Русские Вести

Размышления о новом роде войск


Во первых строках своего письма (с) ... душевно поздравляю военного эксперта Владислава «Рамзая» Шурыгина, нещадно избиваемого с весны 2022-го года Telegram-тусовкой парамилитарного назначения с различной степенью компетентности. От нулевой, до около ... Речь идёт о дирижаблях (аэростатных системах), способных выполнять кучу полезных вещей по укреплению обороноспособности нашей богоспасаемой. Читаем восторженный вопль «Рамзая», своим «нудением» на протяжение полутора лет сумевшего обратить внимание на гигантскую прореху в небе России:

«... бюрократическая стена пробита! Принято решение о запуске масштабной программы разработки и создания воздухоплавательных систем! Поздравляю всех, с кем мы вместе много месяцев пробивали эту брешь! И, в первую очередь, Сергея Бендина, руководителя Московского отделения комиссии по воздухоплаванию Русского географического общества, директора КБ Дирижаблестроения «Аэросмена»
Теперь переверну монетку аж целых два раза, добавив к упрямству немногочисленных соратников Владислава Шурыгина несколько объективных моментов, явно весящих не меньше медийных призывов возродить распущенный в 1999-м году Вольский воздухоплавательный Центр (Саратовская область) и одноимённый Институт. Остатки филиалов Центра и военные воздухоплавательные отряды методично добивали до 2007 года, лишь через девять лет в составе Генштаба создав специальный отдел, где письменные столы пилотировали несколько офицеров без материальной базы, надеясь на финансирование некой Концепции «Развития боевой воздухоплавательной техники», рассчитанной до 2025 года. Тщетно...

Пара слов о самом Вольском Центре, созданном в 1957-ом, ушедшим далеко вперёд за сорок лет существования, обогнав всех мировых конкурентов. Поскольку помимо разведывательных дирижаблей, кои янки надували сотнями – имевшим целых пять эскадрилий боевых аэростатов. Для гарантированных и безнаказанных ковровых бомбардировок вне зоны радиолокационных полей супостата. Вольский Институт разработал более пяти десятков аэростатных систем всех типов назначения, от метеорологических – до ПВО и РЭБ.

Так вот, мощным толчком для запуска программы воздухоплавательных систем России считаю решение китайского руководства, объявившего 23 ноября о создании нового (пятого) вида войск в составе НОАК. Под названием «Командование Ближнего Космоса», теперь уже равнозначного с сухопутной Армией, военно-морским Флотом, Военно-Воздушными и Ракетными Силами. Боевые задачи нарезаны следующие: занятие и удержание за силами НОАК «оспариваемой зоны нижней границы космоса и стратосферы, имеющих решающее значение для влияния на исход будущих сражений», конец цитаты.

Силы Ближнего Космоса (СБК) вобрали в себя люто секретный Национальный университет оборонных технологий (провинция Хунань) и уже на сегодняшний день располагают солидной материальной базой. На очереди принятие на вооружение беспилотников на солнечных батареях, разведывательных аэростатов высоких широт, ударных и оборонительных платформ. Китайские товарищи не стали напускать тень на плетень, честно признались:

«формируемые подразделения СБК не достигли зрелости, поскольку боевые действия в ближнем космосе не стандартизированы, требуют создания огромной научно-исследовательской и научной базы для понимания сути боевых действий и контуров управления в столь непривычной среде».

Кстати, одну великую тайну удалось выведать, китайцы все комплексы гиперзвука (действующие и перспективные вместе с институтами-разработчиками), находящихся в распоряжении прочих видов войск, – передадут под управление Сил Ближнего Космоса.

И вообще, всё ракетное, что летает со скоростью в пять раз превышающей скорость звука, действующее на расстоянии более 100 километров от Земли. Многое в разработке, особенно системы «стратосферной ПВО/ПРО», но логика понятна: именно Командование СБК будет наносить удары по наиболее защищённым военным объектам супостата, вплоть до упреждения. Именно поэтому китайская официальная пресса сообщает суровым голосом, что «при выборе командующих для приоритет будет отдаваться лицам с безупречными навыками принятия решений и глубоким пониманием международной стратегии и национальной политики». Но это не всё...

