Город русской морской славы Севастополь по определению должен быть российским. Четырехзвездный американский генерал Филип Бридлав озаботился милитаризацией Крыма. Об этом главком НАТО в Европе заявил на днях на встрече с журналистами.
«Мы наблюдаем в Крыму существенные изменения в части развертываемых там вооружений. Зенитные системы контролируют примерно половину Черного моря, а ракеты класса «поверхность – поверхность» покрывают его целиком. Эти системы вооружения превратили Крым в могущественный плацдарм, обеспечивающий проекцию силы в регионе», – подчеркнул генерал. По мнению американских экспертов, подобное размещение вооружений напрямую угрожает присутствию кораблей НАТО в Черном море и способно изменить баланс сил в регионе. А дальше, отвечая на вопрос о полетах российских самолетов над американскими кораблями, заходящими в Черное море, Бридлав заметил, что российские военные ведут себя в регионе в целом не агрессивно. «Мы видели разное поведение (российских военных), но по большей части его можно назвать профессиональным», – сказал он. Заметив при этом, однако, что чем ближе корабли НАТО подходили к крымскому побережью, тем больше они получали активного противодействия.
Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич, комментируя это и другие высказывания главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Филипа Бридлава, где он, в частности, утверждал и то, что Россия использует «замороженные конфликты в качестве инструмента политического давления на страны постсоветского пространства», заявил, что Североатлантический альянс ведет массированную антироссийскую пропагандистскую кампанию.
«Совершенно очевидно, что упомянутые заявления Бридлава идут в русле массированной антироссийской пропагандистской кампании, единственная цель которой – хоть как-то оправдать агрессивную политику Североатлантического альянса в отношении нашей страны, обосновать необходимость предпринимаемых НАТО шагов по наращиванию военного потенциала блока», – заявил Лукашевич, слова которого приводятся на сайте МИД России. «Такие высказывания настолько абсурдны и оторваны от действительности, что не заслуживают каких-либо отдельных комментариев, – сказал официальный представитель внешнеполитического ведомства.
– Вот что действительно не может не вызывать недоумения и обеспокоенности, так это то, что в последнее время с политическими оценками и программными заявлениями все чаще выступают именно военные функционеры альянса. Подобные факты лишний раз заставляют задуматься, кто на самом деле определяет нынешний вектор развития политики НАТО».
Близок локоть, но не укусишь
Но то, что не хочет комментировать МИД, можно проанализировать журналистам. Недовольство американского генерала возвращением Крыма в Россию и укреплением военной безопасности полуострова, в принципе понятно. Времена для американского или натовского господства в Черном море, особенно после августовских событий 2008 года, когда корабли США по разрешению тогдашнего президента Украины Виктора Ющенко, мечтавшего о вступлении Незалежной в Североатлантический альянс, и без согласования с командованием Черноморского флота заходили в Севастополь, кончились. По большому счету НАТО вообще нечего делать в этом регионе. Террористов, с которыми Брюссель, как не раз заявлял, ведет борьбу, здесь пока еще нет. Они действуют южнее и восточнее. Кстати, в тех местах, где хоть раз побывали американские войска. Членам альянса – Турции, Болгарии и Румынии – никто не угрожает. Прокладке газопроводов – тоже. Разве что бюрократия Евросоюза. Но с ней атлантистам соперничать как-то не с руки.
Правда, и в те годы, когда у Графской пристани швартовались американский крейсер УРО Philippine Sea или корвет Береговой охраны Dallas, севастопольцы встречали их акциями протеста, развернутыми российскими и андреевскими флагами, черными пиратскими знаменами, а еще плакатами, на которых были выписаны выразительные антинатовские лозунги. Такие, как, к примеру, «Fuck off NATO», «Ющенко в НАТО – маме гроб из военкомата», «Make love not war». Кто-то приносил на рушнике вместо каравая муляж бомбы для гостей из США. Кто-то показывал американцам известную комбинацию из трех пальцев. Американских моряков «гостеприимные» крымчане даже не пускали сойти на берег. Что уж говорить о сегодняшних днях, когда Крым и Севастополь стали российскими, а НАТО и Пентагон разорвали все военные связи с российскими военными. Ни Брюссель, ни Вашингтон в Москве за партнеров давно уже никто не держит, и, конечно, приближение без спросу к территориальным водам России в Черном море чужих кораблей российские генералы и адмиралы считают и будут считать явно недружественным актом. И, естественно, всеми возможными средствами, которые есть в распоряжении военнослужащих Черноморского флота, будут всячески препятствовать возможному нарушению суверенитета нашей страны.
Полеты отечественных штурмовиков над боевыми кораблями США и НАТО на границе территориальных вод России – только один из способов напомнить незваным гостям о том, по ставшем поговоркой выражению Михаила Горбачева, кто есть who в Черном море. Причем никаких международных правил они не нарушают. Но и своих боевых способностей не маскируют. Говорят, что моряки американского эсминца УРО Donald Cook до сих пор с содроганием вспоминают, как российский Су-24МР 12 раз пролетел над его антеннами, врубив на полную мощность систему радиоэлектронной борьбы «Хибины», из-за чего на боевом корабле вышли из строя все комплексы управления оружием. В том числе и хваленая система Aegis.
