Территория Арктики составляет 27 миллионов квадратных километров – это больше площади любого государства нашей планеты. Это самый малонаселённый регион Земли, исключая Антарктиду. Это самая перспективная область для разработки полезных ископаемых, расположенных как под сушей, так и под толщей студёных вод. Колоссальный арктический потенциал касается научных наблюдений и многопрофильных исследований. Этот потенциал во многом не раскрыт – но и обнаруженные возможности разработать крайне непросто.
Через Арктику проходит кратчайшее авиационное сообщение между Азией и Северной Америкой. Вдоль российских арктических берегов пролегает оптимальный морской путь из Европы в Азию. Его загруженность растёт синхронно с прогрессом азиатских экономик и в связи с отступлением полярных льдов. В Арктике расположены важнейшие элементы систем предупреждения о ракетном нападении РФ и США. Здесь восстанавливаются старые советские базы и строятся новые – включая уникальные «Арктический трилистник» на земле Франца-Иосифа и «Северный клевер» на Новосибирских островах.
Освоение и защита стратегически важного региона невозможны без мощного ледокольного флота.
Россия традиционно занимала лидирующие позиции в данном направлении кораблестроения, всего комплекса сопутствующих наук и технологий. Что вполне объяснимо размерами арктических владений нашей страны, историческими особенностями и целенаправленной государственной политикой. Скорее удивляет пренебрежение мореходным освоением Арктики со стороны других стран – весьма развитых и более чем целенаправленных по иным векторам.
Канада, Дания, Норвегия и США занимают верхние строчки любых промышленных, технологичных и научных рейтингов. Занимают вполне обоснованно и прочно. При этом обладая меньшим ледокольным флотом, чем одна РФ и без намёка на корабли с атомной силовой установкой.
В России эксплуатируется три десятка ледоколов мощностью менее 45.000 л.с. и четыре атомных – «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». В прошлом году спущена на воду новая «Арктика» – пятый атомоход для полярных широт и самый крупный из существующих. Два других корабля того же проекта строятся на Балтийском заводе ускоренными темпами. Сход со стапелей «Сибири» состоится уже в сентябре 2017, «Урала» – в конце следующего года. Выход кораблей на арктические маршруты запланирован в 2019-2022 гг.
Ледоколы серии 22220 являются универсальными – могут использоваться как на «глубокой» воде, так и в руслах многочисленных рек бассейна Северного Ледовитого океана. Толщина уверенно проламываемого льда выросла по сравнению с аналогами на 25%, до 3 метров. Особое внимание уделено безопасности эксплуатации ядерных реакторов, снижению эксплуатационных расходов и эффективности проводки караванов по Севморпути. Три новых «Арктики» способны заменить пять ледоколов предыдущих поколений – три линейно-магистральных и два припортовых с мелкой осадкой.
Увеличение толщины преодолеваемых льдов всего на 75 сантиметров означает навигацию по Северному морскому пути в течение практически всего календарного года. Современные полярные корабли РФ таковой возможности не имеют. От Архангельска до Ямала проводка судов возможна 9-10 месяцев, от Ямала до Чукотки – не более семи. После ввода в эксплуатацию серии 22220 восточная часть Севморпути станет судоходной 10 месяцев, западная – в любое время года.
Новые «Арктики» работают на атомных реакторах нового типа РИТМ-200. Силовые установки интересны вариативным принципом компоновки, использованием низкообогащённого топлива и кратно возросшим ресурсом. Урановая перезагрузка необходима им раз в семь лет (раз в 2.5 года у предыдущих атомных ледоколов). Общий срок ледокольной службы увеличен до 30 лет. Появилась функция маневрирования реакторной мощностью, благотворно влияющая на рациональность работы, долговечность, безопасность и коммерческую перспективу всего проекта.
На кораблях серии 22220 реализована новая система электрического движения – способная оптимизировать расход электроэнергии и стать надёжным источником питания электромагнитных и лазерных установок. Всё использованное оборудование, материалы и расходные части новых кораблей выпускаются российскими предприятиями. Эти ледоколы имеют большое значение для успешной навигации по Северному морскому пути – в том числе навигации международной.
Любая навигация нуждается в защите. Конечно, пираты на обшарпанных моторных лодках российской Арктике не грозят. Но к сожалению, современное пиратство одиозными морскими разбойниками не исчерпывается. Обширные малонаселённые просторы и безграничное богатство региона способно вскружить голову стервятникам всех мастей и калибров. Для остужения агрессивных планов (в том числе академичных и штабных) необходимы различные средства. Не только дипломатические или устрашающе-стратегические, но и патрульные, скоростные, весомые. Физически присутствующие в северных широтах и готовые противостоять широкому спектру угроз – от стихийных до враждебно-диверсионных.
Данная миссия возложена на ледовый проект 23550. Первый представитель серии заложен на Адмиралтейских верфях в апреле 2017 и носит имя легендарного полярника И. Папанина. Это принципиально новые корабли и для ВМФ РФ, и для всего кораблестроения – как военного, так и гражданского.
«Иван Папанин» объединяет качества ледового патруля, мощного буксира и носителя скоростных катеров.
Он обладает водоизмещением 8.500 тонн и скоростью более 16 узлов, с дальностью перехода от Архангельска до Чукотки без портовых передышек.
На корабле предусмотрено базирование нескольких катеров типа «Раптор» со скоростью хода 48 узлов (89 км/час!) и автономностью до 100 морских миль, а также многоцелевого вертолёта.
Вооружение «Ивана Папанина» компонуется по модульному принципу. Оно состоит из классических артиллерийско-ракетных и зенитных средств поражения, в том числе до 8 пусковых контейнеров крылатых ракет «Калибр», а также из перспективных разработок электромагнитного и лазерного оружия корабельного базирования.
Подобный корабль ледового класса может ликвидировать опасные диверсионные угрозы, патрулировать акватории и торговые пути, оперативно выполнять поисково-спасательные мероприятия, обеспечивать безопасность судов в караванах и на открытых рейдах, освобождать их из ледового плена и осуществлять проводку до пункта назначения. В том числе суда-нарушители государственных границ РФ.
В канун дня российского ВМФ на заводе Севмаш (г. Северодвинск) начато строительство очередного подводного ракетоносца типа Ясень-М – седьмого по счёту. Вооружение подводной лодки составляют торпеды, крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс», с обычным либо ядерным зарядом. Ледокольные способности не являются главным достоинством «Ясеней», несущих вахту скрытым образом и обычно в северных широтах. Но АПЛ данного типа могут раскалывать лёд прочными корпусами и наносить ракетные удары из-под толщи замерзшей воды на дальность несколько тысяч километров.
Сбалансированное развитие военного и гражданского судостроения позволяет России развивать отечественную наукоёмкую промышленность, создавать квалифицированные рабочие места, гарантировать освоение перспективного арктического региона и безопасность данного процесса от любых угроз.