Русские Вести

Какое время на часах Минфина?


Министерство финансов представило в Совет безопасности РФ проект реформы Вооруженных сил, основанный на оптимизации бюджета, проще говоря, направленный на сокращение военных расходов. Первым пунктом изменений значится уменьшение штатной численности войск на 10%. Речь, таким образом, может идти о сокращении 100 тыс. должностей (человек). Далее следует ряд других новаций, которые также можно рассматривать как, мягко говоря, не вполне адекватные нынешним горячим временам холодной войны против России. Вполне естественно, что предложения Минфина вызвали острую реакцию в обществе. Некоторые комментарии просто нельзя не процитировать.

«Экономить на армии не получится, на сегодняшний день ее роль возрастает, так как вокруг России появилось много конфликтов. И тут среди белого неба предлагают урезать армию. Эти люди не понимают, что творят», — заявил URA.RU бывший начальник зенитно-ракетных войск РФ, генерал, военный эксперт Сергей Хатылев.

«Этим предложением Минфина должна заняться Генпрокуратура, потому что его идеи угрожают обороноспособности и безопасности нашей страны», – сказал газете «Взгляд» военный эксперт Константин Сивков, комментируя предложенный Минфином проект реформы Вооруженных сил.

Бурное обсуждение минфиновских новаций развернулось и в социальных сетях. В общем, страсти разгорелись нешуточные, что, видимо, заметили и в Кремле, так как пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков решил внести в дискуссию некую нотку успокоения. «Никаких решений на сей счет не принималось, экспертное обсуждение вполне может вестись, но в стадии принятия решения таких вопросов нет», — сказал он. Хотя вряд ли ему это удалось снизить накал дискуссий.

Тема армии и всего, что с ней связано, издавна как в России, так и в СССР, и сегодня опять — в России вызывает самое пристальное внимание народа. Все — а точнее, абсолютное большинство, — прекрасно понимают, что наша мирная жизнь, соответственно, наше благополучие, в первую очередь зависят от состояния Вооруженных сил. Так было испокон веков, так, к сожалению, и осталось. Только за последние 100 лет русский народ (а это все нации и народности на территории России) пережил две мировых войны, гражданскую войну, ряд локальных военных конфликтов, каждый из которых мог перерасти в войну против России, если бы не было победы или принуждения к миру. Народ ведь не за красивые слова поддерживает президента РФ Владимира Путина.

После тяжелого периода падения экономики, развала Вооруженных сил до состояния почти полной потери боеспособности возрождение страны началось именно с воссоздания армии и флота. И только после того как обороноспособность страны была восстановлена, Россия приступила к мирному созиданию. Готовность России к отпору любому агрессору продемонстрировало участие в сирийской войне на стороне законной власти и по ее просьбе.

Превосходство в военной науке, технологиях, в военном строительстве вообще, включая ВПК, было наглядно показано на испытаниях новейших образцов техники и оружия, в том числе гиперзвукового и лазерного, а также в ходе международных учений «Кавказ — 2020». И теперь нам предлагается ради какой-то призрачной «оптимизации» разом потерять наши наработки и достижения?

В Минобороны прямо заявили о неприемлемости предложений Минфина оптимизировать бюджет за счет реформ Вооруженных сил. В ведомстве подчеркнули, что численность и структура Вооруженных сил определена, исходя из комплекса задач по обеспечению безопасности государства. «Сформирована устойчивая система комплектования, которая сбалансирована по количеству должностей, замещаемых военнослужащими и гражданскими специалистами», - говорится в сообщении МО. Там вполне обоснованно считают, что предложение Минфина и по сокращению должностей приведет к «нулевому» экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность. Отмечается также, что реализация предложений Минфина значительно ухудшит материальное благополучие и социальный статус военнослужащих.

Что касается экономии госбюджета за счет перевода на гражданскую службу военных медиков, юристов, специалистов по материально-техническому обеспечению и других категорий военнослужащих, которые, как утверждают в Минфине, не выполняют непосредственно боевых задач, то без развитой системы тылового материально-технического обеспечения и без надлежащего медицинского обеспечения, обороноспособность и боевые возможности Вооруженных сил будут резко подорваны. Военный человек не рассуждает, получив боевой приказ. Штатский еще подумает, выполнять его или не стоит. Впрочем, он и отказаться может, и никто его за это не вправе осуждать.

