Русские Вести

Мундир должен быть строг и красив


Ежегодно в День Победы люди замечают среди празднующих своеобразных «коллекционеров». Некоторые из них надевают на себя огромное количество медалей, по принципу – чем больше, тем лучше. Чужие боевые награды соседствуют с юбилейными значками, все они размещены вне какого-либо порядка и логики. Встречаются члены общественных организаций, собирающие у себя на груди ворох общественных знаков отличия, очень похожих на государственные награды. Есть аферисты, выдающие себя за ветеранов боевых действий, да и просто больные люди.

Непосвященным гражданам трудно отличить ряженного от настоящего ветерана Великой Отечественной или участника более близких к нам боевых действий.

Чья в этом вина? Стоит ли наказывать «коллекционеров»? Как определить, кто перед тобой?

Дело в том, что даже у немногих живущих ветеранов Великой Отечественной среди всех наград, действительно боевых – меньшинство. Если не брать маршалов, генералов и офицеров, которые могли получать полководческие ордена Победы, Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, то набор настоящих боевых наград – достаточно невелик.

Это ордена Ленина (вручался как за боевые, так и другие отличия), Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, солдатский орден Славы. Медали «За отвагу», Ушакова, «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны», А также «За победу над Германией», «За победу над Японией», за оборону, освобождение и взятие городов. Но один и тот же человек не мог получить медали за освобождение/взятие всех городов, ведь воины получали заслуженные награды в составе фронтов и армий, воевавших на разных направлениях. А кавалеры всех степеней ордена Славы или нескольких медалей «За отвагу» известны поименно, как и Герои Советского Союза.

К сожалению, наградная система искажена достаточно давно. Главным образом – огромным количеством всевозможных государственных, полугосударственных и окологосударственных юбилейных и ведомственных наград.

Награждениями к каждому празднику новыми медалями за один и тот же подвиг (если есть в списке у администрации – положено к празднику наградить).

А потом подтянулись и всякие «общественные награды». Кто не обласкан администрацией по первому варианту, компенсирует это общественными знаками отличия. Те, кто разбираются – в этом ворохе могут рассмотреть действительно стоящую награду. Или ее отсутствие. А дети, да и обычные люди, не разбираются и думают: больше медалей – больше подвигов совершил.

Сегодня можно часто увидеть вполне официальных, действующих военнослужащих и сотрудников силовых структур, украшенных не меньше ветеранов. В три-четыре ряда висят награды на кителях людей, которые по возрасту и полу просто не могли бросаться на амбразуры танков и командовать фронтами. Обилие юбилейных наград, в том числе государственных, выпускаемых к каждому пятилетию, девальвирует саму систему. Недобрую традицию подхватывают учащиеся военных заведений и кадеты: на груди многих из них тоже красуются грозди медалей «за отличную учебу» или участие в парадах. Многие возмущаются, глядя на таких орденоносцев.

Что же делать? Обратиться к истории нашей страны!

В годы Великой Отечественной и какое-то время после неё участники сражений носили исключительно государственные награды. Каждая из них была известна и понятна окружающим. Вызывала у них заслуженное уважение. Конкретная награда – за конкретный подвиг.

А до 1917 года наградная система была ещё более чёткой и стройной. Ордена и медали давались и за гражданскую службу, и за успехи в хозяйстве и меценатстве. Но это были не боевые награды.

Главной боевой наградой был орден святого великомученика и победоносца Георгия. А таже Георгиевское оружие. Для нижних чинов – Георгиевские кресты и медали. Получали наши предки и другие ордена, но при всех формах одежды было положено носить только Георгиевские награды. Авторитетный генерал, даже выдающийся полководец, мог носить только два крестика – ордена Георгия VI и III классов и пользоваться непререкаемым авторитетом. «Георгий» давал и офицерам, и солдатам право ускоренного продвижения по службе.

Что же касается остальных наград, то каждая из них имела своё четкое место в иерархии. Выдающийся человек мог носить только одну высшую степень – орденский крест или звезду, и всем было понятно, каким почетом и уважением он пользуется в государстве. Не обязательно и не нужно было для этого носить гроздья металла на груди.

Наград не должно быть много. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что, к сожалению, большинство современных российских государственных орденов и медалей широкому кругу людей просто не известны. Государственные награды теряются в массе общественных знаков, похожих на них до степени смешения.

Кстати, не так давно в российском Министерстве обороны приняли здравое решение: ограничили ношение наград на парадном мундире двумя колодками по пять штук, запретив ношение общественных знаков. Считаю, что эту практику стоит продолжить. Русский мундир должен быть строг и красив.

Страсть к блестящей бижутерии – не наша традиция. Неплохо бы продолжить наведение порядка в наградном деле. Например, сократить количество региональных и ведомственных наград. Медали за выслугу превратить в простой знак в виде планки с орденской лентой и римской цифрой. А вот отмечать за подвиги, за храбрость в бою или при спасении людей нужно не ведомственными, а государственными наградами!

Стоит полностью прекратить практику награждения несколько раз за один и тот же подвиг и постоянного выпуска юбилейных медалей к каждому пятилетию. Или, по крайней мере, сделать дурным тоном их ношение. Дали памятный знак – пусть лежит под стеклом. Неплохо бы ограничить ношение общественных наград вместе с государственными. И, уж конечно, прекратить практику изготовления общественных наград, похожих на государственные. Общественные знаки «200 лет Георгиевскому кресту» или различные вариации на тему ордена Красной Звезды сегодня можно купить в любом военторге. А ведь их с трёх шагов не отличить от боевого оригинала!

Для всех этих мер требуется не только юридическое обоснование и издание ведомственных приказов, но и политическая воля. В результате же мы получим укрепление авторитета военной и гражданской службы, а также мотивируем людей стремиться к получению настоящих, а не придуманных регалий.

Алексей Селиванов

Источник: www.stoletie.ru