Русские Вести

Новым кораблям быть!


Интенсивные слухи о закладке новых фрегатов проекта 22350 ходили уже давно, с осени. Ходили и другие: что часть кораблей будет иметь увеличенное количество установок вертикального пуска для ракет. И если второе пока так и остаётся неподтверждённой информацией, то первое только что получило официальное подтверждение, что называется, «с самого верха».

Надо сказать, что это решение – больше, чем просто решение посторить ещё пару кораблей. И больше, чем выбивание денег из бюджета на постройку ещё пары кораблей.

Это признак того, что возможно (не факт, но теперь уже может быть!) чудовищной силы негативный тренд в военном кораблестроении, когда более-менее адекватные проекты один за одним резались ради эфемерных фантомов – сломлен.

Ещё год назад ситуация выглядела иначе. На повестке дня стоял проект, известный сейчас как 22350М – большой корабль с полностью газотурбинной ГЭУ, превосходящий 22350 и по размерам, и по водоизмещению, и по численности оружия на борту и по радиоэлектронному вооружению. Он, в принципе, и сейчас на повестке.

Но год назад правильным считался подход прибить серию старых кораблей сразу после того, как решили строить новые.

Ранее в статье «Пора учиться у врага» были разобраны подходы, которые исповедуют американцы в своём военно-морском строительстве. И с точки зрения их подходов, приведших к появлению самых сильных ВМС в мире, наши подход – прекратить строить «получившуюся» серию и пассивно ждать готовности к закладке новой – неверный. Так мощный флот построить нельзя, его можно построить, только действуя наоборот. Но в ВМФ упорно продолжали стоять на своём.

Конечно, с 22350 было всё непросто. Не работал зенитно-ракетный комплекс. Не было возможности построить ГЭУ отечественного производства взамен украинской. А ещё были сотни недоработок меньшего масштаба, в сумме делавшие эксплуатацию корабля невозможной. Но как только стало ясно, что ЗРК будет всё-таки доведён, а производство ГЭУ в России полностью налажено, то с точки зрения правильного подхода к военно-морскому строительству, единственным верным решением было продолжение закладок фрегатов проекта 22350 до тех пор, пока не будет готов к закладке проект 22350М, и только потом нужно было от них отказываться.

В «промежуточном» варианте – построить хотя бы полноценную бригаду из шести кораблей. Это было бы тоже, в общем, вполне здравое решение, и именно поэтому в него практически невозможно было поверить.

Но это в итоге случилось. Пара новых фрегатов будет заложена совсем скоро – 23-го апреля этого года.

Что же «сдохло в лесу»? Как так получилось, что Минобороны и ВМФ внезапно встали на путь истинный? Трудно судить об этом, но, возможно, мы всё же когда-то об этом узнаем.

Проект 22350. Далеко не идеален. Причина этого в том, что он являет в себя попытку «впихнуть» в корпус фрегата – по сути эскортного корабля – оружие и вооружение, свойственное, скорее эсминцу. Как результат, флот получил корабль, имеющий непропорционально мощное для фрегата оружие, мощную ПВО, но при этом только один вертолёт (для действий против подлодок этого мало), недостаточный набор противолодочного оружия (нет РБУ, неудачно реализован комплекс «Пакет-НК»), слишком малую дальность экономического хода, и слишком малую его скорость.

Но надо понимать, что у отечественного судостроения к определённому моменту не осталось выбора, а значит, его не осталось и у ВМФ. Коль скоро, Россия утратила (временно) возможности строить крупные боевые корабли, пришлось «заталкивать» такой корабль в объёмы фрегата.

И получилось хоть и не идеально, и не оптимально, но вполне себе хорошо. Какие бы дисбалансы не имели места в проекте 22350, а это очень сильный боевой корабль, способный и вести бой с надводными силами, и с авиацией, и с берегом, и ограниченно – с подлодками.

И это поворот к нормальному подходу – вместо ожидания «журавля в небе» Россия твёрдо держит «синицу в руке» … но и от попыток ухватить журавля не отступает.

Как только в серию пойдёт 22350М, закладки 22350 можно будет прекратить. К тому моменту придётся всё-таки осмыслить необходимость в массовом, простом и дешёвом корабле дальней морской зоны, в СКР XXI века, который будет проще и дешевле 22350, желательно в разы, но пока всего этого нет, надо продолжать строить 22350. И то, что именно такое решение возобладало – очень хороший для нашего флота признак. Прямо скажем, ожидаемо было совсем другое…

Строительство двух новых БДК 11711 тоже следует считать позитивной новостью. В настоящее время, российские БДК активно работают на доставке военных припасов в Сирийскую Арабскую республику в рамках так называемого «Сирийского экспресса». Эта операция уже стоила десантным кораблям большой доли их ресурса. Корабли интенсивно изнашиваются и скоро массово потребуют ремонта. При этом, основной БДК ВМФ России, проект 775 это корабль польской постройки, ремонтировать его в наших условиях трудно, да и в Польше уже производственной кооперации по этим кораблям нет.

