Конец танковой эпохи: «Армата» – больше не танк, это больше, чем танк



Проект Т-14 «Армата» стал одной из главных военно-технических сенсаций 2015 года. Проект представлен как новый вариант основного боевого танка – ОБТ. Это замена Т-72Б и альтернатива Т-90 «Владимир». Однако при ближайшем рассмотрении «Армата» – это не совсем танк, а скорее универсальная оружейная платформа. Это новая эпоха бронетанковой техники.

Появление на Красной площади 9 мая 2015 года танка «Армата» произвело на иностранных военных представителей эффект разорвавшейся бомбы. В него просто не верили. Тут же поползли слухи о «картонном танке», тем более, что опыт дурить западных военных на собственных парадах у СССР был приличный.

Так в 1954 году в параде на Красной площади приняли участие пусковые установки баллистических ядерных ракет «объект 803», с мощной трубой, предполагавшей наличии в ней какой-то гигантской баллистической ракеты. На самом деле это была пусковая весьма скромной ракеты Р-11, одной из первых советских баллистических ракет, которые вскоре были сняты с вооружения. И никакой трубы на пусковой в штатной комплектации не предполагалось. Ракета располагалась открыто. В специальном желобе. Но, как говорится, главное дать пищу фантазии мужчин. Особенно военных. И это знает любая опытная женщина.

Вот то же самое происходит и с «Арматой». Танк внушителен и красив. Танки вообще красивая штука. Но главная сенсация осталась за кадром. Дело в том, что «Армата» не совсем танк. Точнее, не только танк. И уж точно не ОБТ. Эта эпоха завершена.

Рождение брони и гусениц

Цели и функционал танка за время существования этого вида вооружений претерпели серьезную эволюцию. Первые серийные неповоротливые и медленные английские монстры Mark-I,II,III и IV, похожие больше на броненосцы, нежели на сухопутные боевые машины, имели весьма узкое предназначение. А именно: помощь пехоте в преодолении нейтральной полосы, изрытой воронками и недоступной для броневиков и кавалерии, затем проделывание проходов в заграждениях из колючей проволоки и подавление первых трех рядов траншей. После в дело вступали гораздо более маневренные броневики и кавалерия.

Первое же применение «сухопутных броненосцев» (а англичане именно так их и называли, так как первые танки были сконструированы не армейскими инженерами, а флотскими – отсюда их необычный вид с бортовыми орудиями), показало, что идея эта неудачная. И следующим танком, вышедшим на мировую арену, стал французский Renault FT–17, прообраз танка будущего до сего дня. Он имел компоновку, ставшую классической: заднее расположение двигателя, вынесенную за габариты корпуса ходовую часть, орудийную башню кругового вращения, разнесенное расположение экипажа: корпус – башня.

С этого дня танк стал самостоятельным видом вооружений. Его скорость позволяла ему действовать автономно, самому прорывать линию обороны противника и, не дожидаясь подхода пехоты, развивать наступление. Но главное, танковые подразделения смогли осуществлять стремительные маневры. Именно они и стали главным инструментом немецкой тактики «блицкрига».

И всё же танки эти были разными. По весу, вооружению и функционалу. Одни, самые легкие, предназначались для разведки и сопровождения, вы не поверите, кавалерии. Это были танкетки и легкие танки. Другие, менее подвижные, но сильно бронированные, для сопровождения пехоты при атаке на оборонительные линии противника. Они так и назывались – пехотные танки. А третьи, почти такие же подвижные, как легкие, но имевшие гораздо более мощное вооружение и бронирование (хоть и не такое, как у пехотных), предназначались для действий в глубоком прорыве, фактически, в тылу у врага. Они назывались крейсерскими.

Советским крейсерским танком (хотя мы использовали другую классификацию) был танк серии БТ, что расшифровывается как «быстроходный танк». И именно на его основе харьковским конструктором Александром Морозовым была создана поистине революционная машина: легендарный танк Т-34, который и выиграл Вторую мировую войну.

В нем не было особых конструктивных новшеств. Но в нем была заложена гениальная простота и уникальное сочетание параметров. Он заменил собой все типы танков, став первым в мире ОБТ – основной боевой машиной. Именно на основе Т-34 и его более тяжелого собрата серии ИС были созданы все послевоенные советские танки, до Т-90 включительно.

Эту же модель – использования ОБТ как самого массового танка в войсках – со временем выбрали и за рубежом.

