Мы уже давно свыклись с мыслью, что Россия является одним из лидеров на рынке вооружений. Согласно данным ежегодных докладов Стокгольмского института исследований проблем мира за 2010-2014 года, наша страна заняла второе место по экспорту оружия, нарастив свою долю рынка до 27% за четыре года. Уже традиционно нашими главными покупатели техники и вооружений стали Индия (39%), Китай (11%) и Алжир (8%).
Средства массовой информации практически ежедневно радуют свою аудиторию новостями о новых контрактах на поставку оружию. Из последних новостей:
- Египет заказал российские боевые вертолеты Ка-52;
- Россия заключит с Ираном контракт на поставку систем ПВО «Антей-2500»;
- РФ заключила контракт с Белоруссией на поставку партии БТР-82А.
Президент России Владимир Путин (справа) и Абу-Даби наследный принц шейх Мохаммед бин Зайед Аль Нахайян из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) на встрече на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском (под Москвой, Россия, 25 августа 2015 года)
Однако за шквалом всех этих, безусловно, позитивных новостей, мы не замечаем того, как развивается наша собственная армия. Даже одно из главных событий конца августа, МАКС 2015, освещалось нашими СМИ достаточно однобоко. Все ждали, разрешится ли главная интрига этого года: договоримся ли мы с Китаем о продаже наших сверхперспективных самолетов Су-35С; все наблюдали за тем, как «на ура» разбирались, словно горячие пирожки, наши самолеты SSJ-100 и вертолеты Ка-52; но практически никто не заметил, что авиасалон, например, «пообещал светлое будущее» нашим Воздушно-космическим силам - на нем было подписано соглашение между РКК "Энергия" и компанией "Российские космические системы", согласно которому сотрудничество между этими компаниями переходит на новый уровень. Также мало кто говорил о планирующихся испытаниях новой системы радиоэлектронной борьбы, разработанной концерном "Радиоэлектронные технологии", или о сдаче в эксплуатацию Министерству обороны до конца года навигационной системы ГЛОНАСС.
А ведь перевооружение российской армии идет полным ходом! По итогам 2014 года, оснащенность российской армии выросла на 7%, а исправность – на 5%, достигнув отметки в 85%.
Сухопутные войска в 2014 году пополнились модернизированными танками и бронемашинами – по 300 штук, на вооружение было поставлено более 5000 единиц автомобильной техники и 2 единицы грозы российской армии – ракетных комплексов «Искандер-М».
Военно-воздушные силы пополнили, в общей сложности, 122 самолета и 118 вертолетов, а также 7 зенитно-ракетных систем С-400, не имеющих аналогов в мире.
Кроме всего прочего, наш военно-морской флот пополнился 2 АПЛ и 1 ДЭПЛ, стратегические ядерные силы 38-ю межконтинентальными баллистическими ракетами, а РВСН – тремя ракетными комплексами «Ярс».
Чего ждать от Гособоронзаказа в 2015 году?
В 2015 году было намерено продолжить перевооружение, несмотря на проблемы российской экономики. Ведь наоборот, переоснащение российской армии дает нашим предприятиям заказы, обеспечивает людей работой, приносит доходы в бюджет. Так, доля Гособоронзаказа в текущем бюджете составляет 3,3 трлн руб., или 4,2% ВВП.
Ожидается, что за 2015 год будет поставлено 126 самолетов, 88 вертолетов, 5 боевых надводных кораблей, 2 АПЛ и 2 ДЭПЛ, 701 единица бронетехники, и даже будут оснащены 4 ракетных полка.
Правда, год начался для оборонной промышленности, мягко говоря, не очень радужно. К середине года оказалось, что по некоторым позициям цены на заказанные ОПК вооружения и военную технику с момента начала работ выросли аж в 11 раз! Такие рекорды в ценообразовании невозможно было объяснить ни инфляцией, ни падением рубля, ни, тем более, здравым смыслом.
Многие исполнители государственного оборонного заказа явно смелели, манипулируя значимостью перевооружения для нашей страны. Это выражалось в том, что они, пользуясь отсутствием четкой системы контроля, бюджетные средства расходовали далеко не по назначению. Так, например, деньги уходили на погашение коммерческих кредитов, скупку ценных бумаг или ненужные валютные операции.
Необходимы были срочные меры, которые были приняты: 1 июля вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Они установили принципиально новую систему взаимоотношений между заказчиками и исполнителями Гособоронзаказа , которые были поставлены на межведомственный контроль.
Конечно, контроль существовал и раньше, однако, по словам заместителя Министра обороны Татьяны Шевцовой, «он больше напоминал тривиальную бухгалтерскую проверку». С внесением же правок в закон, Минобороны и контрольные органы получили возможность отслеживать финансовые потоки с точностью до рубля.
Для этих целей также разработали целый набор инструментов:
1. Институт уполномоченных банков (это Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВТБ-24, поскольку только они соответствовали установленным требованиям - участие государства в объеме не менее 50%, уставный капитал – 100 млрд руб. и широкое представительство на территории России);
2. Система спецрасчетов, которая начала действовать с 1 сентября;
3. Система присвоения каждому контракту уникального идентификационного номера.
Весь процесс теперь выстроен по следующей схеме: заключение Минобороны контракта с главным исполнителем – открытие исполнителем счета в уполномоченном банке с указанием своего номера контракта - накопление данных о «маршруте» контрактных денег через уполномоченные банки в Национальном центре управления обороной.
Система мониторинга уже привлекла к себе внимание – желание подключиться к ней высказало и МВД. С 1 сентября 2017 года даже планируется подключить к системе остальные ведомства.
Лишних денег в казне сейчас нет, так что переход к контролю за каждым рублем – шаг правильный и даже давно напрашивающийся. Все это исключает возможности вольного обращения с бюджетными средствами, что автоматически приводило к неоправданному удорожанию продукции военного назначения.
Есть все основания думать, что Гособоронзаказ в 2015 году будет выполнен на все 100%, ведь пока работы ведутся в соответствии с графиком, никаких неожиданных сбоев не наблюдается. Более того, 8 сентября Правительство РФ предоставило государственные гарантии шести организациям оборонно-промышленного комплекса на сумму до 8,33 млрд руб. по кредитам, привлекаемым для выполнения государственного оборонного заказа.
Средства направляются в ОАО "Сухой", ООО "Техником", Курганский машиностроительный завод, АО "МиГ", Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт , ОАО "Туполев". Как говорится в пояснении правительства, государственная поддержка нацелена на расширение возможностей предприятий привлекать внебюджетные источники финансирования. Таким образом будет достигаться своевременное выполнение Гособоронзаказа в соответствии с программой вооружений.
Так что в плане перевооружения в этом году мы в праве ожидать от государства максимума, а Запад пусть нервно грызет ногти и завидует в сторонке, ведь, например, американские вооруженные силы уже опасно устарели, а армия немецкая давно превратилась в посмешище.