Еще в начале нынешнего года британский телеканал SkyNews, ссылаясь на данные экспертов, сообщил, что 40% территории Украины было заминировано в ходе военных действий. С тех пор прошло несколько месяцев. Не исключено, что сейчас смертоносным содержимым наполнена почти половина страны. Что абсолютный и очень печальный мировой рекорд.
Заминированная земля – мертвая земля. По ней нельзя ходить, она непригодна к засеванию, на ней невозможно строить. Минами усыпано и морское побережье, к примеру, Одессы, которое издавна было местом отдыха. Теперь оно пустынно. По сути, Украина – «минный Чернобыль», только площадь его загрязнения гораздо больше.
В недрах плодородной земли республики, на которых собирали богатейшие урожаи, спрятаны мины многих стран, различной мощности – противопехотные, противотанковые, мины-ловушки, лягушки, растяжки, а также неразорвавшиеся снаряды и прочие средства убийства. Минирование вывело из оборота 470 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель.
Как сказано в отчете специалистов из неправительственной организации Mines Advisory Group («Консультативная группа по минам»), Украина является самой заминированной страной в мире. По словам представителя группы Катерины Темплтон, «загрязнение боеприпасами огромно».
«Это даже нельзя сравнить с Сирией или Афганистаном», – отметила она. И добавим – с Камбоджей, которая ранее считалась самой заминированной страной в мире. Теперь «пальму первенства» у нее отобрала Украина. Ее солдаты год с лишним минировали все и вся, никто и не думал о последствиях...
Недавно группа саперов из «незалежной» побывала в Камбодже, где перенимала опыт коллег по ликвидации зарядов. За три десятилетия войны и гражданского конфликта на территории этой азиатской страны разбросано несколько миллионов мин. В свое время бельгийская некоммерческая организация Aроро отправила из Танзании в Камбоджу необычный отряд саперов – больших гамбийских крыс.
Эта идея принадлежит основателю организации, бывшему инженеру, а ныне дзен-буддискому монаху Барту Уитдженсу, изучавшему особенности поведения грызунов. Он пришел к выводу, что они могут быть прекрасными и недорогими саперами и основал первую в мире саперную школу для крыс - HeroRAT, то есть «Героические крысы».
Ранее Уитдженс успешно опробовал свою методику в Мозамбике, земля которого также была наполнена взрывоопасными предметами. Эксперимент завершился успешно – в 2015 году эта африканская страна объявила себя свободной от мин.
Кстати, этой стране помогали в разминировании и специалисты из России. Инструкторы и преподаватели РФ готовили военнослужащих Мозамбика на базе учебного центра армии этой страны.
Россияне работали и в Сербии. Они обезвреживали боеприпасы, оставшиеся со времен Первой и Второй мировых войн, бомбардировок НАТО в 1999 году и взрыва на армейском складе в Парачине семь лет спустя...
Помощь Украине в разминировании обещали южнокорейские специалисты. Кроме того, Нидерланды прислали в «незалежную» 11 собак-саперов, которые прошли курс по направлению «поиск взрывчатых веществ и оружия».
Но это – капля в море. Чтобы ликвидировать все минные поля Украины понадобится огромное количество специалистов и несметные затраты. По признанию главы кабинета министров «незалежной» Дениса Шмыгаля, на разминирование всей загрязненной территории страны потребуется более 37 миллиардов долларов.
Прогнозы вице-премьера Ирины Верещук еще более пессимистичные: при нынешних темпах на полное разминирование страны уйдет 70 лет и для этого понадобиться 40 миллиардов долларов. Но это сейчас. Ведь военные действия продолжаются. Площадь опасной территории неуклонно растет…
Но даже если война прекратится, кто даст Киеву такие огромные деньги? Скорее всего, эту проблему придется решать самим украинцам, но это вряд ли сумеет сделать нынешнее поколение. Да и не факт, что это будет под силу будущему. Но опять же, если найдутся деньги.
Впрочем, часть этих, в прямом смысле слова, взрывоопасных вопросов лягут на плечи россиян – во всяком случае, в республиках Донбасса, Херсонской и Запорожской областях, ставших территорией РФ.
Это огромная, опасная работа, требующая смелости, самообладания и знаний! Тем более, что на Украине мины закладывались хаотично, где придется, возможно, и без составления схем. Поэтому смертельная опасность еще долго будет подстерегать людей. Одних «Лепестков», которые слились с землей и травой – огромное количество. Эти мины – легкие, пластмассовые, которые трудно обнаружить. Мгновенная вспышка и здоровый человек превращается в калеку. Варвары из ВСУ забрасывали «Лепестками» мирных жителей Донецка, рассыпали в боях под Яковлевкой, Соледаром, Угледаром, Изюмом и в других местах.
Это не только вопиющая жестокость со стороны Украины, но и нарушение Оттавской конвенции о запрещении противопехотных мин и их уничтожении. Представители «незалежной» подписали этот документ, но свои огромные арсеналы не опустошили и активно их используют. ВСУ применяли заряды против жителей ДНР и ЛНР, начиная с 2014 года, и продолжают это делать сейчас.
Вместо послесловия
Во время Великой Отечественной войны территория СССР была буквально начинена минами, неразорвавшимися бомбами и снарядами. Их обезвреживали мужественные саперы с нехитрым снаряжением, состоящим из лопатки, короткого щупа, миноискателя. Им помогали специально обученные собаки.
В феврале 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны, согласно которому разминирование было возложено на команды Осоавиахима, которые комплектовались из добровольцев не младше 15 лет.
«Разминеры» работали, не покладая рук, презрев опасность, и часто несли потери. Работу же они проделали колоссальную! С 1946–го по 1953 годы силами добровольцев и военных инженеров на площади около 183-х тысяч квадратных километров было собрано и уничтожено 60 миллионов единиц взрывоопасных предметов.
Только через несколько лет за дело взялись профессиональные саперы. Их работа продолжалась до 70-годов. Но и позднее на территории Советского Союза продолжали находить боеприпасы. В частности, в Москве была обнаружена взрывчатка во время разборки старого моста в районе Дмитровского шоссе.
В июле 2005 года строители, расчищавшие фундамент снесенной гостиницы «Москва», обнаружили несколько десятков ящиков тротила. Страшно представить, что произошло бы с центром Москвы, если бы прогремел взрыв…
Вероятно, взрывчатые вещества хранились в здании с осени 1941 года, когда передовые части вермахта рвались к Москве. Тогда важные стратегические объекты минировали. Заложили взрывчатку и в отеле с видом на Кремль, где собирались разместиться важные немецкие персоны…
Строители не раз натыкались на артиллерийские снаряды в районах Щукино и Хорошево-Мневники. Краеведы утверждали, что в тех местах еще с конца XIX века находились военные склады, которые переходили от одного военного ведомства к другому. В 1941 году эти снаряды наверняка собирались пустить в дело.
Буквально на днях Великая Отечественная напомнила о себе снова – мину тех времен обнаружили возле дома на Проспекте Мира. Символично, что это произошло 9 мая, спустя 78 лет после окончания войны…
Валерий Бурт