Итак, не успели китайские военные почесать под фуражкой, «проблемой ближнего космоса» немедленно озаботились ... в Индии. 11-го декабря издание «The Times of India» вышло с немного скомканной и судорожной информацией: Правительство страны срочно приняло восьмилетнюю программу (!) по военному освоению ближнего космоса. Запустив на максимально допустимые и низкие околоземные орбиты ... не менее сотни спутников для нужд Армии.

Так же будет создано Космическое Командование (пока в составе ВВС Индии), для проведений наступательных и оборонительных операций «в ближнем и дальнем космосе». Процесс объединения Командований в полноценные ВКС произойдёт в ближайшее время, как будет согласован список государственных и частных компаний, ответственных за амбициозный проект.

Пояснительная бригада. Почему в Китае с Индией разный подход к организации своих ближнее-космических войск. Итак, НОАК захотела создать «вид войск», новый. «Вид Вооружённых Сил» – это составная часть ВС, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения задач в строго определённой среде (суша, море, воздух). В логике китайцев – Ближний Космос является новой «средой», пролегающей от верхнего потолка боевой работы ВВС (тропосфера, 0-20 км от поверхности Земли) и до начальных рубежей термосферы (80-700 км от поверхности Земли). Вот схема:

Индийцы (как и мы) рассматривают своё Космическое Командование «родом войск» (родом оружия), составной частью «вида Вооруженных Сил», отличающихся своим вооружением, техникой, структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач во взаимодействии с другими родами войск. Раньше «родом оружия/войск» на земле считались пехота, кавалерия и артиллерия, сегодня номенклатура куда шире, в тех же Сухопутных Силах есть рода войск: мотострелковые, танковые, ракетные и артиллерии, специальные и отдельные службы (разведывательные, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты и связи). Что эффективнее в организации, если мы говорим Силах Ближнего Космоса НОАК или Космическом Командовании Индии?

Ответ очевиден – кому как удобнее, у кого какие традиции и способы организации Вооружённых Сил. Но китайцы специально разделили Космос и воздушное пространство для авиации, поместив между ними новый вид войск, поскольку так называемая «природная среда» здесь особая, требующая особых научно-технических приёмов её освоения. Как результат – особого военного контроля и способов ведения боевых действий. Индийцы пошли нашим путём, замыслив создание общих Воздушно-Космических Сил, включив туда ВВС, спутниковые группировки разных высот, аэростатные соединения.

Гонка

Отстаём, дорогие товарищи. Годика эдак ... с 2015-го, когда именно Индия первой включила ревун «стратосферной тревоги», узнав об успешных испытаниях НОАК гелиевого стратосферного дирижабля «Yuanmeng». Хотя Пекин всячески позиционировал проект с намёком на доминирование и «вершину пищевой цепочки» в борьбе с авианосными соединениями янки, истерика случилась почему-то у Нью-Дели. Сообразившем: огромный цилиндр, заполненный 18-ю тысячами кубометров гелия и оснащённый солнечными батареями способен нести не только заявленные «приборы для разведки». А выступать платформой единого контура управления, наведения, даже нанесения безнаказанных ударах в том же спорном Тибете.

А уж насколько осложнится жизнь любых ордеров ВМС в морской среде – так вообще тушите свет. Аэростаты «Yuanmeng» изначально позиционировались НОАК «стратосферными командными центрами», куда стекается вся информация с береговых РЛС, спутниковых группировок, подводных и надводных сил Флота, всех пилотируемых и беспилотных систем ВВС. Такая система управления и командования в разы сокращает «цепочки отдачи приказов», создаёт динамичную (непрерывную в реальном времени) и полноценную картину на огромном морском театре боевых действий. И сухопутном тоже, особенно в сложных горных ТВД.

Чем ответили индусы? Правильный ответ – как не в себя начали закупать израильские привязные аэростатные комплексы от компании Rafael. За 2015-2016 гг. завесили границу в штате Пенджаб десятком огромных воздушных шаров нескольких типов с мощной радиоэлектронной периферией на гондолах. «Смотрящих» не только вниз, но и в стратосферу.

