Модернизированный стратегический ракетоносец создаст «Виртуальное КБ»



Объединенная авиастроительная корпорация начала работу над модернизацией межконтинентального стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Самолет предстоит изменить более чем наполовину. Впервые в истории современной авиации в работе будут одновременно задействованы сразу несколько крупных отечественных конструкторских бюро.

Когда в 1984 году на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова (ныне входит в состав компании «Туполев») развернулось серийное производство отечественного стратегического бомбардировщика Ту-160, авиастроители не скрывали гордости. Специалисты ОКБ им. А. Н. Туполева разработали самый большой в мире военный самолет в своем классе: его вес — около 300 т, это почти как три кита. За белоснежную окраску и грациозный полет самолет получил неофициальное название «Белый лебедь». Производственная кооперация самолета в советское время включала около 600 крупных поставщиков. Уникальные характеристики позволили Ту-160 поставить более 40 мировых рекордов. Самолет способен без дозаправки преодолеть 12000 км, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. Крылья с изменяемой стреловидностью позволяют совершать полеты со сверхзвуковой скоростью. Заложенные конструкционные особенности позволяли улучшать характеристики машины еще в течение десятков лет. И вот подошел такой срок для крупной модернизации.

СИЛА ЦИФРЫ

В апреле 2015 года министр обороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту-160, но уже в модернизированном виде. Проект получил название Ty-160М2. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, до 2020 года на вооружение военно-космических сил России будут поставлены десять таких самолетов. «Ту-160М2 отличается от своего предшественника принципиально новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения, — уточнил Борисов, — Ту-160 в варианте „М2“ будет абсолютно новым самолетом с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, но старым обликом планера. Его эффективность увеличится в 2,5 раза по сравнению с предшественником».

Самолет выпускался на Казанском авиационном заводе (входит в ПАО «Туполев») с 1984 года. В 2008 году был передан госзаказчику последний на сегодня Ту-160. Чтобы использовать новейшие достижения в области цифрового проектирования и жизненного цикла изделий ОАК вместе с Минобороны России и Минпромторгом России начали реализацию проекта по оцифровке конструкторской документации Ту-160, в котором самым плотным образом участвуют все отечественные авиационные конструкторские бюро.

«В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства и изготовлению вновь самолета Ту-160 с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолета без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний, — рассказывает вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов, — Соисполнителями у „Туполева“ стали ОКБ Сухого, РСК „МиГ“, корпорация „Иркут“, ТАНТК им. Г. М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию „виртуального КБ ОАК“, способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки».

В советской авиационной истории были лишь единичные случаи, когда для создания новых машин свои усилия объединяли неколько конструкторских бюро. Например, два десятка лет назад компании «Туполев» и «Ильюшин» совместно работали над проектами самолетов Ту-204/14 и Ил-96.

«Впервые в истории отечественной авиации инженеры практических всех ведущих школ — Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна — собраны и работают в одной команде», — отмечает Валерий Солозобов, заместитель генерального директора компании «Туполев» по проектированию, НИР и ОКР.

Конструкторы в разных частях России заняты цифровым проектированием разных частей планера и крыла. Задача — создать около полумиллиона чертежей в 3D-формате в современных программах, завершить проектирование и подготовить их к промышленному производству. «Цифра» поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах. «Уже сегодня закладываются решения, которые позволят существенно облегчить и удешевить производство и обслуживание самолета в течение всего жизненного цикла», — говорит Солозобов.

«В течение очень сжатого отрезка времени нам предстоит создать новую конструкторскую документацию для проекта модернизации самолета, — говорит генеральный конструктор — вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков, — При реализации проекта Министерство обороны, Министерство промышленности и торговли, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы. Мы уверены, что сможем добиться лучшего результата».

НОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

К началу работы над проектом ОАК объединила все конструкторские бюро и заводы в единое информационное пространство. Была завершена работа по созданию единого «виртуального КБ». В него были включены рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу и расположенных примерно на сорока различных площадках — авиастроительных КБ и заводах, предприятиях смежников.

Специально под проект Ту-160М2 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Возникли дополнительные требования к пропускной способности и защищенности информации, передаваемой в единой среде.

Учитывая географическую распределенность предприятий-кооперантов проекта (от Дальнего Востока до центра европейской части страны), работа с едиными конструкторскими данными проекта может вестись практически круглосуточно. Единая среда позволяет разумнее использовать дорогостоящие лицензии инженерного программного обеспечения, используемого в ходе проектирования авиационной техники. Скорость работы над проектом теперь не зависит от наличия человеческих ресурсов и рабочих мест в том или ином КБ.

Важно отметить, что аппаратное обеспечение каналов связи построено на отечественном оборудовании, поэтому оно централизованно поддерживается и управляется. Большой вклад в реализацию проекта внесли специалисты Объединенной приборостроительной корпорации.

Обработка и хранение информации по проекту осуществляется в современном центре обработки данных, запущенном в компании «Туполев» в 2015 году. Его мощность — 50 терафлоп, одна из самых крупных в российской промышленности.

НЮАНСЫ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ряд ведущих на сегодняшний день конструкторских школ — «Сухого», «Иркута» — уже имеют опыт создания современных самолетов поколений 4++ и 5. В каждом КБ сложилась своя практика проектирования в определенных программах, используются свои протоколы обмена информацией.

«В России существуют мощные школы проектирования в разных фирмах. Благодаря совместной работе конструкторы в разных регионах страны получили возможность обмениваться опытом друг с другом, перенимать навыки», — делится Валерий Солозобов.

В рамках рабочего процесса было принято решение выбрать унифицированное решение на базе продукта ЭЛОИЗ. Программа широко используется конструкторами. Есть уже примеры взаимопомощи в освоении продукта: специалисты «Сухого» помогли в обучении десятков молодых конструкторов «Туполева» и других предприятий.

Инновационный подход к организации работ позволит примерно в полтора раза сократить цикл разработки и запуска продукта в серию - до 10-12 лет.

Журнал ОАК «Горизонты» № 1(9).2016 с. 8, — стр. 56 НАЗ «Сокол» Марина Лысцева

Источник: cont.ws



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.