Отряд специального назначения
Речь идет об отряде специального назначения «Заслон», созданном в структуре Службы внешней разведки в 1997 году в соответствии с секретным приказом президента Российской Федерации и получившем официальный статус Седьмого отдела Центра внутренней безопасности СВР.
Для достижения оперативной готовности отряду понадобился всего год. По прошествии этого времени самый секретный спецназ России был признан способным осуществлять автономные действия по силовой поддержке операций Службы внешней разведки за пределами Российской Федерации. При этом согласование своих действий с другими ведомствами и службами отряду не требуется. О степени засекреченности этого подразделения свидетельствует и факт его подчиненности непосредственно директору Службы внешней разведки РФ.
Специалисты, по своему служебному положению имевшие доступ к информации о функционировании отряда «Заслон», нередко сравнивали его бойцов с военнослужащими «Отдельного учебного центра» при Первом главном управлении КГБ СССР, выполнявшего в то время аналогичные боевые задачи.
“Если для обеспечения безопасности нужно встать под пули – вставайте, если нужно в одиночку противостоять сотне боевиков – воюйте, но предоставьте объекту возможность отхода. И каждый из нас, не задумываясь о себе, готов так поступить”
Ключевыми задачами спецподразделения «Заслон» были определены:
-
силовое реагирование на возникающие угрозы в отношении дипломатических миссий Министерства иностранных дел и объектов Службы внешней разведки Российской Федерации за рубежом;
-
охрана первых лиц российских посольств и носителей секретной информации;
-
обеспечение безопасности агентурной работы;
-
силовая поддержка разведывательных операций за пределами территории Российской Федерации;
-
осуществление специальных операций, связанных с деятельностью иностранных государств и их спецслужб;
-
противостояние радикальным группировкам, действия которых направлены против интересов Российской Федерации и существующего политического строя;
-
охрана руководящего состава СВР и МИДа РФ во время их визитов в горячие точки.
В случае возникновения опасности для сотрудников российских посольств спецподразделение «Заслон» приступает к проведению операции «Прорыв», предусматривающей организацию их экстренной эвакуации.
По некоторым непроверенным источникам, штатная численность отряда не превышает трехсот человек, каждый имеет опыт проведения специальных операций на территории иностранных государств.
Естественен вопрос о частоте практического применения бойцами «Заслона» своих профессиональных навыков. Главная задача как раз заключается в том, чтобы минимизировать возможность возникновения ситуаций, в которых военнослужащие спецподразделения должны выступить в роли действующих лиц. Иногда для этого используются демонстративные действия, показывающие лицу, идентифицируемому охраной в качестве потенциальной угрозы, присутствие серьезной и весьма агрессивной физической силы, способной молниеносно реагировать на любое проявление враждебности в отношении дипломатов.
Кроме того, не все зависит от них. Мы все помним убийство российского посла в Турции Андрея Карлова, произошедшее в 2016 году в центре «Современного искусства» Анкары. Тогда охрана посла в лице сотрудников Седьмого отдела Центра внутренней безопасности СВР отсутствовала. Турецкая сторона на протяжении более десяти лет отказывала российскому посольству в разрешении на вооруженную охрану из России.
Один из источников рассказал историю задержания на охраняемой территории в Алжире двух молодых людей, оправдывавших свое проникновение на режимный объект тем, что они сталкеры и решили подобным образом развеять тоскливое настроение. Задержанные подверглись настолько мощному психологическому и физическому воздействию, что вместо «хандры» у этих и других «сталкеров» на рефлекторном уровне сформировалось чувство животного страха, приводящее их в ужас даже при приближении к подобным объектам. Эффективность урока оправдала ожидания, больше подобных инцидентов не возникало.
Приходится бойцам «Заслона» принимать непосредственное участие и в локализации последствий массы мелких, но грозящих серьезными осложнениями инцидентов. Таких, как появление «непонятных» людей вблизи охраняемого лица или «случайные» дорожно-транспортные происшествия с автомобилями первых лиц посольства. Реакция охраны должна быть моментальной: от оперативной эвакуации автомобиля посла до открытой демонстрации оружия и недвусмысленного посыла о том, что в случае даже имитации атаки на охраняемое лицо нападавший будет немедленно уничтожен.
Тем более практика показала, что 99 процентов «случайностей» не случайны, а являются не чем иным, как разведкой, направленной на поиск наших уязвимых мест.
«Если нужно встать под пули – вставайте»
Несмотря на плотную завесу секретности, в свободный доступ иногда просачивается информация о прямых боестолкновениях с участием бойцов спецподразделения «Заслон». Ограниченному кругу лиц известен факт взятия в качестве заложников сотрудников российского посольства в Болгарии в девяностых годах. Реакция со стороны спецотряда СВР была мгновенной. Был установлен круг ближайших родственников похитителей, «убедительные просьбы» которых не могли не быть услышаны террористами. Заложники были тут же освобождены.
В этот ряд можно смело поставить и действия сотрудников Седьмого отдела во время обстрела зданий посольства России в Ливии. Развитие атаки было блокировано, а сотрудники выведены в безопасное место.
Говоря об известных спецоперациях «Заслона», нельзя обойти вниманием проведение операции «Прорыв» в Ираке. Ключевой задачей сотрудников Седьмого отдела стала оперативная эвакуация всех без исключения сотрудников посольства. Во время выхода колонны с дипломатами по предоставленному властями коридору с американской стороны начался ее обстрел. Не вдаваясь в подробности, скажем – эвакуация прошла в кратчайшие сроки, причем без пострадавших.
Рассказывая «по секрету» об особенностях своей службы, бойцы говорили буквально следующее:
«Мы получаем инструктаж, основной мыслью которого является безопасность охраняемого лица. Нам говорят так: если для ее обеспечения нужно встать под пули – вставайте, если нужно в одиночку противостоять сотне боевиков – воюйте, но предоставьте объекту возможность отхода. И каждый из нас, не задумываясь о себе, готов так поступить».
Вспомним эвакуацию в апреле 2015 года российских граждан из охваченного войной Йемена. Показательно, что в ходе нее бойцы Седьмого отдела спасли и сотрудников посольства США. Не хваленые «морские котики», не десант американской армии, поддержанный ударной авианосной группой и массированными авиационными ударами, а российский спецназ.
Очевидно, что военнослужащие «Заслона» сегодня присутствуют на территории Сирийской Арабской Республики. Сложность сложившейся там обстановки в сочетании с реальностью угрозы гражданам Российской Федерации вынуждает задействовать их, причем в гораздо большем численном составе, нежели в странах, например, Евросоюза. «Заслон» – высокомобильное подразделение, четко реагирующее на изменения мировой политической обстановки. Его местонахождение определяется формулой: «Где горячо, там «Заслон». Руководители Службы внешней разведки характеризуют их как «очень достойных ребят и настоящих бойцов».
В подразделение набираются бойцы с прекрасным знанием иностранных языков и отличной физической подготовкой. В перечень необходимых компетенций сотрудника Седьмого отдела входит углубленная минно-инженерная, стрелковая и психологическая подготовка. Бойцы «Заслона» обладают профессиональными навыками обслуживающего и технического персонала: садовников, сантехников, электриков, слесарей. В свободное время от исполнения служебных обязанностей бойцы обеспечивают хозяйственную жизнедеятельность посольств и постоянных представительств. Такое положение вещей позволяет не только в значительной мере экономить бюджетные средства государства на содержание объектов, но и исключить возможность несанкционированного проникновения «случайных» людей на охраняемую территорию. Кроме того, залегендировать факт присутствия бойцов «Заслона» в дипломатических представительствах.
Виталий Орлов