Параллельно индийское Правительство приказало своим военным закрыть лавочку с импортными аэростатами до 2018-го, представив на утверждение суверенное оборудование и системы. Разработкой всего этого уже много лет занималась «Организация оборонных исследований и разработок» (DRDO) Минобороны, подрядчиком выступил научно-производственный гигант «НИИ Воздушных Систем» (ADRDE) со своими десятками предприятии/лабораторий.

На сегодня известно о дюжине собственных «аэростатных радарах» ВВС Индии и шести производства Израиля, каждый аппарат напичкан электронно-оптическими датчиками, видеосистемами, аппаратурой РЛС/РЭБ/РТР. Базируются они в штате Пенджаб, испытывают на боевом дежурстве лютые проблемы с перепадами температур, ветрами и прочими прелестями высокогорного экстремального климата. Но с 2020-го года индийцы влили в аэростатные привязные системы ... более $8 млрд. Мало того, смогли привлечь немало инвесторов, поскольку военная отрасль воздухоплавания даёт кучу очень выгодных проектов: коммерческие аэродинамические системы, новые ткани и наипрочнейшие кабель-тросы с оптоволоконными и электропроводящими сердечниками, системы наземного обслуживания.

Когда индийцы с китайцами схлестнутся в стратосфере? Нескоро, поскольку ВВС Индии отказались от гелиевых огромных дирижаблей даже в разработках, прописав в единой Доктрине национальной безопасности исключительно оборонительную концепцию. Во-первых, привязные аэростатные системы должны создать единую систему ПВО страны с опорой на круглосуточное дежурство разведывательных БпЛА типа «Фалькон АВАКС» с системами дальнего радиолокационного обнаружения и управления. И упомянутую выше спутниковую группировку сюда же плюсуем. Дёшево и сердито.

Справка. Что означает привязная аэростатная система ПВО Индии? Если брать открытые данные, то это воздухоплавательные аппараты с полезной нагрузкой в две с половинной тонны. Подъём самой разной «начинки» они способны осуществить на высоты до 4 600 метров, но штатный режим после долгих экспериментов и аварий установлен ровно в тысячу метров, в хорошую погоду – не выше двух тысяч. Есть стандартизированные блоки аппаратуры для «высотных платформ» (аппаратура РЛС/РЭБ/РТР), что позволяет иметь тотальный контроль наземного и воздушного пространства диаметром в две тысячи километров от верхней точки подвеса аэростата, заменяя около тридцати наземных РЛС. Экономия просто фантастическая.

Так важно?

Многие парамилитарные эксперты, в своё время потешающиеся над «Рамзаем» сотоварищи, пропустили важный технологический момент зарождающейся новой концепции – ведущие НИИ Китая, Индии, Израиля, США, Ирана и ряда других стран уже несколько лет как «охладели» к беспилотным летательным платформам, скажу больше – считают аэростатные системы альтернативой многим типам БпЛА и военно-транспортной авиации. Причины понятны даже домохозяйке: огромная грузоподъёмность, неуязвимость перед подавляющим числом общемировых средств ПВО, почти неограниченное полётное время.

Вольский воздухоплавательный Центр показал наглядно на рубеже тысячелетий, что специальный дирижабль, оснащённый тонной аппаратуры ... способен месяц курсировать на высоте 40 километров, ведя несколько мониторинговых миссий одновременно. То есть, выполняя работу целых авиационных соединений с привлечением огромных наземных сил объективного наблюдения, разведки и контроля. Для огромной и протяжённый страны такое подспорье остро необходимо. Как в охране границ, так и на удалённых ТВД, где нет высокотехнологичных систем ПВО/ПРО воздушного базирования.

Пара слов о наших заклятых партнёрах, янки ещё в 2014-ом запустили программу разработки и постройки нескольких «крыльев» из боевых дирижаблей. Цель – создание непроницаемой системы ПРО над позиционными районами базирования своих ядерных сил, крупнейших военно-морских баз и Вашингтона. Аппараты там двух типов, первый является большим секретом и является боевой платформой для противоракет «воздух-воздух», второй оснащён самыми совершенными радарами системы JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System).

