Музей ядерного оружия Российского федерального ядерного центра. Академик Юлий Харитон у первой советской атомной бомбы РДС-1 © Репродукция ИТАР-ТАСС.
Ядерное оружие как последний аргумент в международной политике.
45 лет назад, 5 марта 1970 года вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Этот документ был разработан Комитетом по разоружению ООН чтобы не допустить расширения круга стран, обладающих ядерным оружием и ограничить возможность возникновения вооруженного конфликта с его применением.
О том, кто сегодня владеет самым разрушительным оружием за всю историю человечества, каковы запасы в ракетных арсеналах членов "ядерного клуба" и как рассматривается возможность применения ядерных вооружений его участниками - в специальном материале ТАСС.
Подписание трехстороннего договора между СССР, США и Великобританией о нераспространении ядерного оружия, одобренного на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12 июня 1968 года. На фото договор подписывают: министр иностранных дел СССР Андрей Громыко (справа) и американский посол Ллуэллин Томпсон. От Великобритании договор подписал посол Великобритании в СССР сэр Джефри Харрисон (не изображен)
Права и обязанности сторон
Статус официальных ядерных держав был закреплен за США, Великобританией, Францией, Китаем и СССР (после распада Советского Союза этот статус сохранила за собой Россия, а Белоруссия, Казахстан и Украина присоединились к ДНЯО в качестве неядерных государств).
Договор определил, что "государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие (ЯО) или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г.". В настоящее время участниками договора являются 190 государств. Вне документа остаются Израиль, Индия и Пакистан, в 2003 году из него вышла КНДР (участвовала в ДНЯО с 1985 г.).
Договор содержит встречные обязательства ядерных и неядерных государств. Первые обязались не передавать кому-либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, - не производить и не приобретать его.
Важным дополнением к договору стала резолюция ООН от 19 июня 1968 года и заявления трех ядерных держав (СССР, США и Великобритании) о гарантиях безопасности государств-участников, не обладающих ЯО - в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения совет безопасности ООН и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии.
Любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.
Взрыв ядерной бомбы в Хиросиме, 6 августа 1945 года © AP Photo/U.S. Army via Hiroshima Peace Memorial Museum
Ядерный клуб
США
Единственное государство, применившее ядерное оружие – Соединенные Штаты Америки – сегодня обладает крупнейшим стратегическим арсеналом. По данным Бюро по контролю над вооружениями Государственного департамента США, американский ядерный арсенал сегодня насчитывает 1642 боеголовки, размещенные на неназванном количестве носителей в 794 пусковых установках (ПУ), находящихся в состоянии боевой готовности (шахтные ПУ, баллистические ракеты стратегических подводных атомных ракетоносцев - БРПЛ - и крылатые ракеты стратегических бомбардировщиков). Общее количество пусковых установок всех видов базирования, включая резервные, составляет 912 единиц.
Россия
Как полагают в Бюро по контролю над вооружениями Госдепа, по состоянию на 1 января этого года наша страна обладает 1643 боеголовками (на одну больше, чем у США), размещенными на носителях в 528 пусковых установках наземного, воздушного и подводного базирования, способных осуществить ракетно-ядерный удар. Общее количество ПУ американскими специалистами оценивается в 911 единиц (на одну меньше, чем у США).
Следует отметить, что только Россия и США являются обладателями полноценной ядерной триады. Однако ее наземная составляющая у России обладает определенным преимуществом - Если в США межконтинентальные ракеты размещены исключительно в стационарных шахтных установках, то российские Ракетные войска стратегического назначения, наряду с шахтами, используют мобильные установки - передвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс». За счет постоянной смены дислокации эти комплексы невозможно уничтожить в ходе превентивного ядерного удара, также практически невозможно осуществлять мониторинг их перемещения с помощью космической фоторазведки.
Как ожидается, к 2018 году в России будет воссоздано еще одно мобильное средство размещения МБР – боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) «Баргузин», которые смогут нести по шесть межконтинентальных баллистических ракет типа «Ярс» или «Ярс-М». В РВСН рассчитывают, что новые комплексы останутся в строю как минимум до 2040 года. По словам эксперта, бывшего начальника Главного штаба РВСН Виктора Есина, создание "Баргузина" является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО. Подобные комплексы существовали в нашей стране и раньше, однако в 2005 году они были сняты с вооружения.
Великобритания
Соединенное Королевство стало третьим государством, самостоятельно разработавшим ядерное оружие. По сведениям из открытых источников, в британском арсенале имеется 225 термоядерных зарядов (точное количество засекречено), при этом 160 из них находятся в боеготовности.
Великобритания обладает только одной из составляющих ядерной триады – в составе Королевского военно-морского флота имеются четыре атомные подводные лодки класса Vanguard, несущие по 16 БРПЛ Trident американского производства. До конца 1990-х годов Великобритания обладала также стратегическими бомбардировщиками Avro Vulcan, способными нести ядерные и термоядерные бомбы, а также одну крылатую ракету стратегического назначения Blue Steel с боевой частью мощностью 1,1 мегатонны в тротиловом эквиваленте.
Франция
Французские стратегические ядерные силы, как и британские, ограничены четырьмя атомными подводными ракетоносцами типа Triomphant. Каждая субмарина несет по 16 баллистических ракет М45 или М51 дальностью 6000 и 9000 км соответственно.
Китай
Появлением у себя ядерного оружия Китай обязан СССР. В конце 1950-х годов Советский Союз передал КНР технологии изготовления и направил большое количество специалистов по производству ЯО. За довольно короткий срок китайцы сумели освоить производство ядерных зарядов без советской помощи, которая к 1960 году была свернута.
В настоящее время стратегический ядерный арсенал Народно-освободительной армии Китая (НОАК) не превышает 75 баллистических ракет, причем в это число входят как МБР шахтного и мобильного наземного базирования, так и БРПЛ ракетоносных субмарин проектов «Ся» и «Цзинь».
Также к стратегическим ядерным силам можно отнести и бомбардировочную авиацию НОАК, состоящую из самолетов Xian H-6 (модификация советского бомбардировщика Ту-16, выпускавшаяся ан китайских предприятиях). По своим характеристикам эти машины не являются чисто стратегическими, вместе с тем они способны нести ядерное оружие подобного назначения.
Индийская баллистическая ракета Agni на параде в честь Дня Республики © AP Photo/Ajit Kumar
Мы, неподписавшиеся...
Между тем три государства – Израиль, Индия и Пакистан – до сих пор отказываются подписать ДНЯО. Что касается двух последних государств, имеющих серьезные политические разногласия, то их мировое сообщество рассматривает как фактических, но неофициальных обладателей ядерного оружия.
Другое дело, что нет достоверных сведений о существований полноценных индийских или пакистанских ядерных зарядов, которые было бы возможно разместить на том или ином средстве доставки. Также сомнение вызывают и возможности экономик этих государств «потянуть» создание ЯО.
Вопрос о наличии ядерного оружия у Израиля без сомнений можно назвать одной из «главных загадок современности». Начиная с 1980-х годов в прессе появляются сообщения о наличии у этого государства пригодных для боевого применения ядерных зарядов. Между тем Израиль официально не отрицает и не подтверждает наличие у себя такого оружия, вместе с тем он перманентно вставляет палки в колеса идее о создании на Ближнем Востоке безъядерной зоны. Такая позиция, в свою очередь, дает повод многим государствам воздерживаться от подписания Конвенций о запрещении биологического и токсинного, а также химического оружия.