Глава ЦНИИточмаш Дмитрий Семизоров о новых системах для боевой экипировки
ЦНИИточмаш продолжает работы по развитию «Ратника». О том, какие новые системы могут быть включены в боевую экипировку в ближайшее время, рассказал в интервью ТАСС генеральный директор ЦНИИточмаш Дмитрий Семизоров.
Противоминная обувь
«Мы рассматриваем включение в «Ратника» противоминной обуви, которая спасет от противопехотных мин. Кроме того, мы рассматриваем возможность размещения в этой обуви датчиков обнаружения мин, а также возможность размещения в обуви или где-то в экипировке системы подавления минных полей», – сообщил Дмитрий Семизоров.
По его словам, такая обувь на сегодняшний день уже существует. В настоящий момент ведутся работы над тем, чтобы сделать ее более эргономичной, удобной и легкой. «Пока, конечно, у нее здоровенные подошва и каблук», – добавил глава ЦНИИточмаш.
Маскировка в инфракрасном диапазоне
«С развитием систем наблюдения и обнаружения целей недостаточно спрятать солдата в видимом диапазоне, необходимо прятать его, например, в инфракрасном диапазоне», – отметил Дмитрий Семизоров.
Уже созданы ткани, которые защищают солдата от обнаружения в инфракрасном свете, — они блокируют излучаемое от тела тепло. Бойца в экипировке с такой тканью ночью в поле вертолет практически не видит.
Электронные очки
Картинка появляется на стекле таких очков путем проецирования. На очки выводится любая информация как на обычный монитор – это могут быть сигналы управления, карта местности, прицельная марка оружия. При этом, очки способны учитывать дальность до цели, скорость и направление ветра и т.д.
«Солдат видит две картинки: одну реальную – через прозрачное стекло очков своими глазами, вторую – спроецированную. Могу привести пример с лобовым стеклом машины, на котором могут отражаться предметы из салона, – вы видите их отражение, но оно вам не мешает управлять транспортным средством», – пояснил глава ЦНИИточмаш.
Данные очки уже испытывались с оружием. «В ходе демонстрации на полигоне находился боевой робот с системами прицеливания и оружием, а солдат с электронными очками оставался в укрытии. Система прицеливания робота осматривала поле, находила там цель, и прицельная марка прицела ложилась на цель. Картинка с прицела при этом проецировалась и на защитные очки солдата, находящегося в укрытии, и на экран для зрителей. Робот выполнил практическую стрельбу и поразил цель», – рассказал Дмитрий Семизоров.
Автоматические жгуты для перетягивания раненых конечностей
«Мы сотрудничаем с компанией, которая уже представила первую куртку с системой жгутов. На сегодняшний день они включаются в ручном режиме, но заставить их работать автоматически с помощью датчиков, определяющих психофизиологическое состояние человека, – не сложная задача», – отметил Дмитрий Семизоров.
По его словам это одна из очень важных систем экипировки. «Есть такой термин «золотой час», показывающий промежуток времени, который проходит с момента ранения и до гибели 90% раненых. По статистике, длительность «золотого часа» составляет 43 минуты, поэтому так важно быстро оказать первую помощь в полевых условиях, а остановка кровотечения – это первый из этапов», – отметил он.
Автоматические жгуты представляют собой пластиковую или металлическую ленту, вшитую в одежду и подсоединенную к небольшому электромотору. При получении соответствующей команды она начинает утягиваться до определенного уровня, например, до отсутствия пульса. По словам Дмитрия Семизорова, сегодня эта система реализована, хотя и подлежит доработке.
Экзоскелет
Экзоскелет позволит солдату нести более тяжелые вещи, применять оружие, обладающее повышенной отдачей, при чем использовать его одной рукой. Таким образом, главная задача экзоскелета – повышение силы солдата, его выносливости и скорости.
В движение экзоскелет приводят электродвигатели. «Это непростые электродвигатели, которые должны максимально быстро реагировать на все движения твоего тела, перестраиваться из вращения в одну сторону на вращение в другую сторону. Такие двигатели есть, но пока в стране у нас их не делают, но разработки такие ведутся, и я абсолютно уверен, что такие работы будут сделаны», – рассказал Дмитрий Семизоров.
По его словам, предприятие уже создало опытный образец такого скелета – сложно структурированную титановую конструкцию. «К этому экзоскелету пока не присоединены двигатели. Но где они должны быть – места в конструкции – и какие требования нужно к этим двигателям задать, мы знаем, и мы их задали разработчикам. Как подвести к ним электричество, тоже знаем», – отметил он.
Для таких электромоторов нужен компактный мощный аккумулятор. Однако вопрос создания такой батареи не решен еще нигде в мире. «Поэтому в принципе применение экзоскелетных конструкций в ходе боя пока военными не рассматривается. Сейчас они ждут хороших предложений от разработчиков и производителей», – пояснил Семизоров.
Бронезащита
«Шлем у нас, наверное, лучший в мире – при максимальной площади защиты (порядка 30 дециметров) он весит всего 1 кг. Это позволяет солдату и разместить дополнительные приборы, и не перегружать шею. Подтулейная система на этих шлемах сделана таким образом, что ослабляет удары не только низкоимпульсные, например удары палкой по голове, но и высокоимпульсные – попадание пули или осколка», – рассказал глава ЦНИИточмаш.
Экипировка «Ратник» также снабжена одним из самых больших в мире по площади защиты бронежилетом. «Мы стреляли по нему из СВД бронебойными пулями (патрон 7,62 на 54) с дистанции 10 м, одна пластина выдерживает десять попаданий. Когда пластина после испытаний была осмотрена и проведен анализ контузионных повреждений, стало понятно, что солдат в состоянии продолжать после этого ведение боевых действий. Гематомы у него после СВД, конечно, будут, но ребра останутся целы, отбитых внутренних органов тоже не будет», – рассказал Семизоров.
«Ратник» также обладает усиленными вариантами защиты – к бронежилету прилагается дополнительная защита боков корпуса, а также противоосколочная защита плеч, рук и паховой области. При необходимости для дополнительного усиления защиты есть комбинезон из специальных арамидных ткаей, который скрывает почти 100% тела от осколочного поражения.
В «Ратнике-3» бронезащита будет легче по весу при сохранении всех свойств путем применения новых материалов. Сейчас экипировка весит 24 кг. По прогнозам масса будет снижена до 20 кг.