Русские Вести

Прецизионная «Точность»: какой будет российская винтовка снайперской элиты


В России за последние 20 лет была принята на вооружение целая линейка подобного рода оружия: СВ-98, ОСВ-96, ВССК и так далее – от крупнокалиберных до «мелкашечных» винтовок (СВ-99). Кроме того, продолжается работа над новыми образцами – ВСВ-338, СВК, а также над Т-5000 «Точность».

«На войне в зачет идет не количество выстрелов, не их дым и грохот, а попадания, так что мы будем попадать», – так муштровали новобранцев в знаменитом фильме Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». Фраза не только стала крылатой среди военных, но и оказалась пророческой: достигнув предела могущества к концу прошлого века, арсенал ведущих держав начал эволюционировать в сторону повышения точности. Ключевым компонентом современных конфликтов стали корректируемые авиабомбы и управляемые ракеты.

Не избежало общей тенденции и огнестрельное оружие: никакой другой класс не развивается сегодня так быстро, как снайперские винтовки. Например, в России за последние 20 лет была принята на вооружение целая линейка подобного рода оружия: СВ-98, ОСВ-96, ВССК и так далее – от крупнокалиберных до «мелкашечных» винтовок (СВ-99).

Кроме того, продолжается работа над новыми образцами – ВСВ-338, СВК, а также над Т-5000 «Точность». Отметим, что последний снайперский комплекс является наиболее передовым, призванным полностью ликвидировать отставание в области высокоточного ручного оружия.

Снайпинг – от заката до рассвета

Почему же это отставание вообще возникло? Дело в том, что после окончания Второй мировой войны снайперы в СССР были упразднены. Им не нашлось места в назревающем глобальном конфликте: колоссальная техническая мощь противоборствующих блоков обесценила искусство меткой стрельбы. Там, где в ход могло пойти оружие массового поражения, одиночка с винтовкой едва ли сыграл бы заметную роль.

Так что вместо классических снайперов, занимающихся разведкой или «свободной охотой», СССР разработал концепцию применения метких стрелков, поддерживающих огнем действия мотострелкового отделения. Им предназначалась винтовка СВД, созданная для выполнения «общевойсковых» задач вроде уничтожения пулеметных расчетов. Легкая, надежная и скорострельная, она обладает довольно посредственной точностью по меркам действительно снайперского оружия. Наработанная во время Второй мировой войны специальная снайперская тактика также была забыта.

А вот на Западе снайперы сохранились, хотя произошло это вовсе не от хорошей жизни. В 70-х годах Европу захлестнула волна политического террора – экстремисты прибегали к взрывам и захвату заложников. Ответной мерой стало формирование специальных контртеррористических подразделений. Снайперам полицейского спецназа необходимо было не только поразить цель, но и гарантированно уничтожить террориста с первого выстрела. Это потребовало создания высокоточного оружия: одним из первых таких образцов, получивших широкую известность, стала винтовка Walther Automat 2000. В Союзе оружие такого класса не разрабатывалось – террористическая угроза была скорее гипотетической, нежели реальной.

Ренессанс армейского снайпинга начался после распада СССР – мир зашелся лихорадкой локальных конфликтов. Наиболее эффективным инструментом для борьбы с повстанцами оказался спецназ, способный проводить точечные операции там, где применение ракет и пушек привело бы к неминуемой гибели мирных жителей. Но как бы хорошо ни были обучены разведчики, для борьбы с превосходящими по численности боевиками требуется оружие, обеспечивающее значительное огневое превосходство, в том числе по точности и дальности стрельбы. На рубеже веков западный спецназ уже обладал внушительным арсеналом высокоточного оружия. В России же была только унаследованная от СССР винтовка Драгунова.

Точнее некуда

С момента принятия СВД на вооружение прошло больше полувека, и сказать, что за это время технологии шагнули вперед – значит не сказать ничего. Речь, прежде всего, идет об оптических прицелах и прочем вспомогательном оборудовании, без которых снайперское оружие превращается в самую обычную винтовку. СВД была создана для работы в паре с ПСО-1 – удачным для своего времени четырехкратным прицелом. Однако сегодня он выглядит скорее экспонатом Политехнического музея.

Современные снайперы работают с целым измерительным комплексом, включающим, помимо собственно оптики (дневной, ночной, а также тепловизорной), лазерный дальномер, переносную метеостанцию и баллистический калькулятор, что позволяет поражать одиночные цели на дистанции в полтора километра. При этом само оружие зачастую представляет собой достаточно простую баллистическую платформу, построенную вокруг ствола тяжелого контура с ручным запиранием. Отказ от автоматики обусловлен желанием минимизировать паразитные колебания системы при стрельбе.

Винтовка Т-5000 комплекса «Точность» – типичный представитель такого подхода. Разработанная российской компанией «Орсис», специализирующейся на выпуске высококлассного спортивного и охотничьего оружия, она является классическим «болтом», где запирание осуществляется при помощи продольно-скользящего затвора («шпингалета»). Эта схема стара как мир, принципиально она ничем не отличается от использованной в винтовке Мосина, в сравнении самозарядная СВД выглядит передовым образцом.

Однако все дело в применяемых технологиях: толстостенный ствол Т-5000 вывешен в алюминиевой ложе, он изготавливается методом шпалерного строгания на станках с ЧПУ с допуском менее 0,0025 мм. Для придания деталям идеальной геометрической точности они обрабатываются уже после финальной закалки, а не до нее. Такая тщательность изготовления, необычная для армейского оружия, обеспечивает стабильную кучность порядка 0,3–0,5 угловой минуты (то есть на 100 м группа пробоин уложится в сантиметр). Для сравнения: СВД демонстрирует кучность порядка 1,5–2 угловых минут.

По требованиям военных в базовую конструкцию винтовки было внесено более 200 изменений. Подробности испытаний комплекса не раскрываются, однако известно, что холодный тест оружия выполнялся следующим образом: снайпер стрелял из-под зависшего над снежным полем вертолета.

Планируется, что «Точность» будет принята на вооружение в 2020 году – задержка, судя по всему, связана не с «железом» (первые винтовки будут поставлены ФСО уже в текущем году), а электронной начинкой комплекса, разработкой которой занимается отечественная компания «Дедал». Одним из принципиальных требований заказчика является запрет на использование импортных микросхем.

Конечно, Т-5000 не станет массовым образцом – для замены СВД разработаны более дешевые СВ-98 и СВК. «Точность» предназначена для снайперской элиты, штучных специалистов сверхдальней стрельбы, стоимость подготовки которых многократно превышает цену самого дорогого комплекса. Но нужно отметить, что подобное оружие ранее закупалось за рубежом, и это было оправданно, ведь разработка с нуля стоит немало. Однако импортозамещение в такой специфичной и высокотехнологичной области не только положительно скажется на смежных отраслях, но и зримо свидетельствует о восстановлении отечественной военной промышленности.

Источник: tvzvezda.ru