Пехотный пулемёт Дегтярева.
История развития отечественной конструкторской мысли в стрелковом оружии.
Вторая мировая война стала периодом массового применения большого количества оружейных новинок. Это касается и стрелкового оружия. И во многом решения советских конструкторов были передовыми для своего времени. Разработка нового оружия в СССР в межвоенный период и во время Великой отечественной связана с именами таких прославленных конструкторов, как Федор Токарев, Сергей Симонов, Георгий Шпагин, Василий Дегтярев и других.
В Первую мировую войну основным оружием солдат были дальнобойные и мощные винтовки, вроде российской винтовки Мосина образца 1891 года. Хорошее в позиционную войну, для которой была важна дальнобойность и точность, такое оружие было не очень удобно в ближнем бою и в перестрелках на расстоянии до 100 метров. Главный недостаток – низкая скорострельность. Поэтому очень часто солдаты Первой мировой во время атаки переходили в штыки, даже не тратя время на перестрелку.
У конструкторов и военных в 20-30 годы было несколько вариантов дальнейшего развития вооружений. Один из них – создание скорострельной автоматической винтовки. Первые образцы российских самозарядных винтовок появились еще до революции. Так, в 1911-1916 годах такое оружие разрабатывал известный конструктор Владимир Федоров. Токарев, известный по легендарному пистолету ТТ (Тульский Токарева), еще в 1910 и в 1912 году представлял царской армии образцы автоматических винтовок, один из которых был переделанной винтовкой Мосина. Однако конкурсы на запуск в массовое производство начались только в СССР лишь в 1928 году.
Винтовка Симонова и Токарева
Первой массовой самозарядной винтовкой, запущенной в производство в СССР, стала АВС-36 (автоматическая винтовка Симонова калибра 7,62-мм). Изначально созданная как самозарядная, винтовка впоследствии была доработана и получила функцию автоматической стрельбы. Предполагалось, что стрелять из нее как из автомата солдаты будут в крайних случаях, например, при внезапной атаке неприятеля. Из-за мощной отдачи вести автоматический огонь с рук с АВС было невозможно, предполагалось, что солдаты будут стрелять из упора лежа. Поэтому ключ для переключения винтовки в автоматический режим должен был находиться у командира, передавать его солдатам планировалось только в крайнем случае.
В итоге было выпущено всего около 36 тысяч экземпляров АВС. От оружия отказались, так как командование требовало создать самозарядную винтовку, которая не будет иметь функции автомата (то есть сможет стрелять только одиночными), и, следовательно, солдаты не будут тратить патроны впустую. В конкурсе победил конструктор Федор Токарев. Представленная им винтовка впоследствии стала СВТ-38, а после модификации – СВТ-40. К 1941 году было выпущено более миллиона таких винтовок, в некоторых частях она была основным оружием.
Однако во время отступлений в начале войны большая часть винтовок была потеряна. Что касается немецких войск, то они высоко оценили СВТ-40; Вермахт активно использовал эти трофейные винтовки. При этом немцы были сильно удивлены наличием у русских большого количества автоматического оружия, в первую очередь самозарядных винтовок.
В то же время, среди советских солдат винтовка получила репутацию ненадежной. Кроме того, винтовка оказалась очень дорогой в производстве. В итоге выпуск СВТ был сильно сокращен, и СССР на время войны окончательно отказался от идеи автоматической винтовки, сосредоточившись на производстве дешевых и надежных винтовок Мосина.
Оружие ближнего боя
Советские войска компенсировали низкую скорострельность винтовок большим количеством пистолетов-пулеметов. Несмотря на название, оружие не имело ничего общего ни с дальнобойными крупнокалиберными пулеметами, ни с пистолетами – оружием самозащиты. Высокая скорострельность сделала пистолеты-пулеметы отличным оружием ближнего боя.