И позволяет «видеть» даже самые низколетящие боеприпасы и малоразмерные летательные аппараты на удалении полтыщи вёрст от охраняемого объекта. А третий тип аэростатных систем давно в серии, речь идёт об успешно испытанных в Ираке привязных аппаратах «MARTS» для ретрансляции «боевой связи» в радиусе двухсот километров. Создавались они в спешке, когда Корпус морской пехоты США начал нести потери во время нападений повстанцев на радиовышки связи и наземные пункты ретрансляции сигналов.

«MARTS» в 2005-ом смог висеть над заданным районом две недели, выдерживал скорость ветров до ста километров в час, дозаправка на земле занимала всего три часа. Сегодня секретный воздухоплавательный Центр в Мэриленде постоянно испытывает новые аэростаты данного типа, некоторые уже включены в систему общей охраны Мексиканского Залива и Южной Аризоны. Они оснащены РЛС, есть инфракрасные датчики, некоторые несут пока неизвестные «оружейные и ракетные системы». А после появления над нашей сирийской базой Хмеймим некоего «боевого пузыря», якобы средствами РЭБ «давившем» радиоуправляемые боеприпасы бармалеев – янки объявили тендер на разработку подобной системы для Корпуса морпехов.

Сокрушаясь постоянно (после драп-марша из Афганистана), что в распоряжении американских бравых вояк не было большегрузной флотилии транспортных дирижаблей, способных через перевалы перебрасывать танки, артиллерийские системы и тонны снабжения. Именно поэтому якобы янки утратили возможность полностью контролировать южные провинции Афганистана, позволяя в зимнее время талибам невозбранно накапливать силы и снаряжение для свержения официальных властей Кабула.

Сегодня, по туманным сообщениям специальной военной прессы англосаксов – разработки подобных «транспортников» идут полным ходом, техническое задание – переброска воздухом целого взвода танков «Абрамс». Вопросом занимается знаменитое «Агентство передовых оборонных исследовательских проектов армии США» (DARPA), известно о движущемся проекте сверхтяжелого гибридного дирижабля «Walrus» грузоподъемностью до тысячи тонн. Аппарат будет тяжелее воздуха, но способность парить приобретёт за счёт огромных крыльев, монтируемых на «гирлянду» газонаполненных оболочек.

Данный монстр, согласно реляциям DARPA, способен будет преодолеть 22 тысячи километров за неделю, расход топлива на взлёт ему потребуется не более, чем палубному многоцелевому истребителю. Несколько подобных гибридных аэростатов типа «баллон-крыло» разрабатываются в Китае, а у янки готов к испытаниям (как Пентагон соблаговолит глянуть) экспериментальный проект частной корпорации «Hunt Aviation Corp.», некий гибрид планера и дирижабля, которому не нужно горючее.

Если подвести черту под изысканиями наших заклятых партнёров, то можно утверждать: уже налажено мелкое серийное производство небольших дешевых дирижаблей и привязных аэростатов, на подходе крупногабаритные транспортные, способные находиться в воздухе неделями. Второе направление, тоже близкое к смотринам военного ведомства – крупные разведывательные и ретрансляционные «пузыри», способные оставаться на границе стратосферы (20-25 километров от поверхности) месяцами. Их планируют сделать «глазами» авианосных групп, на Гуаме уже строят соответствующую инфраструктуру.

Командованию Космических войск США тоже есть чем похвастать, ещё в 2015-ом прошли успешные испытания мини-аэростата «Combat SkySat Phase I» компании «Space Data Corp.» Заданный техническим заданием потолок в 21 километр аппарат не достиг, это было названо «избыточным и опасным усилием». Но с другой задачей учений (обеспечение дублирующих систем связи между наземными частями, командованием воздушной поддержки и патрульными истребителями) – выполнил с блеском.