Еще одним способом экономии Минфин называет увеличение сроков использования вещевого имущества или замену его денежной компенсацией. (Носки станут носить годами?) Ведомство также предлагает обеспечивать питанием контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.

По мнению замминистра обороны Дмитрия Булгакова, содержание военнослужащих «далеко не самая большая статья расходов. Средняя зарплата в армии — 40–50 тыс. руб. Если умножить на 100 тыс. человек, получится не более 5 млрд экономии в год. А вот на боеготовности армии это сокращение может отразиться негативно. Оно может привести к некомплекту в боевых подразделениях. А если их укомплектовать, не хватит людей в тыловых частях, и мы опять погрузимся в ситуацию, когда приходилось, например, собирать сводные экипажи кораблей, чтобы выйти в море». Добавлю, что рабочий день у офицера, прапорщика длится, как говорят в армии, от темна до «темнадцати».

А еще говорят так: снял портупею — и рассыпался. Тем не менее оптимизация расходов на армию включает предложение убрать ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции, а также увеличить до 25 лет срок выслуги, необходимой для ее получения. Из этого срока Минфин хочет убрать учебу в военном вузе. Сейчас она входит в срок выслуги, который составляет 20 лет, дающих право на пенсию в 50%. Таким образом, период, нужный офицерам для пенсии, увеличивается в общей сложности на десять лет! К тому же однозначно: исключение из выслуги лет обучения в военном вузе, а также адъюнктуре и аспирантуре — это удар по военной науке. «Сегодня интерес российской молодежи к военной науке упал. Число кадров, которые непосредственно занимались вопросами военной науки, в Минобороны резко сократилось. А между тем военные теория и практика сегодня переживают революцию. От традиционных форм вооруженной борьбы мир переходит к ранее неизвестным формам, в основе которых лежат гибридные подходы», — отметил К. Сивков.

Ранее немало критики вызвало бюджетное предложение Минфина сократить расходы на госпрограмму вооружений на 5% в 2021 —2023 гг. Теперь в ведомстве Антона Силуанова взялись уже за самих военнослужащих.

Даже такой либерал, как глава Счетной палаты России Алексей Кудрин, выступил в защиту оборонных расходов, заявив, что считает оптимальным их уровень в 2,8 — 2,9% ВВП, тогда как проектом бюджета предполагается сократить их до 2,5% ВВП в 2023 г. «Доля на национальную оборону планируется снижение с 2,7% ВВП до 2,5% в 2023 году. Коллеги, я скоро превращусь в защитника Минобороны и военных расходов. Потому что сокращение с 2,7% до 2,5% — это достаточно заметное сокращение», — сказал Кудрин на заседании комитета Госдумы по бюджету. Хотелось бы поверить в его благие намерения, да мешает одно обстоятельство. В 2011 г., когда военным резко увеличили должностные оклады и, соответственно, пенсии, именно по предложению Кудрина, тогда еще министра финансов, был законодательно введен так называемый понижающий коэффициент. В результате столь невиданной в мире «оптимизации» сумма пенсий была ограничена 54%, правда, обещалось увеличивать ее ежегодно на 2%. Вначале увеличивали, потом заморозили все повышения. Сегодня военные пенсионеры получают 73,68% от суммы, которую государство должно им выплачивать. За счет «поправок» на инфляцию. В общем, над честно выполнившими свой воинский долг ветеранами измываются даже более изощренно, чем над честными гражданскими трудягами.

Предложение об исключение из законодательства нормы о ежегодном увеличении военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции — это, по сути, такой же «финт», как и в случае с работающими пенсионерами: военным пенсионерам тоже предлагается отменить индексацию пенсий. Готовит Минфин и новацию по выслуге лет. Для аналогии можно привести ситуацию с реформированием пенсионного возраста, когда он был увеличен и для мужчин, и для женщин. С военными предлагают провернуть примерно ту же историю: увеличить им право выхода на пенсию с 20 до 25 лет. Но и на этом не останавливаются. Годы учебы в военном вузе в ведомстве Силуанова, повторю, предлагают не засчитывать. А это минус примерно пять лет.

Учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев считает, что в этом случае есть прямое противоречие законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». Эксперт подчеркнул, что уже сразу после принятия присяги курсанты приступают к учёбе и их начинают привлекать как к патрулированию и караулам, так и к решению других задач военной службы. Скажу больше: им доверяют сведения, которые составляют как военную, так и государственную тайну, чего требует учебный процесс, например, данные о современном оружии и т.д.

Сейчас Запад руками своих сателлитов и лимитрофов пытается развязать локальные военные конфликты по всей длине западных и южных границ России, образовывая эдакую дугу нестабильности. Предлагать сокращение армии в таких условиях — как минимум недомыслие.

Думаю, речь может идти о некомпетентности целого министерства. А если учесть, что только в Европе натовские войска в три с лишним раза превышают российские, то для оценки предложений Минфина напрашиваются другие слова. Причем заметим, в руководстве ведомства десятки лет пребывают одни и те же лица. Нам давно пора задавать им неудобные вопросы…

В связи с предложениями Минфина один из пассажей в соцсетях показался мне наиболее характерным для нынешнего состояния общества. Это, по сути, глас народа. Пользователь G написал так (цитирую как в оригинале): «У министра финансов, на минуточку, 11 замов, из них два первых (видимо, не смогли определиться, кто первее). И это только в головном Минфине. Добавьте к этому Минфины в каждом субъекте РФ. И еще подведомственные организации. Я очень сомневаюсь, что, в случае чего, они пойдут защищать Родину с оружием в руках…»

Этот неведомый нам комментатор подсказал, где найти источник недостающих для минфиновского счастья денег. В конце сентября прошлого года первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что к чиновникам в России принято относить всех работников государственных и муниципальных органов. «Их около 2,4 млн человек.. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — добавила она. Парадокс: в удельном и абсолютном исчислении количество чиновников госсектора превышает показатели Советского Союза при значительно меньшей экономике с громадным частно-корпоративном сектором и практически сплошной цифровизацией управленческого труда. (Кстати, в Российской империи в 1913 г. чиновников было всего 252,9 тыс., а в СССР в 1985 г. 2,03 млн управленцев).

Заметим, средний оклад федеральных госслужащих составляет 126 тыс. руб. (на 2019 г.). Если сегодня уменьшить фонд зарплаты на 10%, одновременно выведя большую часть чиновников на «удаленку» и проведя оптимизацию штатных расписаний, то, по мнению специалистов, может оказаться, что только прямая экономия может составить до 20 млрд руб.

Не говоря уже о сокращении косвенных затрат на электричество, воду, коммунальные платежи, транспорт и т.д. Экономия на сокращении ВС, повторим, составит около 5 млрд руб. Но у наших банкиров и финансистов (а они в большинстве своем либеральной ориентации) руки начинают чесаться при одном упоминании об армии, где собственно военных, то есть людей в погонах, — около 1 млн 100 тыс. Но чиновники — это «святое», это свои по духу. Военные — это чужие?

Вместе с тем любопытно: а с каких это пор главным по реформам в Вооруженных сил стало Министерство финансов? Всегда такое гигантски сложное дело поручалось военным и политикам. Бухгалтерия подключалась позже, когда возникала потребность подсчитать «дебет-кредит». Сейчас, кажется, бухгалтерская телега стала впереди военно-политической лошади, но с такими подходами далеко не уедешь.

Идея Минфина о сокращении численности Вооруженных сил России и финансировании их питания не продумана; такая «мелочная экономия» напоминает ситуацию в 1990-х годах, считает депутат Госдумы, глава группы дружбы между парламентами РФ и Сирии, первый зампред «Боевого братства» Дмитрий Саблин.

Он также напомнил, что президент США Дональд Трамп заявляет о выделении 2,5 трлн долл. на развитие вооруженных сил, а к российским границам стягиваются силы НАТО. «Самое время начать реформы, ущемляющие и унижающие наших солдат, офицеров и генералов», - не без сарказма заметил депутат.

И добавил: «Есть анекдот о мальчике, который обменял отцовский кортик на модные часы. Отец спросил его: "И что ты сделаешь, если на наш дом нападут, будут угрожать сестре, матери? Выйдешь и скажешь: "Московское время 6 часов? ". Хочется задать вопрос: который час на часах Минфина?».

Валерий Панов

Источник: www.stoletie.ru