В итоге их интенсивный износ на линии Новороссийск — Тартус в ближайшее время приведёт к обвалу численности и так недостаточных десантных сил, и возможности «вернуть к жизни» все имеющиеся корабли, скорее всего не будет.

В таких условиях 11711 становится безальтернативным вариантом – каким бы плохим этот корабль не был (а он плохой!), альтернативным выбором является «Флот без кораблей». И, к счастью, здоровые силы победили и здесь.

 

БДК проекта 11711

11711 — это проблемный корабль. У него нерациональные обводы корпуса, что не даёт реализовать потенциал ГЭУ на корабле полностью. Он концептуально не додуман с одной стороны, и слаб как «десантник» с другой. На нём крайне неудачно расположены вертолёты, а маленькая ВПП не даёт разместить их одновременно. Но это единственный наш десантный корабль, который можно закладывать и строить "здесь и сейчас". И здесь придётся повторить историю с фрегатами и строить, строить, строить. Конечно, это полумера, нужна новая концепция морского десанта в принципе, а под неё новый корабль, но уж лучше так, чем никак.

Помимо упомянутых новостей, министр обороны сказал ещё кое-что:

"Одновременно на "Северной верфи" будет проведена стыковка крупных блоков корпуса корвета проекта 20386. Свое название он получит в честь военного брига русского флота "Меркурий", подвигу которого в мае исполнится 190 лет", — добавил министр.
Он уточнил, что фрегаты, десантные корабли и фрегат "планируется ввести в состав ВМФ до 2025 года".


Разберём подробнее.

Автор в своё время был инициатором кампании по выводу на чистую воду этого проекта. Для примера можно ознакомиться со статьёй «Хуже, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка»), или новый материал, написанный в соавторстве с капитаном третьего ранга в запасе М.А. Климовым, — статью «Корвет 20386. Продолжение аферы». Спустя короткое время после выхода последней из них «сверху» донеслись слухи о проводимой глубокой переработке этого проекта и замене главного конструктора. Что же, это не сделает проект по-настоящему полезным, но, может быть, он станет хотя бы реализуемым…

Есть и интересный момент с именем строящегося недофрегата. Изначально ему было присвоено имя «Дерзкий». Именно под таким именем корабль был заложен, именно оно было и есть на его закладной доске.

Однако, как известно, недавно в ВМФ началась чехарда с переименованиями кораблей. Так, серия малых ракетных кораблей проекта 22800, с именами «дивизиона плохой погоды» была переименована в часть малых городов, так, например МРК «Ураган», головной корабль серии, был переименован в «Мытищи». Стоит за этими переименованиями вновь возрождённое Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации во главе с генералом Картаполовым, действующее с попустительства главкома ВМФ адмирала Королёва.

Теперь вот замполиты таки добрались до «Дерзкого». Пресс служба «Северной верфи» уже подтвердила факт переименования корабля, о чём сообщает сегодня FLOTPROM.

Обращает на себя внимание и срок постройки корпуса. Головной 20386 заложили в октябре 2016, а начали строить в ноябре 2018 годов. Два года закладная секция где-то валялась. Состыковать все секции корпуса обещают в тот же день, когда будут заложены два новых фрегата – 23 апреля.

Это, в общем-то, удручающий темп, хотя, возможно, «Северная верфь» и сможет несколько ускориться.

Но самая главная новость, связанная с «Дерзким» — «Меркурием», в другом. Когда проект ещё только стартовал, было запланировано начало строительства второго такого же корабля в 2018 году. Этого не произошло тогда, и теперь вот не произошло сейчас, и, это отсутствие события тоже в каком-то смысле событие, и тоже строго хорошее. Такая вот новость получается.

Сообщив о закладке четырёх новых кораблей, Сергей Шойгу оставил место для интриги. Дело в том, что закладки новых кораблей для ВМФ в этом году, были анонсированы В.В. Путиным в послании Федеральному собранию. И говорил В.В. Путин о пяти кораблях. А заложено будет пока четыре.

Какой же будет последняя новость из серии? Какой корабль будет заложен пятым в этом году? Чуть позже мы, конечно, узнаем и это тоже, Президент в такой ситуации бросаться словами не стал бы. Остаётся только надеяться, что это будет какой-то полезный для ВМФ корабль, а не «второй заход» на грабли в виден закладки второго 20386. Впрочем, этот вариант становится всё менее и менее вероятным.

Так или иначе, луч света в тёмном царстве промелькнул. Впервые за много лет Министерство обороны приняло правильное и умное решение, идущее вразрез со всем совокупным «опытом». Это, безусловно, очень хорошая новость, которую многие давно ждали.

Самая хорошая за очень долгий период. Будем надеяться, что она была не последней.

Александр Тимохин

Источник: topwar.ru