Однако с самого начала в этой модели был некий дефект, обнаружившийся уже на полях Второй мировой: танки всё чаще сражались с танками, и конструкторы невольно проектировали машины, далекие от первоначального функционала: не танки для борьбы с пехотой и противотанковой артиллерией противника, а танки для танковых дуэлей.

В современных ОБТ это свойство доведено до абсурда. Мощное противотанковое орудие способное попасть гиперзвуковым подкалиберным снарядом в форточку с расстояния в три километра. Вот только не нанеся никаких повреждений, кроме разбитой рамы и испуганных вражеских солдат в комнате, так и не понявших, что это мимо них пролетело.

Гипертрофированная лобовая броня толщиной в метры, оставляющая полностью беззащитным танк с кормы и верха башни.

В результате спрятавшийся в кустах солдат с копеечной пусковой установкой, а то и просто с гранатометом на крыше здания, пусть и с риском для жизни, одним двумя выстрелами уничтожает многотонную боевую машину стоимостью более пяти миллионов долларов с тремя-четырьмя членами экипажа. Что-то в этой арифметике не так.

Всё прекрасное когда-нибудь кончается

О конце эпохи бронированных монстров говорят уже давно. И это похоже на правду. Например, США отказались от разработки перспективного танка в металле, ограничившись эскизным проектированием на бумаге. Даже от модернизации своего основного танка Abrams M1, которым еще недавно хвастались на весь мир как лучшим танком, американцы отказались.

Произошло это по элементарной причине. Существующие танки исчерпали моторесурс своего прожорливого, требовательного и капризного двигателя LV-100. Его выпуск был прекращен. Ни один из существующих в мире танковых дизелей в корпус Abrams M1A2 попросту не влезал. Решение? В качестве модернизации на шасси старого доброго M60, в корпус которого в качестве усовершенствования влепили более мощный немецкий танковый дизель MTU, лепят башню Abrams. Соломон бы разрыдался от зависти.

И при этом общее количество ОБТ в армии и морской пехоте США сокращается. До такой степени, что США предпочли оставить свои Abrams M1A2 в Ираке после того, как вывели оттуда войска.

Немцы также отказались от новых модификаций своего «Леопарда-2», причем, если и модернизируют уже выпущенные машины, то используют для этого экспортные варианты танка из парков Швейцарии, Австрии и других операторов. И Германия, так же как и США, сокращает количество танков в Бундесвере.

А Британия запланировала такой секвестр своих бронесил, что это больше похоже на ликвидацию.

Замедлились танковые разработки практически во всех европейских странах, поскольку европейские армии всё больше сокращают закупку новых машин. Все новые разработки изначально проектируются как экспортные.

Это и понятно, так как ОБТ становится всё более популярным в третьих странах. Однако Турция, Индия, Пакистан и Корея производят или пытаются производить свои танки.

Одним словом, грядет танковая революция. А точнее она, похоже, состоялась. 9 мая 2015 года в Москве. На Красной площади.

Будущее брони

Итак, стало совершенно очевидно, что современной военной технологии нужны не танки для борьбы с танками (о пагубности этого подхода говорил еще танковый ас немецкий генерал Гейнц Гудериан), а танки для борьбы с пехотой. Танк должен перестать быть «снайперской винтовкой» большого калибра, а должен стать оружейной платформой, способной нести весь спектр вооружений в зависимости от поставленной задачи. Именно такой платформой и станет «Армата».

На этой универсальной базе модульным методом будет сконфигурировано целое семейство машин. Причем на некоторых из них модули и оборудование можно будет менять прямо в полевых условиях, перед боем.

Но начнем непосредственно с танка Т-14 «Армата». О том, какие в нем заложены новшества, и говорить не стоит. Прежде всего, это беспрецедентная на сегодняшний день живучесть и защита экипажа. Все три человека – командир, наводчик и механик-водитель – находятся в специальной сильнобронированной капсуле в носовой части машины. Они полностью отделены от пожароопасного двигателя, боекомплекта и запаса горючего.

Остальной корпус бронирован значительно слабее, и это оправданно. Современные кумулятивные и подкалиберные снаряды крайне неэффективно наносят повреждения внутренним конструкциям и агрегатам танка. В основном они губительны для экипажа.

Башня танка необитаемая, так что там тоже громить особо нечего, кроме того, основные приборы и оптика также защищены броней и малоуязвимы. Да и попадание в малогабаритную башню крайне всё же более сложное дело, нежели в корпус.

