полной боеготовности».
«Я не знаю, насколько мы значительно продвинулись с момента выхода доклада», – сказал Карпентер, но пообещал, что к концу 2017 года НАТО сумеет изменить ситуацию в лучшую для альянса сторону, поскольку в Восточной Европе США разместят дополнительную бронетанковую бригаду. Представитель Пентагона подчеркнул, что альянс работает над повышением своей обороноспособности в Восточной Европе, но Россия занимает более выгодное географическое расположение. Мол, в случае если Кремль решит проявить агрессию в отношении стран Балтии, Москва будет обладать преимуществом в плане расстояния и времени.
«Это, конечно, бред, что Россия планирует напасть на страны НАТО. Их цели – под видом русской угрозы увеличить расходы на оборону, – заявил военный эксперт Юрий Неткачев. – Но американцы не учитывают всех факторов, которые могут способствовать укреплению позиций России в странах Балтии. И важную роль играет здесь этнический фактор. В странах Балтии живет очень много русских, других нам родственных народов. Это те люди, которых там называют «пятая колонна». Но именно они, если, не дай бог, война с НАТО случится, смогут обеспечить победу». Неткачев уверен, что именно этого и боятся США и страны альянса, размещая дополнительные подразделения у границ России. И об этом недвусмысленно, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, заявил в январе 2016 года генсек НАТО Йенс Столтенберг. Он отмечал тогда, что альянс, расширяясь на восток, вынужден адаптироваться к усложнившейся обстановке, одной из составляющих которой, по его словам, является гибридная война.
Эту тему Столтенберг развил вчера на саммите министров обороны стран НАТО в Брюсселе. Он указал на необходимость «проецирования стабильности» за пределы границ альянса для поддержки соседей и партнеров организации, в том числе в Грузии и Украине. Он не скрывает, что для этих целей альянс «утроил размер сил реагирования НАТО до 40 тыс. человек и сформировал и поставил в качестве стержня этих сил так называемый главный отряд (около 5 тыс. человек могут быть приведены в боевую готовность в течение нескольких дней)».
Таким образом, США и НАТО под предлогом российской угрозы наращивают свои силы у границ с РФ. России приходится отвечать адекватно, что и демонстрирует начавшаяся вчера внезапная проверка мобилизационной готовности войск. «Наше оборонное ведомство и соответствующие службы должным образом отслеживают изменения дислокации зарубежных вооруженных сил у наших границ, анализируют все эти перемещения и изменение контингентов и, безусловно, принимают необходимые меры для выполнения своих функций, а именно: защиты интересов и обеспечения безопасности России», – сказал вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя военную активность НАТО.