Министерство обороны России десятилетия недооценивало возможности беспилотников на современном поле боя. В отличие от нас Иран, наоборот, делал ставку на развитие беспилотной авиации, целенаправленно копируя лучшие образцы американской и израильской техники
В начале июля Царьград уже проводил сравнение возможностей наших отечественных беспилотников "Орион" с турецкими "Байрактарами". Настала очередь провести аналогичный разбор полётов и в отношении иранских машин.
Туман войны
К настоящему времени не существует никаких доказательств или заявлений высокой достоверности, которые бы свидетельствовали в пользу того, что Тегеран действительно поставляет ударные беспилотники армии России или же поставляет именно машины, о которых идёт речь в СМИ и "информированных источниках". Иными словами, номенклатура и количество предположительно поставляемой иранцами техники может оказаться совершенно не теми, о которых пишут журналисты.
Связано это с тем, что Иран — страна, с 1979 года живущая под жесточайшими санкциями и постоянной военной угрозой со стороны мирового гегемона. Из-за этого давления исламская республика является одним из наиболее скрытных государств на планете. Фактическую политику страны определяет Корпус стражей исламской революции — спецслужба, напоминающая КГБ времён расцвета СССР, а наиболее важные внешнеэкономические сделки являются контрабандными либо же оформляются в виде секретных договоров с самыми доверенными союзниками.
ИРАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК "ШАХЕД-129" ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОМ (В ПОЛЕТЕ) И УДАРНОМ (В АНГАРЕ) ВАРИАНТАХ ОСНАЩЕНИЯ. ФОТО: ARMY.RIC.MIL.RU
Первым вопрос о предполагаемых поставках России иранских дронов поднял помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. Соответствующее заявление было сделано им 12 июля. Четыре дня спустя американцы опубликовали спутниковые снимки, якобы доказывающие двукратное (5-го и 8-го июня) посещение российской делегацией иранского аэродрома Кашан, где базируются ударные беспилотники Shahed-191 и Shahed-129. А уже 17-го числа газета The New York Times сообщила, что Иран якобы намерен поставить России не менее 300 дистанционно управляемых летательных аппаратов.
В свою очередь официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Нассер Канаани сделал столь двусмысленное опровержение, что его можно трактовать как угодно. Украинский МИД и средства массовой дезинформации решили трактовать его слова как опровержение слов Салливана, и чуть ли ни как обещание не продавать России оружие. Но на самом деле Канаани сказал лишь о том, что сотрудничество между Россией и Ираном началось задолго до конфликта на Украине, и за последнее время в рамках него не происходило ничего нового.
В сущности, это не опровержение, и тем более — никакое не обещание, а просто отговорка. Если подумать — несложно понять, что Иран всегда сможет объяснить появление своих беспилотников над южнорусскими землями (временно оккупированными украинским террористическим режимом) тем, что соглашение было заключено задолго до 24 февраля текущего года, а Тегеран лишь выполнял ранее взятые на себя обязательства.
Никаких комментариев по ситуации с дронами со стороны официальных лиц России пока не поступало.
"ШАХЕД-129" ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. В НОСОВОЙ ЧАСТИ МАШИНЫ ПОЯВИЛСЯ КАПЛЕВИДНЫЙ ОБТЕКАТЕЛЬ, ПОД КОТОРЫМ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, НАХОДИТСЯ СИСТЕМА СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ. ВЫПУСКАЕТСЯ С 2015 ГОДА. ФОТО: ARMY.RIC.MIL.RU
Слух о том, что иранские беспилотники везут по Каспию, через Астрахань и Волгоград, запустил Telegram-канал с весьма спорной репутацией и, возможно, имеющий украинское происхождение. Новость же о том, что в подмосковные аэропорты "продолжают прибывать транспортные Ил-76 из Ирана с неизвестными грузами", опубликовал Telegram-канал добропорядочного русского издания Readovka, которое, впрочем, тоже не сочло нужным обозначить свои источники. Как говорится, хочешь — верь, а хочешь — нет.
