Американцы первые начали
Милитаризация космоса – это чисто американская идея, которую в дальнейшем просто подхватили другие государства и, прежде всего, Советский Союз. В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, а США спустя четыре года уже применили метеорологический спутник DMSP (Defense Meteorological Satellite Program) для планирования авиаударов в Индокитае.
Впервые американцы задумались о создании противоспутникового оружия ещё до запуска первого в мире спутника – в 1956 году. Для своего времени это была настоящая научная фантастика. Пентагон планировал создать орбитальное устройство, способное выводить из строя себе подобных на орбите. Это, напомним, при том, что сами американцы ещё даже не запустили обычный спутник в космос. Машина, существующая исключительно в теории, именовалась SAINT (SAtellite INTerceptor) и должна была доставать вражеские объекты на высотах до 7400 км. Бортовым тепловизором SAINT делал снимок и пересылал его для идентификации на Землю. В течение 48 часов спутник-инспектор сопровождал цель в ожидании команды и при подтверждении ликвидировал её. О том, каким образом должен был SAINT уничтожать цель, до сих пор нет точных данных. Естественно, технологический потенциал Соединённых Штатов в 50-60-х годах не был способен вытянуть такой проект и в 1962 году его тихо прикрыли.
Гораздо проще уничтожать космические аппараты по принципу «из пушки по воробьям» – ядерным зарядом по орбитальным просторам, где предположительно висит/пролетает спутник. И первое боеготовое оружие против спутников у американцев появилось в декабре 1962 году. Тогда прошли испытания системы Program 505, оснащённой противоракетой-перехватчиком Nike Zeus DM-15S без ядерной боеголовки. С атолла Кваджалейн ракета поднялась на высоту 560 км и поразила условную цель. В боевых условиях каждая ракета несла бы ядерный заряд в 1 мегатонну и гарантированно выводила из строя в ближнем космосе все объекты противника – баллистические ракеты или спутники. Program 505 просуществовала до 1966 года, пока её не заменила более совершенная противоспутниковая система Program 437. В основе концепции применения лежала баллистическая ракета средней дальности Thor, которую переоборудовали для борьбы со спутниками. К слову, в Советском Союзе противоспутниковая оборона оформилась только к марту 1967 года с созданием Управлением командующего Войсками противоракетной и противоспутниковой обороны. К тому времени ведущие державы запретили ядерное оружие в космосе, что серьёзно осложнило перспективы соответствующих технологий.
Советская Армия должна была адекватно отвечать американцам, оформившим к середине 60-х годов определённый приоритет в борьбе со спутниками. Так появился космический аппарат «Космос-248», стартовавший в космос 19 октября 1968 года. За 248-й моделью последовали ещё два аппарата, ставшими первыми противоспутниковыми «камикадзе». Теперь Советский Союз получил возможность уничтожать неугодные объекты на высотах от 250 до 1000 км. Правда, до сих пор ни одна страна в мире этим официально не воспользовалась. Только в 2009 году российский отслуживший своё спутник насмерть столкнулся с рабочим орбитальным аппаратом NASA. Американцы намекают, что всё случилось преднамеренно, но попробуй докажи – ЧП случилось на такой значительной высоте.
Ключевая уязвимость
Почему вообще спутники стали объектом нападок себе подобных инспекторов? У американцев с давних времён на космические объекты завязано очень многое – эшелон системы предупреждения о ракетной атаке, спутниковая связь, ретрансляция, разведка и, наконец, навигация. До определённого момента СССР и Китай к американской спутниковой угрозе, конечно, относились с вниманием, но не переоценивали. Однако в Персидском заливе в 1991 году спутники научились наводить авиацию на противника и транслировать это чуть ли не в прямом эфире. На тот момент адекватно отвечать американской спутниковой угрозе могли только китайцы и они развернули настоящую «холодную войну» в космосе. Прежде всего, это была война за обладание информацией. Китай организовал внутри космической программы два магистральных направления – C4ISR и AD/A2. В первом случае – это программа сбора информации, управления, контроля, связи и вычисления посредством группы спутников и наземной инфраструктуры. Проще говоря, продвинутая система космической разведки. Второе направление AD/A2 (Anti-Denial/Anti-Access) уже настроено на оборону от вторжений, а также на целеуказание для собственных сил. В частности, в 2007 и 2008 годах китайцы провели кибератаки на спутники Геологической службы США Landsat-7. Аппараты удалось на 12 минут выключить, но перехватить управление так и не получилось.
