Сбор и обработка данных о цели, выдача целеуказания «мозгу» ракеты и, собственно, сам пуск — на все про все уходят считаные минуты. Крылатыми ракетами «Калибр» корабли наносят удары с ходу, по принципу «выстрелил — забыл». Покинув носитель, смертоносная «сигара» устремляется к жертве уже по собственному сценарию. Уйти от нее практически невозможно. Чтобы понять, как работает основное крылатое оружие России, корреспондент РИА Новости отправился в Севастополь, откуда вышел в море с корабельной ударной группой Черноморского флота.
Каюта № 6
Из соображений секретности Минобороны до последнего не сообщало журналистам о запланированных в акватории Черного моря ракетных стрельбах. Мы знали, когда примерно уйдем в море, знали, на каком корабле, но цель и длительность похода оставались загадкой.
Вечером 28 августа съемочные группы основных федеральных телеканалов прибыли к причальной стенке Крымской военно-морской базы Черноморского флота и поднялись на борт малого ракетного корабля «Орехово-Зуево».
Спустя пару часов, почти сразу после захода солнца, МРК отдал швартовы и — «малый вперед». На все вопросы о целях похода офицеры скромно отмалчивались или отшучивались.
«Стрелять-то хоть будем? — не успокаиваются журналисты. — Куда идем? Кого будем топить?» В ответ — «Чуть потерпите, коллеги, все увидите своими глазами». И на этом точка.
Впрочем, военных тоже можно понять — если информация об учениях с боевой стрельбой новейшими крылатыми ракетами просочится в Сеть раньше времени, вероятный противник успеет подготовить средства разведки и наблюдения. Ракету будет проще отследить, изучить ее траекторию, замерить характеристики.
Аккуратно выйдя из бухты, корабль взял «право на борт» и, не слишком удаляясь от крымского побережья, двинулся строго на север.
На борту журналистов разместили в четырехместных мичманских каютах, накормили флотским ужином — горячее картофельное пюре, тушеная рыба, сладкий чай, хлеб с маслом. И отпустили отдыхать до утра.
Каюты на МРК проекта 21631 весьма комфортабельные, напоминают железнодорожные купе. Все то же самое, только просторней и продуманней. Четыре полки-кровати, умывальник, рабочий стол, шкафчики для одежды и личных вещей. Нижняя полка складывается, превращаясь в диван. Кондиционер. Жить можно.
Около полуночи глухой стук дизелей смолк, исчезла вибрация, появилась легкая боковая качка — «Орехово-Зуево» лег в дрейф. «Кого-то ждем», — задумчиво предположил один из журналистов. Так и было. Ближе к утру на горизонте возник силуэт однотипного МРК «Вышний Волочек», догоняющего нас параллельным курсом.
Сблизившись, корабли обменялись семафорами и дальше пошли уже в паре. «Волочек» держится чуть впереди и справа, на почтительном расстоянии в полторы-две мили. Как позже выяснится, стрелять предстоит ему. «Орехово-Зуево» в этой операции отвели роль корабля-контролера. Надо заметить, несмотря на скромное водоизмещение в 941 тонну, малые ракетные корабли «Буян-М» эффективны не только в ближней морской зоне.
«Буян-М» с восемью ракетами «Калибр» на борту осуществляет более массированный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны, — ранее писал авторитетный оборонный журнал National Interest. — С боевыми возможностями «Буянов» могут сравниться лишь эсминцы УРО типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога» ВМС США. Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и дороже».
Именно «Буяны» в октябре 2015-го нанесли удар из акватории Каспийского моря по базам террористов ИГ* в Сирии. Ракеты прошли над территорией нескольких государств и почти все достигли цели. Западные аналитики тогда назвали эти корабли «новым москитным флотом» России, способным серьезно ограничить свободу действий США и НАТО.
Цель за горизонтом
В восемь утра, после не менее плотного, чем ужин, завтрака (овсянка, омлет с колбасой, кофе, бутерброды с маслом и сыром), нам торжественно раздают пресс-релизы Минобороны, из которых узнаем, что стрельба запланирована на 10:00 мск. Полетит «Калибр» в морском исполнении. Вся информация под строгое эмбарго. Ближе к часу Х съемочные группы «Звезды» и «России-1» занимают удобные позиции на верхних ярусах надстройки, прямо перед сферами антенных постов.
Радовались они недолго. Командир, едва заметив рядом с антеннами телевизионщиков, приказывает экипажу «немедленно убрать их оттуда во избежание неприятных эксцессов». Выясняется, что «Орехово-Зуево» будет сопровождать «Калибр» на траектории полета, поэтому бортовые радары включат на полную мощность. Проверять же на себе силу их излучения военные по понятным причинам не советуют.
Операторы неохотно спускаются на нижний ярус надстройки, устанавливают треноги и наводят объективы. «Вышний Волочек» идет параллельным курсом в полутора милях. «Калибр» стартует строго в расчетное время. Из ячейки универсального корабельного стрельбового комплекса вырывается густой столб пламени и дыма, показывается темное тело ракеты. Оставляя за собой белый дымный шлейф, она по крутой параболе взмывает в небо, затем снижается и стремительно уходит на юго-запад.