Самый известный советский пистолет-пулемет, легендарный ППШ, созданный конструктором Георгием Шпагиным, стал символом победы и был увековечен на многих памятниках, фотографиях и картинах. Пистолет-пулемет Шпагина опережал многих своих современников (в том числе и автомат МП-38/40, известный как «Шмайссер») по дальности, надежности и огневой мощи. ППШ стал самым массовым пистолетом-пулеметом Второй мировой войны: их было выпущено около шести миллионов. Даже в Германии пытались выпускать ППШ под патроны Парабеллум, но их было произведено всего 10 тысяч штук.
Однако ППШ не был единственным советским пистолетом-пулеметом. Так, еще в 1927 году Токаревым был создан пистолет-пулемет. Он был интересен тем, что большая часть его была сделана из дерева, в том числе в дерево был встроен магазин. Это делало пистолет-пулемет удобным при стрельбе. Во время финской войны 1939-1940 года и в начале Великой отечественной в войсках также активно применялся пистолет-пулемет Дегтярева (ППД), по своим характеристикам схожий с ППШ. Однако последний был более технологичным и простым в производстве, поэтому окончательный выбор был сделан в его пользу.
Тяжелое вооружение
Тем не менее, самым эффективным оружием пехоты в Великую отечественную войну оставался пулемет. В Первую мировую войну основным пулеметом армии был пулемет «Максим». В межвоенное время советские конструкторы дорабатывали уже проверенную конструкцию. Так, в 1924 году Федор Токарев создал модификацию пулемета Максима. Она отличалась меньшим весом при сохранении огневой мощи.
В то же время, основной задачей для конструкторов было создать универсальный пулемет, который мог стрелять как со станка, так и с сошек; с таким пулеметом было бы удобно и наступать, и стоять в обороне. Пулемет Максима для этого не подходил – оружие было слишком тяжелым. Таким универсальным оружием стал именно пехотный пулемет Дегтярева. При весе с сошками в 8,5 килограмма пулемет мог вести эффективную стрельбу на 800 метров (при этом пуля могла поразить цель до 3,5 километра).
Пулемет стал самым массовым в советской армии – было выпущено более 800 тысяч единиц этого оружия. Дегтярев также разработал модификации этого пулемета для танков и авиации. Примечательно, что Дегтярев и Шпагин разработали станковый пулемет, который был принят на вооружение
Во время Великой отечественной войны конструкторам стрелкового оружия приходилось решать и не совсем обычные задачи. Одной из таких задач стала компенсация танкового превосходства, которого достигли немецкие войска в результате первых недель войны. Одним из решений стало легендарное противотанковое ружье. До 1941 года на вооружении в СССР уже стояло противотанковое ружье Рукавишникова, которое позволяло вести автоматическую стрельбу. Однако оно оказалось малоэффективным из-за слабой огневой мощи: по сути, ПТР поражало только слабо бронированные цели.
Поэтому Дегтяреву и Симонову было поручено разработать новые противотанковые ружья. Оба конструктора справились с задачей за 22 дня. Оба оружия стали массовыми: за войну было выпущено более 280 тысяч единиц ПТРД и более 190 тысяч единиц ПТРС. Ружья имели сходные характеристики по мощности огня, однако ПТРС было самозарядным. Ружье Симонова позволяло сделать на пять выстрелов в минуту больше, но было тяжелее на три килограмма (20 килограммов против 17-ти) и сложнее в производстве. Примечательно, что ПТР использовались не только для огня по танкам, но и для поражения авиации.
Тем не менее, послевоенная конструкторская мысль сделала некоторые разработки Второй мировой неактуальными. Так, противотанковые ружья заменили ручные гранатометы и противотанковые ракеты, да и сами ружья уже не смогли пробивать толстую броню танков.
В этом смысле показателен пример автоматического карабина Симонова. К концу войны Сергей Симонов разработал самозарядный карабин (СКС), который превосходил по своим характеристикам многие винтовки своего времени. Тем не менее, идея самозарядных ружей как массового оружия уже уходила в прошлое: на их место встали автоматы, называемые на Западе «штурмовыми винтовками». В итоге СКС стоял на вооружении около 10 лет, но окончательно сдал позиции автомату Калашникова. Правда, теперь это оружие из-за его красоты часто используется в почетных караулах.