Пентагон, в свою очередь, в первые годы XXI века уже полноценно подсел на GPS-позиционирование своих ударных сил, что во многом и предопределило дальнейшее развитие событий. Китай и Россия, как потенциальные противники, решили использовать это в своих интересах и организовали ассиметричный ответ. Всё было и есть очень просто – выбейте у противника его ключевое преимущество, и он ваш. В данном случае военные спутники критически важны для Пентагона. Есть мнение, что американцы без GPS воюют не очень.
В этой истории противоспутниковые космические аппараты или «assassin satellites» впервые в Китае начали разрабатывать в начале 2000-х годов. Россия подключилась к борьбе спустя десятилетие. Уже в 2008 году пилотируемый Shenzhou-7 выпустил в космос спутник-инспектор BX-1. Всё бы ничего, но основным его предназначением был осмотр китайских космических аппаратов на предмет повреждений и неисправностей. BX-1 умеет фотографировать себе подобных на орбите – а это для американских военных подобно ужасу.
Спустя пять лет, в 2013 году, Китай отправил новую модель Shiyan-7, которая может проводить простейший ремонт и даже изменять орбиту других спутников. Это, конечно, была официальная версия. На самом деле потенциально этот аппарат способен легко разделаться практически с любым космическим объектом.
Ещё через три года, в 2016 году, Пекин анонсировал орбитальный мусорщик с большой клешнёй. Этим приспособлением аппарат просто отталкивает лишние, по его мнению, космические объекты в сторону Земли. Для верности направление выбирается на океанские просторы. Вполне понятно, что в случае обострения аппарат может также «скидывать» с орбиты на Землю и вражеские спутники. Но формально все эти китайские новинки нельзя было напрямую назвать противоспутниковым оружием – всё-таки они имели гражданскую сущность.
А вот успешное уничтожение в 2007 году метеорологического спутника Fengyun баллистической ракетой средней дальности всё расставило на свои места. Множество стран, в том числе США, Великобритания, Канада, Южная Корея, Япония и Австралия, обвинили Пекин в развязывании «звёздных войн». Китай в ответ через семь лет уже преднамеренно запустил на орбиту спутник-мишень и сбил его с Земли. Но и это ещё не всё. Как утверждает американская разведка, Китай обладает технологиями ослепления разведывательных спутников с помощью лазеров. Более мощные установки способны выводить из строя космические аппараты. Пентагон не исключает, что подобные технологии существуют и в российской армии.
Ответ Пентагона
В 2016 году в США вышел доклад «Война с Китаем. Мыслить немыслимое» небезызвестного центра Research and Development Corporation (RAND), в котором описали гипотетический сценарий войны с Китаем. В 2025 году Китай, широко используя свой космический потенциал, совершенно точно не уступит Соединённым Штатам, поэтому говорить однозначно об исходе событий нельзя. Аналогичные расчёты для 2015 года показали в этом случае уже полное американское доминирование во всех сферах. Доклад RAND вызвал немалый переполох у американского истеблишмента.
В 2018 году Трамп анонсировал, а в декабре 2019 года ввёл в строй Космические силы в роли шестого независимого вида вооружённых сил США. При этом главными противниками были назначены Россия и Китай как главные разжигатели «звёздных войн». В одном из документов оборонной стратегии Соединённых Штатов от 2020 года можно увидеть следующее:
«Китай и Россия используют космос в военных целях, чтобы снизить боевую эффективность США и их союзников и бросить вызов нашей свободе действий в космосе. Быстрое наращивание коммерческой и международной деятельности в космосе ещё больше усложняет обстановку в космическом пространстве.»
Надо сказать, что каких-то значимых достижений по противодействию китайской космической угрозе новые Космические силы не обнаружили. Но, во-первых, времени прошло не так много, а во-вторых, все карты спутала пандемия. Одним из важнейших событий должен стать запуск 150 спутников слежения за гиперзвуковыми ракетами России и Китая. Планируют полностью вывести группировку к 2024 году.
Американцы привлекают к борьбе за космос и своих давних партнёров. Так, большие надежды возлагают на японскую квазизенитную спутниковую систему QZSS, которая в состоянии держать под контролем весь Азиатско-Тихоокеанский регион. У японцев в прошлом году под этим соусом появилось собственное военно-космическое подразделение ВВС. На первых порах там служит 20 человек, но штат неуклонно будет расширяться.
«Звёздные войны», похоже, становятся всё более реальными. Увеличивается как количество стран, входящих в клуб космических держав, так и расширяется арсенал. А это значит, что растут шансы непредсказуемых столкновений государственных интересов не только на суше, воде и в воздухе, но и на орбите. И исход таких происшествий сложно предугадать.
Евгений Фёдоров