"Знаменосец" против "Свидетеля"
В СМИ распространилось мнение, что Россия купила у Ирана партию БПЛА Shahed-129, хотя, как мы уже видели, оснований для такого предположения не слишком много. Что ж, примем данную гипотезу в качестве рабочей и попытаемся понять, какая из машин лучше покажет себя на поле боя.
Начинаем меряться
"Байрактары" — это относительно небольшие аппараты, вплотную находящиеся у нижней границы класса средневысотных беспилотников большой продолжительности полета (MALE-класса). При взлётном весе в 650 кг машина может находиться в воздухе до 27 часов (без боеприпасов) и подниматься на высоту до 8 км. Полезная нагрузка "Байрактара" составляет 150 кг, из которых от 75 до 95 кило могут быть выделены на боеприпасы.
Дрон имеет четыре точки подвески оружия, на которые может взять две противотанковые ракеты с лазерными головками наведения UMTAS или четыре планирующих бомбы Bozok. Дальность обоих систем составляет 8 км.
В целом, турецкий беспилотник показал себя как исключительно эффективная, а временами и незаменимая машина, применение которой существенно повышает потенциал других оружейных систем (в первую очередь ствольной артиллерии и РСЗО).
Shahed 129 (в переводе с фарси — "Свидетель") — более крупная птица. Он создавался на базе американского БПЛА RQ-1 Predator ("Хищник") и практически полностью повторяет его дизайн. Американские специалисты полагают, что в разные годы иранцам удалось захватить не менее восьми беспилотников США и Израиля, выполнявших миссии над Ираком, Сирией и территорией самого Ирана. Благодаря этому они получили доступ не только к "Хищникам", но и к RQ-9 Reaper ("Жнец"), RQ-170 Sentinel ("Часовой"), ScanEagle 5 ("Сканирующий орел") и израильским Hermes ("Гермес").
"ШАХЕД-129" ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И АМЕРИКАНСКИЙ УДАРНЫЙ БЕСПИЛОТНИК RQ-9 REAPER ("ЖНЕЦ"). ВЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ НА ДИЗАЙН МАШИНЫ ВИДНО НЕВООРУЖЕННЫМ ВЗГЛЯДОМ. ФОТО: ARMY.RIC.MIL.RU
Размеры Shahed 129 позволяют предположить, что весит он около тонны или чуть больше. При этом известно, что полезная нагрузка машины составляет 400 кг. Иранцы сообщали, что при крейсерской скорости в 150 км/ч их дрон имеет боевой радиус в 1700 км (перегоночная дальность 3400 км) и может находиться в воздухе до 24 часов. Известно, что у машины восемь точек подвески, однако западные и российские эксперты отмечали, что на фото и видео "Свидетель" никогда не несёт больше четырёх единиц оружия.
В качестве штатных средств вооружения дрон имеет четыре противотанковых ракеты с телевизионными головками наведения Sadid-1 и корректируемые авиационные бомбы (КАБ) Sadid-345. Бомба массой в 34 кг может планировать на дистанцию до 6 км и обеспечивает радиус поражения в 30 метров. Используемые "Байрактарами" бомбы MAM-С, MAM-L имеют дальность в 8 и 15 километров, но весят существенно меньше иранского боеприпаса: 6 и 22 кг, соответственно.
Преимущество в системе наведения — вероятно, за иранским дроном: теленаведение позволяет вести боеприпас к цели совершенно незаметно, тогда как турецкие бомбы требуют, чтобы цель подсвечивалась лазером, то есть при наличии соответствующих датчиков и системы предупреждения атакованный объект имеет возможность принять меры противодействия. Российские военные отмечали, что иранские специалисты "по неизвестным причинам" отказались от установки на эти беспилотники ПТУР Sadid-1.
Гипотетически можно предположить, что свою роль сыграл опыт ближневосточных войн последнего десятилетия. Основными целями иранских операторов становились суннитские джихадисты, имевшие не так уж много тяжёлой бронированной техники. Для ударов же по скоплениям пехоты и пикапов увесистые фугасные бомбы могли оказаться более эффективным оружием, чем более дорогие ПТУРы. Логично предположить, что для борьбы с ВСУ, имеющими большое количество танков и БМП, такой подход может оказаться не самым эффективным, то есть, машины придётся перевооружать ракетами.