Подобное дифференциальное расположение брони, вкупе с использованием новой марки бронестали 44С-св-Ш с керамическими вставками, которая, по заявлению разработчика, при той же массе дает на 15% лучшую бронестойкость, позволила довести защиту экипажа до максимума возможного.

Кроме пассивного бронирования, «Армата» имеет динамическую броню «Малахит» и активную защиту. Причем динамическая броня имеет модульную конструкцию. Она может быть быстро снята для марша, а перед боем навешана именно на те сегменты танка, которые будут наиболее уязвимы именно в этой конкретной боевой задаче, а в нужных местах дополнительно усилена вторым слоем.

Активная защита «Афганит» еще интереснее. Это и ракетные установки, способные сбивать не только реактивные снаряды, но и гиперзвуковые подкалиберные. А также специальные мортирки, позволяющие ставить завесы всех трех типов: для оптического, инфракрасного и электромагнитного диапазонов. Кроме того, она дополнена мощными светодиодными прожекторами, способными ослеплять как головки наведения ракет, так и наводчиков противника и их автоматизированные оптические прицелы.

А благодаря автоматизированному управлению вооружением, 12,7 миллиметровый пулемет «Корд» способен в автоматическом режиме самостоятельно захватывать и перехватывать противотанковые ракеты и даже снаряды противника.

Но главное – это управляющий комплекс, установленный на «Армате». В отличие от традиционных танков, Т-14 предназначен не для одиночного боя, а для работы с группой различных боевых машин в одном тактическом звене, где он может выполнять функции разведки, целеуказания и дистанционного управления через ЕСУ ТЗ.

И вот теперь я расскажу, что же такое танк Т-14 «Армата». Потому что это не танк, а машина управления семейством машин платформы «Армата». На универсальной платформе «Армата», имеющей модульный характер, без каких-либо значительных конструктивных изменений уже сегодня размещаются тяжелая боевая машина пехоты Т-15 и самоходное орудие «Коалиция-СВ».

«Армата» – это один из тех редких случаев, когда проектировалась не собственно машина, а тактико-оперативная модель применения. И у каждой машины тут своя роль. Причем у Т-14 вовсе не роль основного танка.

Благодаря ЕСУ ТЗ, картинка со всех приборов наблюдения всех машин трех звеньев: танкового, пехотного артиллерийского – доступна всем машинам звена и командованию. И распределение ролей тут весьма далеко от современной модели боя. Это война будущего.

БМПТ Т-15 ответственна за зенитную борьбу и борьбу с наземными целями. Для этого она имеет всё необходимое. Боевой необитаемый модуль «Бумеранг» оснащен 30-мм пушкой 2А42, двумя сдвоенными ПТРК «Корнет» с дополнительным боекомплектом из зенитных ракет 9М133ФМ-3, 7, 62-мм пулеметом.

152-мм самоходная пушка-гаубица «Коалиция-СВ», способная стрелять на дальности до 60 (!) км со скорострельностью до 10 и даже 15 выстрелов в минуту в режиме автоматического «шквального огня». Именно она должна подавлять пехоту и артиллерию и уничтожать крупные цели противника.

А что же делает танк Т-14? Благодаря АФАР-радару он выполняет роль машины управления и целеуказания для Т-15 и «Коалиция-СВ». Он действует на самой первой линии, великолепно защищен и способен уничтожить некоторые цели самостоятельно.

Пред нами не танк. Перед нами будущее. И, кажется, мы первыми вступаем в него.

Олег Денежко

Источник: cont.ws



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 2

  1. Пётр Веклич 31 января 2016, 18:30 # 0
    Маленькое замечание. В танке Т-34 было применено новое конструкторское решение — дизельный двигатель. Насколько я знаю, ничего подобного нигде в мире не было. Невероятно, но этот мотор выпускается до сих пор с 1939 года. Изначально его проектировали для тяжёлых бомбардировщиков, поэтому он почти целиком изготовлен из алюминия. Другие новшества: 4 клапана на цилиндр; прямой впрыск топлива; никакой электроники, что очень надёжно; верхний распределительный вал. Пожарная безопасность, экономичность, возможность работать на почти любом топливе от мазута до трофейного искусственного бензина — в бою или на марше это далеко не пустой звук. Двигатель был разработан на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством конструктора Константина Челпана.
    1. Иванъ 31 января 2016, 16:12 # 0
      Гм, а ведь и правда ничто не стоит на месте.
      Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.