Русские Вести

НАТО создает «новую архитектуру безопасности»


21-22 января в Брюсселе состоялся саммит военного комитета НАТО. Детали мало известны широкой публике. Известны общие положения – обсуждался новый план готовности, одобренный на последнем саммите в Уэльсе, были сессии по ситуационной осведомленности и Средиземноморскому региону, прошли стратегические дебаты.

Ранее в Уэльсе члены альянса договорились о Плане по повышению готовности к реагированию НАТО через укрепление военного потенциала, а также об инвестициях в современные и мобильные виды вооруженных сил. Кроме того, страны пришли к консенсусу переломить тенденцию снижения оборонных бюджетов и повысить расходы на оборону в реальном выражении ВВП — 2% в течении ближайших десяти лет.

Как указано в совместной декларации, озвученной по итогам саммита, «эти решения будут способствовать дальнейшему укреплению трансатлантической связи, повышению безопасности всех союзников и обеспечению более справедливого и сбалансированного распределения затрат и ответственности»[1].

Некоторые выводы можно сделать по результатам совместной пресс-конференции, прошедшей 22 января 2015 г.[2] Во-первых там было заявлено, что на планируемой в феврале встрече министров обороны стран НАТО будут подведены итоги предварительных переговоров и намечен план создания новой архитектуры безопасности в Европе. Во-вторых, стало известно, что из актуальных обсуждаемых событий угрозу терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке практически приравняли к кризису на Украине, приплюсовав к нему Россию. Из заявления пресс-секретаря и председателя Военного комитета НАТО капитана Термансена стало известно, что работа НАТО с Украиной продолжается, и Брюссель активно действует через пять целевых фондов, одновременно подбирая новые точки соприкосновения для военного сотрудничества. Украинскую делегациию ждут в НАТО на следующей сессии военного комитета в мае. В-третьих, было заявлено, что уже принято промежуточное решение о создании сил реагирования НАТО, состоящих из нескольких тысяч военнослужащих разных видов войск, включая силы специального назначения. Для поддержания полного спектра возможностей, необходимых для сдерживания и защиты от любой угрозы НАТО будет продолжать инвестировать в системы безопасности и обороны.

Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав акцентировал внимание, что помимо противодейтсвия и сдерживания угроз, которые прописаны в ст. 5 Устава НАТО было принято решение разработать варианты ответа на любой кризис, который не попадает под юридикцию 5 статьи и представляет как конвенциональные, так и неконвенциональные угрозы с любых направлений. Фактически это заявление о том, что НАТО стало глобальным и будет действовать за рамками своей компетенции.

Кстати, отвечая на вопрос корреспондента Reuters о ситуации на Украине, Бридлав ответил парадоксальным образом, заявив, что "мы начинаем видеть следы ПВО и радиоэлектронной борьбы, которые сопровождают прошлые передвижения российских войск на Украине ... но мы не можем в данный момент подтвердить какое-либо конкретное количество российских, дополнительных российских войск в Восточной Украине". Так были или не были российские войска? Ведь из его ответа можно вырвать любую цитату и интерпретировать в соответствующем политическом ключе, точнее в стиле СПИН – искажая и подкручивая реальные факты.

Генерал Кнуд Бартельс добавил, что в НАТО обсуждался вопрос как им действовать, но он не может сообщить прессе о возможных опциях, связанных с возможными событиями на Украине. Следовательно, было принято некое секретное решение, возможно об оказании противозаконной помощи киевскому режиму.

Вопрос от Associated Press был связан с оценкой НАТО новой российской военной доктрины, и какие действия Брюссель будет принимать на этот счет.

Тогда как Бартельс ответил уклончиво, Бридлав сказал, что "НАТО не является угрозой для России. Наша цель состоит в том, чтобы восстановить... нормы поведения между народами здесь, в Европе, которые существовали в течение многих лет, мы будем работать конструктивно по пути по восстановлению этих норм, где мы уважаем международные границы и суверенитет народов".

Здесь был бы весьма кстати дополнительный вопрос генералу Бридлаву — а как же суверенитет Югославии и Сербии, от которой с помощью НАТО оторвали Косово? Где же уважение международных границ и норм?

Впрочем, мысль Бридлава развил Верховный главнокомандующий ОВС НАТО по трансформации генерал Жан-Поль Паломерос: "у нас есть своя доктрина, у нас есть собственное видение, и я думаю, что баланс сил, который мы пытаемся определить, должен быть в состоянии справиться с любым видом эволюции".