Интересный факт: иранские беспилотники комплектуются двигателями Rotax-914, которые являются более продвинутой версией Rotax-912 — двигателей, устанавливаемых на "Байрактары". Двигателями этого же семейства планировалось оснащать и наши "Орланы" и "Альтаиры", пока Запад не ужесточил санкции.
Иранцы лучше?
В целом Shahed 129 выглядит как более серьёзная в плане ударной мощи машина. Меньшая дальность планирующих бомб компенсируется их большей мощностью и существенно большей дальностью управления самого беспилотника, до 300-400 км против 150 у "Байрактара".
Значит ли это, что иранская машина лучше? Не факт.
Сравнивая турецких "Знаменосцев" с отечественными "Орланами", мы отмечали, что главным достоинством турецкой машины была, без преувеличения, великолепная электронно-оптическая станция CMX-15D Wescam канадского производства. При цене беспилотника в 6 млн долларов эта станция обходилась в 1-1,5 млн баксов. В 2021 году в связи с нападением Азербайджана на Армению (Вторая Карабахская война) Канада ввела санкции против производителя беспилотников — Baykar Makina; после этого турки начали ставить на "Байрактары" оптико-электронные системы собственной компании — Aselsan CATS. И уже в ходе текущего конфликта был зафиксирован случай, когда " Байрактар" корректировал огонь артиллерии по аэропорту Херсона, летая над Очаковским районом Николаевской области, с расстояния в 48 км.
Shahed 129 также имеет многоспектральную оптико-электронную станцию, способную работать в видимом свете и инфракрасном диапазоне, и лазерный дальномер. Однако каково их качество, пока никто сказать не может (а те, кто могут — очевидно, не хотят сесть по статье о разглашении гостайны). То есть этот параметр станет известен только после начала активного применения иранских машин.
В разговоре с обозревателем "Царьграда" военный эксперт, специалист по иранским вооруженным силам и автор книги "Персидский бастион" Юрий Лямин отметил, что ещё несколько лет назад оптико-электронные станции, которые показывали иранцы, уступали изделиям канадцев.
Сложно сказать, какая оптика сейчас стоит на их беспилотниках. Та, которая была несколько лет назад, она, конечно, уступала. Но иранцы тоже не стоят на месте, у них тоже идет развитие электронной промышленности, и у них появляются новые модели оптико-электронных станций. Например, на "Мохаджер-6", это беспилотники, которые они наиболее активно на экспорт предлагают, появилась новая станция с существенно лучшим качеством, чем то, которое раньше было еще пять лет назад. Так что, скорее всего, и на других моделях, у них сейчас тоже стоит новая оптика,
— сказал Лямин.
При этом он пояснил, что тягаться с качеством западных электронно-оптических систем чрезвычайно сложно, так как они являются не столько результатом усилий одной страны или компании, а синергетическим результатом кооперации всех производителей стран — союзников США. "Линзы там могут быть из одной страны (немецкие, например), электроника из другой, из Японии или Кореи", — пояснил Лямин. При этом, он отметил, что опыт боевого применения иранских машин показывает, что они имеют достаточно эффективные "глаза" для выполнения тех задач, которые перед ними стоят.
Как насчет убийцы ПВО?
Впрочем, не исключено, что сотрудничество России и Ирана повернется другой стороной.
Давайте зададим простой вопрос: в чём главная проблема Вооружённых сил России в военной операции против ВСУ? Ответ: в многочисленном и исключительно живучем украинском ПВО, которое не позволяет нашим войскам полноценно использовать бомбардировщики, штурмовики и ударные вертолёты. Наши лётчики вынуждены охотиться за сидящими в засадах С-300 и "Буками", а исход сражений тем временем решается артиллерийскими дуэлями и упорством пехоты в стиле Первой мировой. Запад сложившееся положение вещей более чем устраивает, и, судя по начавшимся поставкам ЗРК Stormer, немецких зенитных САУ Gepard и ожидаемому прибытию норвежских NASAMS, натовцы не намерены выпускать наши ВКС из воздушно-наземного клинча.
