Россия направит на защиту Арктики дополнительные силы боевых пловцов. Для этого в составе Северного флота сформируют специальные мобильные отряды по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) — это элитные подразделения, бойцы которых могут действовать на земле, под водой и в воздухе. Основной задачей новых отрядов станет охрана мест временной̆ дислокации боевых кораблей, их стоянок, а также защита портов и стратегически важных прибрежных объектов. Эксперты отмечают, что ситуация вокруг Арктики серьезно обостряется и нам необходимо наращивать усилия для сохранения баланса сил в этом регионе.
В отдаленных районах Арктики
Специальные мобильные отряды по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) будут сформированы в составе Северного флота, рассказали источники «Известий», знакомые с ситуацией. Их отличием от уже существующих отрядов ПДСС (которые привязаны к постоянным пунктам базирования ВМФ) станет именно мобильность, а основной задачей — охрана мест временной дислокации, а также портов, стоянок боевых кораблей и вспомогательных судов. Планируется, что они будут действовать прежде всего в отдаленных районах Арктики.

Фото: ТАСС/Лев Федосеев
Подразделения боевых пловцов отвечают, как правило, за охрану военно-морских баз и особо важных объектов. Они могут действовать не только на море, но и на суше и даже десантироваться с летательных аппаратов. Бойцы получают водолазную, парашютно-десантную, штурмовую, навигационно-топографическую и даже горную подготовку, осваивают приемы рукопашного боя, учатся радиоделу.
Для подразделений ПДСС разработано специальное стрелковое оружие, предназначенное для применения и в воде, и на суше. В последнее время в их арсеналах появились безэкипажные катера и БПЛА. Также на вооружение пловцов есть средства обнаружения диверсантов, разминирования сооружений и кораблей.
Мобильная специфика
Новые силы ПДСС нужны для действий по всей Арктике без ослабления противодиверсионных сил на основных базах российского ВМФ, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— В случае необходимости их можно будет перебрасывать в ту или иную точку обширного региона — могу предположить, что это будет мобильный резерв, — пояснил он. — Диверсионную угрозу в северных широтах нельзя недооценивать. У США есть много атомных подводных лодок, которые действуют в Арктике, и есть спецназовцы, обученные действовать с их борта. Технологии скрытой доставки и высадки у американцев отработаны — это не секрет.

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
При необходимости бойцы ПДСС смогут взять под охрану стратегически важные гражданские объекты и важнейшие порты Севморпути, отметил эксперт.
Обычно на вооружении отряда ПДСС состоят несколько катеров, быстроходные лодки, БПЛА, барокамеры и другая аппаратура обеспечения действий боевых пловцов, напомнил Дмитрий Болтенков.
— Мобильный отряд ПДСС может стать облегченным вариантом существующих — возможно, им не нужен полный набор тяжелой техники, так как акцент должен быть сделан на возможность их быстрой переброски, — считает эксперт.
У работы сил ПДСС в Арктике есть своя специфика — это большие расстояния и низкие температуры, рассказал «Известиям» экс-командир отряда ПДСС, депутат заксобрания Калининградской области Алексей Мендрик.
— Много времени в холодной воде пловец не проведет, — пояснил эксперт. — По этой причине для охраны пунктов базирования и кораблей желательно по максимуму задействовать роботизированные системы, отслеживающие подводную обстановку. Не стоит забывать о больших территориях и архипелагах в северных широтах, где присутствуют наши силы, — речь идет о той же Новой Земле или Земле Франца Иосифа. Им тоже необходимо прикрытие отрядов ПДСС.
К усилению присутствия ВМФ России на всем Арктическом театре, подталкивает и военно-политическая обстановка, заявил «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.

Фото: ТАСС/Лев Федосеев
— Северный флот отвечает за Атлантику, Баренцево и Белое моря, — объяснил он. — Сейчас нам надо создавать специализированные флотские объединения именно на арктическом направлении для действия в арктических регионах, морях и Северном Ледовитом океане. Там нужны специализированные соединения подводных лодок, надводных кораблей, авиации, ПВО и других сил. Это надо делать очень решительно и быстро. Особенно с учетом того, что в ближайшее время Гренландия станет американской, я в этом уверен, и тут же будет предельно милитаризирована. Можно только приветствовать создание мобильных отрядов ПДСС для действий по всей Арктике, но нужны и другие усилия.
Контроль над Гренландией обеспечит США более широкий доступ к северным районам планеты, отметил Алексей Мендрик.
— Нам в сложившейся международной ситуации надо дать понять любой стране, где наши территории, каковы наши интересы, и то, что мы готовы их защищать. Конечно, это надо подкрепить конкретными силами. Нам надо быть готовыми ко всему. Последние события показывают, что у России два союзника — армия и флот, — считает он.
Беспилотники в арсенале
Создание новых отрядов ПДСС — еще одно свидетельство того, что ВМФ России планомерно усиливает охрану военно-морских баз и важных стратегических объектов. Пловцы ПДСС, как правило, патрулируют морскую акваторию на скоростных катерах типа «Грачонок» или «Раптор», на которые установлены гидроаккустическая станция для обнаружения подводных объектов, а также противодиверсионные гранатометы для стрельбы по пловцам.

Фото: ТАСС/Артем Коротаев
Недавно, как сообщали «Известия», отряды ПДСС получили беспилотные летательные аппараты. Их можно использовать для контроля акватории, при патрулировании вероятных маршрутов выдвижения диверсантов, для обнаружения и уничтожения диверсионных сил противника под водой и на берегу.
БПЛА могут вести разведку, что позволит лишний раз не выдвигаться пловцам в районы вероятной опасности на катерах. Диверсантов можно будет уничтожать сбросами боеприпасов с дронов, не подвергая опасности жизни российских боевых пловцов.
Возможность сброса гранаты на морских диверсантов с помощью дрона — это эффективный и дешевый способ борьбы с ними. Гидродинамический удар , возникающий во время взрыва боеприпаса, серьезно воздействует на людей, находящихся под водой, и, как правило, его достаточно, чтобы уничтожить пловца-диверсанта.
Также в ВМФ были сформированы поисково-штурмовые группы на вертолетах, в задачи которых входит защита военно-морских баз от атак безэкипажных катеров. Они укомплектованы военнослужащими подразделений противодиверсионных сил и средств флота.

Фото: ТАСС/Виталий Невар
«Известия» писали, что на военно-морских базах России появились пункты управления противороботовой защиты. Они предназначены для координации отражения атак воздушных и морских дронов. А для охраны российских военно-морских баз начали применять безэкипажные катера отечественной разработки. Они предназначены для патрулирования акватории, а также для отражении атак вражеских БЭКов и более крупных надводных объектов. Их использование позволяет не рисковать экипажами и обходится гораздо дешевле, чем действия обычных патрульных сил.
Авторы: Богдан Степовой, Андей Федоров
Заглавное фото: РИА Новости/Павел Львов

