«Белые лебеди»
Сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack — по классификации НАТО) являются составной частью воздушной компоненты нашей «ядерной триады». Это самые большие, самые мощные и самые скоростные военные самолеты массой под 300 тонн с крылом изменяемой стреловидности, способные к межконтинентальным перелетам. По понятным причинам, бомбардировщики такого класса имеются всего у трех мировых держав – США, России и Китая.
Решение о разработке Ту-160 в СССР в семидесятые годы прошлого века стало ответом на появление у Пентагона сверхзвукового стратегического бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer в качестве воздушного носителя ядерного вооружения на замену относительно тихоходным B-52. Советский Ту-160 изначально создавался как носитель крылатых ракет большой дальности со специальной боевой частью, ядерной. Самолет имеет возможность дозаправки в воздухе и может с полной боевой нагрузкой преодолеть расстояние до 12 тысяч километров. Это позволило бы «Белым лебедям» на форсаже приблизиться на дальность ракетного удара по Северной Америке или иным военным целям в Тихом океане.
Впоследствии Ту-160 были адаптированы для нанесения ударов ракетами с неядерной боевой частью, а также свободнопадающими авиабомбами, которые могут быть как ядерными, так и неядерными. Огромная боевая нагрузка «Белого лебедя», достигающая 45 тонн, превращает его в «сверхдальнюю руку» Минобороны РФ, которая может использоваться в конвенциальных вооруженных конфликтах на удаленных ТВД. Так, например, в 2015 году стратегические бомбардировщики Дальней авиации ВКС РФ Ту-95МС и Ту-160 наносили воздушные удары по военным объектам боевиков в Сирии.
Также эти самолеты применяются в ходе СВО на Украине, нанося удары с максимального удаления, чуть ли не из акватории Каспийского моря, чтобы не попасть в зону поражения вражеской ПВО. Наверное, главным недостатком Ту-160 является его большая радиолокационная заметность на радарах, заложенная в самой конструкции самолета. Любопытно то, каким образом в СССР в свое время собирались решать эту проблему.
На базе сверхзвукового бомбардировщика были разработаны два по-своему уникальных самолета. Первый – это Ту-160П, проект сверхтяжелого истребителя сопровождения, вооруженного ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия. Второй – это сверхзвуковой самолет РЭБ под индексом Ту-160ПП. Очевидно, что Ту-160П и Ту-160ПП должны были сопровождать «Белых лебедей» в их межконтинентальном полете к Северной Америке с целью увеличения их выживаемости для успешного выполнения миссии возмездия.
Вторая молодость
Однако ж эти проекты и некоторые иные, вроде самолета-носителя стартового комплекса для запуска спутников в условиях уничтожения противником космодромов, реализованы не были. Ту-160 по-прежнему стоят на вооружении современной Российской Федерации. Их всего 16 единиц, и каждый имеет свое собственное уникальное имя.
В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о возобновлении производства стратегических ракетоносцев и модернизации уже имеющихся. Модернизированные самолеты получили индекс Ту-160М, а произведенные в наши дни с нуля – Ту-160М2. Сделать это оказалось непростой задачей. После распада СССР многие производственные цепочки были разорваны. Пришлось полностью оцифровывать всю техническую документацию на самолет, разработанный в 70-х годах прошлого века. Аналоговое бортовое оборудование в Ту-160М и Ту-160М2 было необходимо заменить на современное цифровое.
Внешне ракетоносец остался прежним, а вот его начинка полностью обновилась. Решение полетать самому на модернизированном Ту-160М «Илья Муромец» президент Владимир Путин принял во время посещения Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова, где было восстановлено производство уникальных самолетов:
Это действительно новая машина, нового поколения. Управляется лучше, видно даже невооруженным, непрофессиональным взглядом. Надежность высокая очень. Вооруженность (на высоте). Техника отличная.
Напомним, что в свое время, в далеком мирном 2018 году, президент Путин высказал идею создать на базе платформы Ту-160 сверхзвукового гражданского авиалайнера:
Надо сделать гражданскую версию.
«Белого лебедя» эта трансформация, кажется, все-таки не коснется. Может, оно и к лучшему, что производственные мощности КАЗ не заняты теперь гражданскими заказами, а используются для повышения обороноспособности страны.
Автор: Сергей Маржецкий
Заглавное фото: ОАК