Вообще эта ситуация с турбинами для военных кораблей была самая жесткая и напряженная в нашем ВПК да и вообще в нашей промышленности после разрыва отношений с предприятиями Украины. Напомню, что после известных событий Украина не поставила уже оплаченные, и вообще в принципе отказалась поставлять двигатели для двух типов российских фрегатов.
Аванс российского Минобороны в размере 2 млрд руб. был присвоен чиновниками администрации и. о. президента Украины Александра Турчинова еще до того, как избранный президентом Петр Порошенко ввел запрет на поставки военной продукции в Россию. В результате оказалось невозможно достроить вторую тройку фрегатов проекта 11356, строившихся для Черноморского флота (первые три фрегата успели получить украинские двигатели), и сейчас ведутся переговоры об их продаже в Индию, для которой уже построено шесть аналогичных кораблей. Непоставка двигателей стала одной из причин задержки строительства и фрегатов нового проекта 22350, головной из которых – «Адмирал Горшков» – успел получить двигатель и сейчас завершает испытания.
Даже в чем то похожей ситуации с вертолетными двигателями (для камовских вертолетов) Россия достаточно быстро вышла из положения зависимости от двигателей "Мотор Сич" и стала производить свои. Но на территории РСФСР не было производства газотурбинных двигателей для кораблей такого типа. Турбины для всей страны поставлял Южный турбинный завод в Николаеве, впоследствии переименованный в "Зоря-Машпроект".
На украинских форумах можно было встретить многочисленные язвительные комментарии на этот счет и в принципе они были правы. По своей доверчивости и халатности мы допустили такую ситуацию. Будет уроком для руководства страны.
Но все же такое положение не могло длиться долго ...
![Россия нашла замену украинским турбинам Россия нашла замену украинским турбинам](/assets/images/resources/13669/rossiya-nashla-zamenu-ukrainskim-turbinam-1.jpg)
Россия с трудом, но налаживает производство газотурбинных двигателей для военных кораблей
Как заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, на рыбинском заводе "Сатурн" началось изготовление таких турбин.
В северной столице во время Морского международного салона две российские корпорации - двигателестроительная и судостроительная - в торжественной обстановке подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках исполнения оборонного заказа до 2025 года рыбинский "Сатурн" будет производить газотурбинные двигатели М90ФР, М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, а также дизель-газотурбинные агрегаты.
Но потребность в них высока с учетом того, что Объединенная судостроиетельная корпорация, как на военно-морском салоне подтвердил ее глава Алексей Рахманов, построит еще три уже показавщих свою эфффективность фрегата проекта 11356.
![Россия нашла замену украинским турбинам Россия нашла замену украинским турбинам](/assets/images/resources/13669/rossiya-nashla-zamenu-ukrainskim-turbinam-2.jpg)
Речь идет об "Адмирале Григоровиче", отметившемся успешными пусками "Калибрами" по боевикам запрещенного "Исламского государства" из Средиземного моря. А также "Адмирале Эссене", который выполнил аналогичное задание уже в этом году.
Что касается проекта 22350, по заявлению главы ВМФ РФ Владимира Королева, до 2020 года планируется передать Минобороны 4 новых фрегата. Пока два корабля этого типа - "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" находятся на испытаниях. И если бы не было проблемы с поставками двигателей, фрегаты отдали бы морякам намного раньше.
По мнению эксперта, двигатели производства "Сатурна" в первую очередь будут ставить на корабли проекта 22350 - это самые современные российские фрегаты на данный момент.
Возможно, характеристики рыбинских ГТД (особенно М70ФРУ-2) в будущем улучшатся, так как завершение всех трех ОКР запланировано на декабрь 2017 года, и не все испытания еще окончены. В ОДК 25 апреля заявили, что "дальнейшее развитие морских ГТД может пойти по пути увеличения мощности, а также повышения КПД двигателей". Кроме того, "Сатурн" осваивает сплавы из кобальта.
Рыбинские двигатели М70ФРУ и М90ФР созданы для замены ГТД украинского производства ДС71 и Д090 соответственно. Об этом FlotProm сообщил источник, знакомый с ситуацией. В главной энергоустановке М27, использующейся на СКР "Ярослав Мудрый" проекта 11540 "Ястреб", "девяностые" двигатели являются форсажными, а "семидесятые" – маршевыми. При этом российские двигатели имеют КПД в 36% против 32% у ГТД украинского производства.
Остается теперь только вопрос, кому будет продавать свои двигатели Украина?