Попутно «вскрыв» все размещённые в Аризоне радары и системы воздушного и наземного контроля/управления. Устойчивую связь с ударным звеном истребителей F-22 аппарат держал на расстоянии трёхсот кэмэ, безошибочно выводя их на обнаруженные цели. Ни одна американская система ПВО/ПРО экспериментальный пузырь «Combat SkySat Phase I» не обнаружила, что интерес к разработке «сверхвысотных невидимок» подстегнуло неимоверно, несколько корпораций и концернов наперебой начали предлагать Пентагону один проект за другим. От сверх-дирижабля мобильной связи «Stratellite», способного обеспечить беспроводной связью тысячи «боевых планшетов» на территории 800 тыс. кв. км – до уже проходящего сегодня испытания «суборбитального центра наведения ВВС» на высотах около 80-ти км.

Потому и начали так спешить китайцы, кратно увеличив запуски своих воздушных шаров, с одним из которых бравые янки валандались не так давно с огромным позором. Всё дело в том, что пересекать воздушное пространство чужого государства можно только по границе ближнего космоса, где кончается любой узаконенный ООН национальный суверенитет. Как раз те искомые 80 километров, хотя сбить аэростатную систему даже на высоте 40 ... задача посильная разве что русским ВКС. Если обнаружат, конечно.

Именно поэтому что китайцы, что американцы своим разработчикам ставят задачу о минимизировании металлических компонентов в конструкциях дирижаблей. Дабы как можно быстрее заполнить «слепое пятно» или промежуточную нишу между наземными средствами наблюдения/слежения и орбитальными спутниковыми группировками. Ни самолёты, ни БпЛА дальнего действия с задачей не справляются, их услуги влетают в копеечку. Тем более после того, как появились малоразмерные «умные дроны», способные обманывать лучшее в мире ПВО – разработки всевидящих небесных глаз небывало ускорились. Пробившись даже через бетонную стену русской бюрократии. Вот что значит получить БпЛА в зеркала «Москва-Сити»...

Преимущества

Сказать о великом будущем аэростатных систем придётся. Первый признак этого процесса налицо – умеющие считать деньги янки, китайцы и уж тем более евреи с индусами тому яркое подтверждение. Дирижабли – это очень дорогие и высокие технологии, окупающие себя мгновенно. Даже самые безумные экспериментальные разработки не подстёгиваются окриками из военных ведомств, любой бизнесмен понимает цену патентам на композиционные материалы, способные удерживать сверхтекучий гелий.

Каждая характеристика таких полотен (стойкость к низким температурам, солнечной радиации, перепады влажности) – это миллиарды отчислений в будущем. Чуть дешевле продаются технологии изготовления кевларовых компонентов для стойкости к физическим повреждениям и поражающим элементам. Или легкие композиты, заменяющие в конструкции аэростатных систем металлы, подверженные после соприкосновения с озоном больших высот небывалой коррозии. И являющиеся РЛС-нейтральными.

Строительство дирижаблей выгодно с военной точки зрения, поскольку подобные разведывательные и теперь уже ударные платформы неуязвимы для любых средств ПВО/ПРО на высотах 40-50 километров, их удаётся обнаружить разве что случайно. Стоят аэростатные стратосферные системы в десятки раз дешевле, нежели крупные БпЛА-разведчики, самолёты ДРЛО и спутники, аппараты могут находиться в полёте месяцами без дозаправки/подзарядки и расходов на дорогой в содержании обслуживающий персонал.

А когда в США и Китае пойдут серии пилотируемых «дирижаблей-челноков» для связи, ремонта и замены оборудования (даже противоракетного вооружения) с крупными стратосферными собратьями – эксплуатация станет ещё дешевле и привлекательнее при дефицитах военных бюджетов.

США уже обсуждают отмену модернизаций некоторых серий своих «Аваксов», ожидая им на смену аэростаты и дирижабли, готовят дублирующие системы беспроводной связи/управления на случай войны в космосе с уничтожением орбитальных группировок. Так же планируя размещать на аэростатных системах аппаратуру подавления систем наведения как самолётов потенциального противника, так и ракет. В качестве самозащиты, что сделает «боевые пузыри» вообще неуязвимыми. А это другой уровень военного планирования ... как бы.

