Представитель Пентагона Джессика Макналти ушла от прямого ответа на вопрос прессы о похищении американцами в Ливии российского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Панцирь-С1Э». При этом она признала, что военное ведомство США в курсе публикации британской The Times, где были описаны детали операции. Потеряет ли российский ВПК связанные с ЗРК секреты?
По данным британского издания, «Панцирь-С1», ранее принадлежащий Ливийской национальной армии фельдмаршала Халифа Хафтара, был вывезен спецназовцами с поля боя и доставлен транспортным самолетом C-17A Globemaster III на американскую военную базу «Рамштайн» в Германии, где он находится до настоящего времени. Ливийцы получили наш ЗРК от ОАЭ.
Объявленная американцами причина вывоза ЗРК — опасения, что оружие попадет в руки террористов — лишь часть возможной правды. Скорее всего, в Пентагоне хотят досконально изучить комплекс: его материальную часть, принципы работы, программное обеспечение. Эта информация может затем использоваться против России как самими американцами, так и их союзниками.
«Панцири» неплохо показали себя и в Ливии, и в Сирии. Но были случаи, когда противнику удавалось уничтожить российские ЗРК. Значительную угрозу для них могут представлять турецкие ударные беспилотники «Байтакар». Эти аппараты пресса называет «убийцей «Панцирей». Современную версию беспилотников, представленную недавно производителем, планируется поставить на Украину.
— Существует как минимум три вида конфигурации сухопутного ЗРК, — говорит главный редактор портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев. — Старая конфигурация — та, что мы видим у арабов. Более свежая — с новой станцией обнаружения целей — сверху радар другой формы у нее. И самая свежая, которую показали в прошлом году, где еще и ракеты другие используются. В Ливии была старая версия — «Панцирь-С1», произведенная примерно в середине 2000-х годов.
Эти ЗРК поставляли в ОАЭ, в бригады в Подмосковье и возможно еще куда-то. Видимо, ОАЭ, оказывая помощь своим прокси-формированиям в Ливии, поставили им свои «Панцири». Один из них больше года назад был уничтожен с беспилотника (есть и другие случаи — авт.). Видео разошлись по сети широко. И вот теперь ЗРК захватили и вывезли.
«СП»: — В СМИ тиражируется информация, что ливийские экспортные «Панцири-С1» имели только оптическую систему управления…
— Такое вряд ли возможно. Основная система управления у «Панциря-С1» — радиолокационная. Она дублируется телевизионной оптической системой, которые применяются еще со времен модернизированных ЗРК «Куб» и «Бук». Радар — неотъемлемая часть «Панциря». Без радара этот ЗРК никто никогда не видел. Так что даже на старых «Панцирях» должны работать обе системы.
«СП»: ОАЭ — ближайший союзник США. Как они получили наши ЗРК?
— Напомню, что «Панцирь» был создан в основном на деньги ОАЭ. Существовал достаточно старый проект создания ЗРК для десанта — облегченного варианта «Тунгусски», прототипа «Панцирей». Но в 1990-е годы, когда со средствами у предприятий ВПК было совсем плохо, возникла идея реализовать проект на деньги и в интересах иностранного заказчика.
Такое тогда было сплошь и рядом. Например, Китай, закупая наши самолеты «Су», спасал Иркутский авиационный завод. Похожим образом выживало производство подводных лодок. То же и с разработчиком «Панцирей». Доработку этого ЗРК профинансировали ОАЭ и впоследствии получили эти комплексы в старой конфигурации на немецком четырехосном шасси MAN.
«СП»: — Вид шасси — это принципиальный момент?
— Нет. Помимо шасси MAN, «Панцири» ставили на «КамАзы», на четырехосные «Уралы», на шасси «БАЗ» брянского завода, которые проходили испытания в Капустином Яру, и на минские МЗКТ. Этот комплекс может стоять вообще без шасси: на прицепе или на корабле. Нужно только соблюсти определенные требования: генератор электропитания, система кондиционирования и, пожалуй, все.
Военный эксперт, полковник запаса Виктор Литовкин не склонен преувеличивать опасность потери секретов.
— Ничего страшного в захвате американцами нашего «Панциря» нет. Поставляя технику за рубеж, мы всегда имеем ввиду, что она может попасть в чужие руки. Веры ни туркам, ни египтянам, ни алжирцам нет. Понятно, что они дружат с американцами, продадут за деньги. Поэтому тактико-технические характеристики ЗРК загрублены, по сравнению с техникой для наших военных.
Когда в 1990-е годы белорусы кое-что продали американцам, конструктор С-300 В (ЗРК на гусеничном ходу) Вениамин Ефремов объяснил мне, что программное обеспечение этого комплекса они будут раскалывать лет двадцать даже на быстродействующих компьютерах. А Россия за это время уйдет вперед очень далеко.
«СП»: — Но если расколют, могут передать секреты туркам. Их «Байтакары» в Ливии угрожали «Панцирям» вполне успешно, а скоро турки продадут их Киеву…
— Турецкий беспилотники не так уж и опасны для «Панциря». Наш ЗРК их легко может сбивать. Все, что летает на высоте до 10−12 километров и в радиусе несколько десятков километров ему доступно. В отличие от того же американского Patriot, который не смог справится с атакой хуситов на саудовский нефтяной завод, поскольку не мог работать по низколетящим целям.
Но чтобы сбивать цели военным надо постоянно находиться на боевом дежурстве, следить за воздушной обстановкой. А если кто-то спит, выключает радар ЗРК, а потом удивляется, почему по нему нанесен удар, то тут уже ничего не поделаешь. Это называется халатность, непрофессионализм. Так было в Ливии, где арабы то ли спали, то ли уходили на намаз.
У «Панциря» есть ручной и автоматический режимы слежения. Но решение о работе против цели все равно принимает человек. Мало ли что там летит. Может, орел.
«СП»: — Получается, волноваться особенно не стоит…
— Нужно относиться спокойнее. Не как на митинге. От того, что «Панцири» попали американцам в руки, не значит, что их теперь надо выкинуть.
Еще один пример… Когда мы расстались с Украиной и стали налаживать производство военной техники и ее компонентов в России, многое пришлось делать заново, хотя были и чертежи и вся нужная информация. Оказалось, что на характеристики влияет буквально все, вплоть до качества используемой для выплавки металла руды. Так что американцам трудно будет повторить нас.
Кстати, мы тоже так делали. В музее в Кубинке стоят американские танки, которые мы вывозили из Египта, из Ирака.
— Даже если американцы действительно захватили наш ЗРК, разобрать его и понять, как он устроен, тем более воспроизвести, очень непросто, — резюмирует профессор Академии военных наук Сергей Судаков. — Это легко понять на примере автопрома. «Мерседес» можно купить легально, но изготовить его такого же качества вряд ли получится.
Военная техника, поставляемая Россией на экспорт, обладает другими, сниженными характеристиками. Подобно тому, как японские или корейские автомобили для внутреннего и внешнего рынка отличаются. Мы всегда предполагаем, что наша военная техника может быть захвачена противником и заранее принимаем меры.
«СП»: — Просто есть опасения, что США поделятся секретами с турками и те используют их против нас на той же Украине. Хотя для этого нужен определенный уровень доверия между Вашингтоном и Анкарой…
— Страны доверяют друг другу, когда им выгодно. Та же Турция, когда ей надо, вспоминает, что она член НАТО с 1953 года. А когда хочет купить российские С-400 говорит по-другому. Это очень ситуативно. Но надо помнить, что империи всегда играют только за себя.
На фото: зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)