Предыдущие действия руководства НАТО помогают составить более цельную картину. Очевидно, что происходит перегруппировка сил внутри ЕС, где основная нагрузка падает на страны Восточной Европы – Польшу, Румынию и Болгарию.

Президент Румынии посетил штаб-квартиру НАТО 16 января 2015 г., где помимо обмена любезностями с Генеральным секретарем НАТО Столтенбергом подтвердил, что его страна увеличит военные расходы до 2%ВВП к 2017 г. Из других обсуждавшихся вопросов была тема Украины и Молдовы, включая кибербезопасность.[3] Вероятно, речь шла о работе румынской разведки в отношении Украины и Приднестровья (где находится российская база). Кроме того, затрагивался вопрос растущего значения восточной части НАТО, куда входит Румыния, и укрепления боеспособности и мобильности военных частей.

А 22 января генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Болгарию, где встретился с президентом и поблагодарил за участие и помощь.

Германия также активно включилась в процесс военной реформы, вынашивая планы стать не простым партнером по безопасности, но и играть ведущую роль в ЕС. С этим связан ряд предложений, который недавно выдвинул официальный Берлин. В частности, Институт по безопасности и международным делам, занимающийся разработкой внешней политики Германии, в декабре 2014 г. представил концепцию "рамочных наций".[4] В соответствии с нею, европейские страны должны образовывать кластеры из групп малых и больших государств, которые в дальнейшем будут более тесно координировать по вопросам предоставления активов и войск на долгосрочной основе. "Рамочная нация" берет на себя инициативу по руководству таким кластером. В первую очередь она предоставляют группу с военной структурой, то есть логистику, командование и управления и т.д., а малые страны будут подключать свои специализированные возможности, например, ПВО или инженерные подразделения. Таким образом, весь кластер станет более эффективным и устойчивым, то есть, способным проводить больше комплексных операций. Кроме того, не каждая страна должна предоставлять и платить за все.

Как указано в документе, с инициативой концепции рамочных государств Германия преследует три цели: во-первых, это оправдывает обслуживание спектра своих возможностей и военных структур, сохраняющихся в соответствии с философией "ширина до глубины" недавней военной реформы. Бундесвер может вернуть ее глубину, то есть устойчивость в операциях (которая была потеряла в ходе сокращений) за счет взносов других участников. Если Германия найдет партнеров, желающих присоединиться к этому сотрудничеству, Берлин может не менять эти структуры в одностороннем порядке без политического ущерба.

Во-вторых, оборонное планирование вышло бы на новый международный уровень: теперь партнеры должны планировать более подробно, достоверно и скоординированно. Более того, государства могли бы использовать уроки, извлеченные из сотрудничества в операциях НАТО и ЕС на более систематической и долгосрочной основе. Хотя европейские государства работали вместе в течение 20 лет — в Косово и Афганистане, например, — до сих пор многочисленные процедуры, разработанные между союзниками во время многонациональных операций, крайне редко адаптировались в долгосрочных проектах для будущего развертывания. Ибо ни военные, ни политические лидеры не хотят публично признавать масштаб своей зависимости от партнеров.

В-третьих, правительство Германии увидело возможность в этой концепции предложить весьма заметную инициативу от лица своей страны на саммите НАТО в 2014 г., затмив свою репутацию союзника, заинтересованного в сохранении статус-кво.

Кстати, на недавней закрытой конференции в Германии командующий вооруженными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжс заявил, что Россия через несколько лет будет способна одновременно вести три операции без дополнительной мобилизации. Под операцией он имел в виду текущий конфликт на Украине, т.к. в блоке НАТО тщательно придерживаются нарратива (и активно раскручивают его в западных СМИ), что именно Россия ведет войну с Киевом, отправляя на Донбасс военную технику, специалистов, и поддерживая повстанцев средствами. Ходжс заявил, что Россия разработала так называемую "гибридную войну", которую успешно протестировала в Крыму с помощью "маленьких зеленых человечков". И на очереди теперь страны Балтии и Грузия.[5]

Ситуацию усугубляет процесс переформатирования американского присутствия в Европе.

В начале января Министерство обороны США официально заявило, что Европейское командование США закроет 15 баз в Западной Европе. При этом количество американского контингента не уменьшится. На континенте останется от 67 до 94 тысяч военных и 27 тысяч гражданского персонала.[6] Десять лет назад предполагалось снизить воинский контингент на 30 тысяч человек, но теперь, когда в качестве угрозы была выбрана Россия, Европа стала считаться не стабильным регионом, которому нужна поддержка Вашингтона. Часть баз, соответственно, перемещается на Восток. Например, База ВВС в Милденхолле (Британия) вместе с четырьмя инсталляциями по поддержке будет возвращена Лондону, а самолеты KC-135 и подразделение по спецоперациям № 352 переводятся в Германию. Модель KC-135 представляет дозаправщик, значит, по этой логике, должна возрасти и активность ВВС США на континентальной Европе.