Выводы

Не знаю, какими именно аэростатными системами займутся в первую очередь наши инженеры – но сегодня существует просто дикая потребность в серийных, многочисленных и унифицированных привязных аэростатах. По образу и подобию показанного ещё двадцать лет назад УАН-400 с комплексом радиолокационного наблюдения и связи «Кордон-2». Дешёвая и очень полезная штука: объем аэростата с тремя стабилизаторами - 400 кубометров, полезная нагрузка - 120 кг, высота подъема - 1200 м. Аппарат опускается и поднимается из кузова грузовика «ГАЗ-66» с помощью лебедки, способен засекать любые движущиеся (вплоть до идущего человека и самого тихоходного дрона) и неподвижные объекты на расстоянии 40 км.

С приснопамятного авиасалона МАКС-2005 (кажется, там видел) техника далеко вперёд шагнула, оснастить даже такие аэростаты более «глазастыми» средствами обнаружения и слежения, да хоть системами контрбатарейной борьбы – дело нехитрое, компетенции в Туле и на «Чкаловском» точно сохранились. А уж как нужны системы беспроводной аэростатной радиосети на фронте, раздающие «боевой интернет» и закрытую связь – об этом не только упомянутый Владислав «Рамзай» Шурыгин язык стёр – каждый второй комбат и ротный с «передка» в интервью с болью говорят.

Были же «Барс» и «Рысь» в самом начале нулевых, висели показательно на высотах до двух километров и «качали сетку» для тысяч пользователей. Не вспоминаю даже о стратосферном дирижабле «Беркут», бывшим полноценной телекоммуникационной платформой. Мог на высоте 20 километров полгода висеть, раздавая сигнал на площадь от 200 до 500 тыс. кв. км. Или боевые дирижабли «Пума» с «Ягуаром» наших компаний «Авгуръ» и «РосАэроСистемы» как нужны сегодня, способные вскарабкаться на высоту в пять вёрст и выдерживающие самые лютые тропические ураганы выше 12 баллов по шкале Бофорта. С полезной нагрузкой в две тонны-то!

Одним словом ... скрещиваем пальцы и ждём первых практических шагов нашей возрождаемой воздухоплавательной отрасли. Теперь военная бюрократия, просто уверен, погонит изобретателей с инженерами палками и «длинным рублём», поскольку позиционный тупик сегодня можно преодолеть (в том числе) только боевыми аэростатными системами.

Неуязвимыми для зенитных ракет, просвечивающих поле боя насквозь всеми возможными средствами обнаружения/слежения/наведения. Дабы прекратить толкотню вражеского ударного и разведывательного беспилотья над позициями и ближнем тылу. За создание простого в эксплуатации серийного, дешёвого, устойчивого к повреждениям аэростата – Звезду Героя не жаль, а если появятся над стратегическими объектами в нашем дальнем тылу летающие месяцами беспилотные РЛС-посты ПВО – на руках героев будем носить.

Мы опережали американцев (о китайцах вообще не было слышно тогда) в конце 1990-х по всем аэростатным системам, таков был могучий задел советского наследия в сфере воздухоплавания. Имели лучшие ткане-плёночные материалы для оболочек аэростатов и дирижаблей, передовые технологии по автоматизированному их раскрою, самые революционные и принимающие спутниковый сигнал металлизированные покрытия, размещаемые на верхней полусфере летательных аппаратов и тд.

Теперь много придётся навёрстывать, «импортозамещать», поскольку даже дружественный Китай нам здесь принципиально не станет помогать, обеспечивая своему новому виду войск Сил Ближнего Космоса стратегическое преимущество. И насыщая Сухопутные Силы батальонами резервной «аэростатной беспроводной связи», по слухам – способной сохранить полную управляемость НОАК и структур власти в Армагеддоне всекитайского «блэкаута» с отключением всех энергоисточников на материке.

Засим откланиваюсь, «Рамзая» сотоварищи ещё раз поздравляю за придание ускорения давно назревшим вопросам обеспечения обороноспособности России. Коллективными усилиями бойцов и тыла разломали бюрократические рогатки в вопросе ударных беспилотников, теперь дело двинулось (очень надеюсь) в аэростатных системах. Верно о русаках говорят: долго запрягают, да скачут борзо, не остановить. Так победим! Доклад закончил, честь имею.

Источник: dzen.ru