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВОЕННЫХ БЕСПИЛОТНИКОВ, ВЫПУСКАЕМЫЕ ИРАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ. НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ SHAHED 171, СТАВШИЙ ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ SHAHED-191. ФОТО: ARMY.RIC.MIL.RU
Именно в этом моменте Иран может оказать нам практически неоценимую помощь. В 2011 году их специалистам удалось перехватить управление и посадить беспилотник США — RQ-170 Sentinel. Построенный по схеме "летающее крыло" с широким применением стелс-технологий, он считался самым продвинутым и секретным на тот момент американским дроном (всего было построено 20 БПЛА этой модели, каждый из которых стоил свыше 400 млн долларов).
Иранские инженеры изучили трофейную машину и построили на её базе собственный ударно-разведывательный беспилотник, получивший название Shahed 171. В отличие от американского прототипа, иранские специалисты собрали беспилотник в двух вариантах: с реактивным двигателем и двигателем внутреннего сгорания с толкающим. Второй вариант машины, очевидно, имеет в разы меньшую скорость, однако его заметность так же кратно меньше реактивной версии.
Англоязычное издание Military Watch сообщает, что в феврале 2018 года иранские операторы направили Shahed 171 в воздушное пространство Израиля. Зенитные комплексы Patriot американского производства не смогли взять беспилотник на сопровождение и сбить. Дрон был уничтожен из 30-мм пушки вертолёта "Апач". Иными словами, иранцы подтвердили высочайшие стелс-характеристики своей машины.
Shahed-191 является развитием 171-й модели. Особенностью этой машины является то, что всё оружие у неё убрано внутрь корпуса. Дрон не имеет собственных шасси: он взлетает из кузова мчащейся по взлётной полосе машины, а садится на выпускаемые полозья. Фактически его создатели экономили на всех второстепенных системах, стремясь сделать машину максимально эффективной.
И вот сочетание исключительной малозаметности, огромной дальности (по некоторым, не подтвержденным данным — до 2000 км) и наличие собственного оружия делает этот беспилотник исключительно интересным для Вооружённых сил России. Shahed-191 может стать идеальным убийцей украинской ПВО. Наличие собственного оружия позволяет операторам наносить удар по цели сразу после её обнаружения, снижая риск того, что объект успеет сбежать. Если же украинские зенитчики смогут переиграть операторов и собьют дрон, то потеряны будут только железо и пластик.
Лямин также считает, что Shahed 191 может оказаться очень эффективным средством прорыва вражеской ПВО и уничтожения объектов в глубоком тылу украинских войск, в том числе и самих зенитных комплексов. В свою очередь Shahed 129 может взять на себя патрулирование воздушного пространства вдоль линии фронта и уничтожение объектов, которые сейчас наши ВКС могут истреблять только с огромным риском для самолетов и пилотов.
Более того, нейтрализация украинской ПВО откроет России возможности полноценного использования оперативно-тактической и армейской авиации, имеющих несравненно большие возможности по уничтожению наземных целей, чем любые, даже самые продвинутые беспилотники. Именно так развивалась ситуация в ходе Второй Карабахской войны: беспилотники сыграли ключевую роль в ликвидации армянской ПВО, а большую часть работы по уничтожению пехоты и бронетехники выполнили дальнобойные РСЗО, штурмовики Су-25 и дроны-камикадзе.
Делаем выводы
Несмотря на то, что официальных подтверждений пока нет, поставки иранских беспилотников России выглядят весьма и весьма реальными. В СМИ активно обсуждаются особенности и возможности Shahed 129, но для нашей армии более востребованным может оказаться Shahed 191. Впрочем, наиболее вероятно, что Россия будет закупать обе машины, дополняя охоту за комплексами ПВО ударами по целям в оперативном тылу противника. Реализация этого сценария принесет украинскому режиму плохие новости. Очень много плохих новостей.
Влад Шлепченко