Это не внезапный шаг, связанный с сокращением расходов, а часть продуманной стратегии. Ведь в рамках этой реформы администрация Обамы попросила и получила одобрение Конгресса для Европейской инициативы перестраховки на общую сумму $ 985 млн. для Министерства обороны США. Согласно официальным документам Пентагон будет заниматься укреплением американского присутствия в Европе на ротационной основе и заниматься обучением персонала, проведением учений и других мероприятий НАТО; реализацией проектов по улучшению инфраструктуры для поддержки увеличения военного присутствия США и других союзников в Восточной Европе; работой с активами США в Европе. Значится, что данная инициатива также позволит США создать потенциал для новых союзников, таких как Украина, Грузия и Молдова.[7]

Интересно, что в то время как часть американского контингента выводится из Британии и Германии, немецкие подразделения переводятся в Польшу.[8] Аналогичные перестановки делает и Великобритания, пообещав направить в страны Балтии, а также Польшу и Болгарию до тысячи военнослужащих.

В планах США не только ротация, но и размещение в каждой стране Восточной Европы состоящей в НАТО нового контингента. Пентагон уже в марте перебросит три тысячи военных, а также 150 танков и бронемашин.[9] Это связано с убеждением, что если подразделения США будут находиться в каком-то государстве, особенно, граничащем с Россией, то Москва не будет нападать на нее. По крайней мере, так считает министр обороны Латвии Раймонд Вейонис, который «не боится России, за то благодарен 150 НАТОвцам, находящимся в его стране». Его слова цитирует издание World Affairs Journal, добавляя от себя, что может случиться неизвестно что, если там не будет американского контингента.[10]

На общем фоне есть и позитивные новости из лагеря НАТО, а именно увеличение трений между членами ЕС-США и Турцией, так как Анкара отказалась предоставлять свои базы ВВС для предполагаемых операций против ИГИЛ. Эрдоган и Давутоглу имеют принципиально другую позицию, чем США в отношении бомбардировок сирийской территории. Вероятно, что помимо опасений увеличения потока беженцев с севера Сирии (в частности из Алеппо), руководство Турции имеет более взвешенный подход, поэтому и запретило использовать базу Инджирлик для любых налетов на сирийскую территорию.[11]

[1] The Wales Declaration on the Transatlantic Bond, 05 Sep. 2014

http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_112985.htm?mode=pressrelease

[2] Joint press point following the 172nd NATO Chiefs of Defence meeting, 22 Jan. 2015

http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_116738.htm

[3] ''Romania is a strong Ally'' says NATO Secretary General, 16 Jan. 2015

http://nato.int/cps/en/natohq/news_116584.htm

[4] Claudia Major and Christian M?lling, The Framework Nations Concept, SWP Comments 52, Berlin, December 2014

[5] http://www.themoscowtimes.com/news/article/russia-could-soon-threaten-three-ukraines-at-once-us-general-warns/514476.html

[6] Sandra I. Erwin, Base Closures in Europe a Preview of Future Debates Over U.S. Military Budget and Strategy, 1/10/2015 http://www.nationaldefensemagazine.org/blog/Lists/Posts/Post.aspx?ID=1709

[7] DoD Announces European Infrastructure Consolidation Actions and F-35 Basing in Europe. Release No: NR-004-15, January 08, 2015

http://www.defense.gov/Releases/Release.aspx?ReleaseID=17097

[8] http://www.dw.de/deutschland-droht-us-truppenabzug/a-15652148

[9] http://thehill.com/policy/defense/229105-army-plans-to-shift-3000-troops-to-europe

[10] Elisabeth Braw, US Reliability Depends on Europe's Contribution to NATO, WAJ, 19.01.15

http://www.worldaffairsjournal.org/blog/elisabeth-braw/us-reliability-depends-europes-contribution-nato

[11] Karen DeYoung, Plan to expand bombing campaign in Syria stalls amid U.S.-Turkey disagreements, 18.01.15

http://www.washingtonpost.com/world/national-security/plan-to-expand-bombing-campaign-in-syria-stalls-amid-us-turkey-disagreements/2015/01/18/ef319bb8-9e83-11e4-a7ee-526210d665b4_story.html
Савин Леонид