Там, в открытом море, примерно в 40 милях от нас на волнах покачивается большой корабельный щит, имитирующий вражеский надводный корабль класса «фрегат». Имитация полная — щит оборудован уголковыми отражателями, почти повторяющими радиолокационный облик реального корабля. На конечном участке траектории ракета раскрывает головную часть и наводится по отраженному радиосигналу. Сбить ее с курса после захвата цели невозможно.
Как пояснили РИА Новости в центральном командном посту корабля, в реальном бою на подготовку к пуску ракет требуется всего несколько минут. За это время данные целеуказания загружаются в специальную систему, где обрабатываются и поступают на комплекс управления стрельбой.
Источниками целеуказания могут выступать как собственные средства обнаружения корабля, так и внешние: другие корабли, самолеты, беспилотники, береговые комплексы. Командир выбирает цель и дает добро на пуск. После того как ракета покинула транспортно-пусковой контейнер, связи с ней нет, она работает по своему плану, корабль — по своему.
«В понятие «поражение надводной цели» вкладывается очень много составляющих, — объясняет РИА Новости командир однотипного МРК «Орехово-Зуево» капитан второго ранга Алексей Орляпов, который до этого командовал ракетными катерами. — Это и опыт применения ракетного оружия, и эффективная дальность, и скорость полета, и количество ракет. Удар может быть как точечным по одиночной цели, так и массированным по группировке надводных кораблей. Причем неважно, что это — десантный отряд или авианосная ударная группа».
По легенде учений «фрегат» — не одиночный вражеский корабль, случайно зашедший в Черное море. К побережью Крыма целенаправленно движется мощная ударная группировка условного противника, готовая атаковать объекты инфраструктуры полуострова и обратить его экономику в прах. Задача экипажей «Орехово-Зуево» и «Вышнего Волочка» предельно проста — нарушить эти планы и уничтожить группу еще на подходе, не дожидаясь, пока в сторону крымского побережья полетят чужие ракеты.
«Калибр» достигает цели за считаные минуты. В его боевой части — почти полтонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте. При удачном попадании этого достаточно, чтобы пустить на дно любой корабль, даже крупный. В этот раз попали удачно — барражирующие в районе учений беспилотники четко зафиксировали момент уничтожения щита. Основная задача выполнена — флагманский «фрегат» потоплен, ударная группа противника обращена в бегство.
«Это первый пуск «Калибра» с корабля «Вышний Волочек», — рассказывает РИА Новости командир дивизиона ракетных кораблей капитан второго ранга Олег Сардин. — Использовался морской вариант, стрельба проведена по надводному кораблю условного противника в условиях, приближенных к боевым. Целеуказание получили от внешних источников. Хороший ракетный комплекс, отличное попадание, все прошло гладко. Вообще при удачном стечении обстоятельств один такой МРК может вывести из строя до двух кораблей класса «эсминец».
Крымский рубеж
По словам Орляпова, после того как все ракеты расстреляны, у командира всегда есть выбор: уйти в базу для перезарядки или вступить с противником в артиллерийскую дуэль. Все зависит от задачи. Огрызнуться у МРК есть чем — носовая 100-миллиметровая автоматическая установка А190 «Универсал» выдает до 80 выстрелов в минуту и забрасывает снаряды на дальность до двух десятков километров.
Для ближнего боя сгодится 30-миллиметровый «Дуэт» на корме. Два его шестиствольных автомата схемы Гатлинга обладают суммарной скорострельностью до десяти тысяч выстрелов в минуту и способны разрезать корабль, словно газовая горелка. На флоте их так и называют — «металлорезка».
Впрочем, эффектный удар «Вышнего Волочка» — это лишь один из эпизодов масштабных учений корабельных сил Черноморского флота, стартовавших в середине августа. В них участвуют более восьми тысяч военнослужащих, 200 единиц техники, три десятка самолетов и вертолетов, десять кораблей и судов обеспечения.
География маневров впечатляет — задействованы шесть полигонов боевой подготовки в Крыму, Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях, Крымская и Новороссийская военно-морские базы, береговые войска и морская авиация.
Крым по праву считается главным форпостом России в Черном море и едва ли не самым защищенным регионом страны. Не исключено, что именно поэтому в последние годы военной инфраструктурой полуострова так активно интересуется НАТО — вдоль границ частенько летают самолеты-разведчики, в акваторию Черного моря регулярно заходят американские боевые корабли.
Так, по сообщению 6-го флота США, сейчас сюда направляется американский эсминец Porter с управляемым ракетным вооружением. Заявленная цель — «операции в поддержку региональной стабильности». Это для кораблей ВМС США уже шестой визит с начала года. В июле тут находился эсминец Carney, принимавший участие в американо-украинских учениях Sea Breeze.
И хотя американская сторона клянется, что их корабли действуют в Черном море в соответствии с конвенцией Монтре и выполняют исключительно мирную миссию, то, насколько официальные цели таких заходов соответствуют реальным, покажут лишь время и объективные данные российской разведки.
Тем временем успешно отстрелявшийся «Вышний Волочек» ложится в дрейф для «разбора полетов», а «Орехово-Зуево» берет курс на Севастополь и дает полный ход. На скорости 25 узлов вода за кормой вскипает, расходится гигантской пенной воронкой и укладывается в кильватерный след.
Иногда то по правому, то по левому борту парами выныривают дельфины — почетный черноморский эскорт, сопровождающий нас до самой базы.
*Террористическая группировка, запрещенная на территории России.
Андрей Станавов