Заходы с оглядкой
Тем не менее натовские корабли продолжают регулярно заходить в Черное море, посещают порты своих союзников по блоку. Например, Болгарию, где, кстати, создается один из пунктов управления военно-морскими силами альянса. Румынию, где строится база противоракетной обороны США с системой Aegis и противоракетами SM-3. Турцию, где на американских базах в Измире и Инджирлике находятся до полутора тысяч солдат и офицеров Пентагона. А еще партнеров по совместной подготовке войск враждебной сейчас к России Украины и пытающейся наладить с нами прежние, до августа 2008 года, отношения Грузии.
Но теперь моряки этих кораблей вынуждены очень тщательно следить за маршрутами своего передвижения. И, безусловно, соблюдать требование доктрины Монро. Не превышать сроков своего пребывания в Черноморском бассейне более 21 дня и не превышать общего водоизмещения своих кораблей свыше 45 тыс. т. Вот и в последний визит в румынский порт Констанца американского эсминца УРО Cole (DDG-67), находившегося в Черном море с 8 февраля, закончился 25 февраля. Как и его совместные маневры у западного берега Черноморской акватории с фрегатами Marasesti (F 111) и Regina Maria (F 222) ВМС Румынии, а потом и с фрегатом Yildirim (F-243) и подводной лодкой Yildiray (S 350) ВМС Турции.
По словам бывшего командующего Черноморским флотом, а ныне советника начальника Генерального штаба Вооруженных сил России адмирала Игоря Касатонова, заходы натовских военных кораблей в акваторию Черного моря – это часть разведывательной работы, которую осуществляет Запад против нашей страны. Она дополняет их сухопутное и спутниковое наблюдение. Конечно, один или два корабля, ведущие радиоэлектронную разведку, особого ущерба нам принести не могут, говорит адмирал, но в комплексе это очень неприятно. Поэтому мы вынуждены постоянно отслеживать и контролировать ситуацию, а при заходах этих кораблей принимать меры по снижению разведпризнаков, ослаблять радиолокационную активность. Дополним от себя адмирала: разведку военные ведут не просто так – из любопытства. Это подготовка ударов по наиболее важным в промышленном, социальном и военном отношении целям. Примерно таких, как объекты жизнеобеспечения столицы Сербии Белграда, по которым американские и натовские корабли наносили ракетные удары в 1999 году.
Повышенная активность США и НАТО в Черном море, которую можно назвать даже агрессивной, укрепление их военных связей с соседями России в Черноморском бассейне, размещение на их территориях военных баз, провоцирование в этом регионе цветных революций заставляют нашу страну обращать повышенное внимание усилению безопасности своих южных рубежей, в том числе и в Крыму. Этого никто не скрывает.
Крым наш - навсегда
Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что обострение ситуации на Украине и растущее иностранное военное присутствие вблизи российской границы внесли коррективы в работу командования Южного военного округа, в состав которого включен и Крым. И одной из приоритетных задач военного руководства стало развертывание полноценной и самодостаточной группировки войск на крымском направлении. Какие именно системы и комплексы вооружений и систем обеспечения боя размещены на полуострове, официальной информации нет. Но в открытой печати не раз звучали слова о том, что здесь создана полноценная и глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны. Основу ее составляют зенитные ракетные комплексы типа С-300ПМУ и «Тор-М2», а также зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1». Береговую оборону обеспечивают ракетные комплексы «Бастион», оснащенные сверхзвуковой управляемой противокорабельной ракетой «Яхонт». Она способна (согласимся с генералом Бридлавом) держать под контролем и, что называется, простреливать все территориальные воды России и даже зону наших экономических интересов.
Кроме того, в Крыму помимо кораблей Черноморского флота и разнообразных частей, которые входят в его состав, развернуты эскадрильи истребителей Су-30 и МиГ-29, фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков Су-24 и Су-34 и даже, что, правда, официально не подтверждено, дальних бомбардировщиков Ту-22М3. В ближайшие месяцы и даже годы в Севастополь и Новороссийск, где создается новая база для кораблей ЧФ, должны прийти шесть дизель-электрических подводных лодок и столько же фрегатов. Первые из них – ДЭПЛ проекта 06363 «Новороссийск» и фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» – уже проходят ходовые испытания и вскоре войдут в боевой состав флота.
Назвать все это милитаризацией, принимая во внимание то, что флагман ЧФ ракетный крейсер «Москва» имеет возраст за 30 лет, а самые молодые корабли в Севастополе «Бора» и «Самум» появились на флоте еще в начале 90-х годов прошлого века, и при том, что только у Турции кораблей сегодня больше, чем у Черноморского флота России, язык не поворачивается. На такие нелепицы способен только генерал Бридлав.
Ему крокодиловы слезы по поводу укрепления безопасности нашей страны в Крыму, видимо, положены по должности. Хоть как-то он должен оправдывать ту агрессивную политику, которую проводит в отношении России Североатлантический альянс. Как говорят в народе, в чужом глазу видит соринку, в своем не замечает и бревна.
Виктор Литовкин
Источник: topwar.ru